
Корш - Краткий словарь античности
.pdf
2
1.Колонна императора Траяна. II в.
2.Рельефы колонны Императора Траяна
331

РИМ
1
2
1.Реконструкция Пантеона. Продольный разрез. II в.
2.Пантеон. II в.
3.Мавзолей Адриана в Риме. II в.
4.Арка императора Траяна в Беневенто. II в.
5.Арка Константина в Риме. IV в.
332

3 |
4 |
|
|
|
|
5
333

П. ГИРО
ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ
ЖИЗНЬ ГРЕКОВ
I. Общие сведения
II.Семья
III. Воспитание
IV. Частная жизнь
V.Рабство
VI. Труд и богатство
VII. Общественная жизнь
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Эллинский тип
Эллинская раса была чрезвычайно красива; греки и сами были убеждены в своей красоте, и иностранцы не оспаривали их права гордиться ею. Послушайте, что говорит знаменитый врач начала V в. Адамантий, которого трудно заподозрить в пристрастии, потому что по происхождению он был еврей, а жил в Александрии: «В тех местностях, где эллинская раса со0 хранилась в чистом виде, население отличается довольно высо0 ким ростом, широкими плечами, стройностью, крепким сложе0 нием; они блондины с белым цветом кожи и с устойчивым, хотя нежным, румянцем; у них прямые, красиво сложенные но0 ги с изящными ступнями, круглая, средней величины голова на крепкой шее. Их отливающие золотом волосы тонки и легко вьются; лицо у них прямоугольное, губы тонкие, нос прямой; томные, чрезвычайно блестящие глаза мечут нежные и прони0 цательные взоры; среди всех народов греки отличаются красо0 той своих глаз».
Это описание совершенного по красоте типа эллинской расы сделано с такой точностью, что ему трудно не доверять. Кроме то0 го, оно и в настоящее время вполне соответствует наружности жи0 телей некоторых отдаленных областей Греции, например Запад0 ной Аркадии. Нигде в Европе мужской тип не отличается такой красотой, как в этих горах, куда завоеватели почти не проникали и где они никогда не оставались на такой долгий срок, чтобы испор0 тить чистоту эллинской крови.
Однако не следует думать, что художникам достаточно было бросить беглый взор, чтобы найти образцы для типов той совер0 шенной красоты, которой они одаряли богов и эфебов. Уваже0 ние, какое греки питали к изяществу форм и правильности черт лица, доказывает, что эти качества встречались не у всех. В Афи0 нах, где большая часть населения состояла из рабов и поселив0 шихся на жительство иностранцев и где незаконные браки во0 шли в обычай, раса должна была иметь особенно много примесей, а отдельные типы поражать крайним разнообразием. Антропологи не могут вывести никаких заключений из сравне0 ния черепов, находимых в афинских могилах. Кроме того, стоит перелистать комических поэтов, чтобы найти указание на крюч0 коватые и вздернутые носы, рты до ушей, сутулые плечи, тол0 стые животы, чрезмерно тонкие или кривые ноги. Ряд произве0 дений скульптуры — памятники частных лиц, портреты, надгробные барельефы и стелы — дают часто изображения, чер0
336 ты которых очень далеки от классической правильности. Кроме
того, не все косметы (начальники) эфебов, не все великие люди (например, Демосфен и Эврипид) были красивы, Сократ же от0 личался самым грубым безобразием.
Счастье по понятию афинянина
«Счастливейшим из людей,— чистосердечно говорил Солон Крезу,— я считаю афинянина Телла». Изумленный Крез по0 спешно спросил: «Почему же Телла ты считаешь счастливей0 шим?». Солон отвечал: «Во0первых, родное государство Телла было счастливо; он имел прекрасных детей и дожил до той поры, когда у всех у них родились и благополучно выросли дети; во0 вторых, средства к жизни были у него, по нашим понятиям, до0 статочные, а кончил он дни свои славной смертью: во время сра0 жения афинян с соседями, элевсинянами, он помог своим обратить врагов в бегство и умер мужественной смертью; афиня0 не похоронили его на государственный счет на том самом месте, где он пал, и почтили высокими почестями».
Во времена Платона Гиппий высказывал следующие мысли, аналогичные взглядам греческого народа: «Самое лучшее для всякого человека во все времена и во всех странах — пользо0 ваться богатством, здоровьем и уважением среди греков, до0 жить так до старости и, отдав с честью своим родителям по0 следний долг, быть похороненным своими потомками с тем же великолепием».
Простота греческой жизни
Когда цивилизация начала продвигаться на север, ей при0 шлось позаботиться об удовлетворении различных потребнос0 тей, в которых на месте ее первоначального пребывания, т. е. на юге, не было нужды. В сыром или холодном климате, как, на0 пример, в Галлии, Германии, Англии, Северной Америке, чело0 век ест больше, ему необходимы более прочные и лучше защи0 щенные от непогоды жилища, более теплые и толстые одежды, больше огня и света, больше убежищ, съестных припасов, боль0 шее количество орудий и ремесел. Человек поневоле начинает заниматься промышленностью, и так как его потребности рас0 тут по мере их удовлетворения, то три четверти своего труда он тратит на создание своего благосостояния; но удобства, кото0 рые он приобретает, делают его вместе с тем менее свободным и как бы попавшим в неволю благодаря искусственности создан0 ной им обстановки.
Мужской костюм в Древней Греции состоял из короткой туни0 ки без рукавов; женский — также из туники, но длинной, доходив0
шей до ступней; на плечах эта туника загибалась вдвое, и концы 337
ниспадали к поясу, — вот и вся основная часть одеяния; к этому надо прибавить только большой четырехугольный кусок материи, который набрасывали на себя сверху, как мантию, а для женщи0 ны, когда она выходила из дома, — покрывало и почти всегда сан0 далии. Сократ носил сандалии только по праздникам. Очень час0 то греки ходили босые и с непокрытой головой. Все эти одеяния можно было сбросить одним движением руки; нисколько не стя0 гивая талии, они хорошо обрисовывали формы, а в отверстиях и при движениях открывалось обнаженное тело.
В гимназиях, на стадии, при исполнении многих торжествен0 ных танцев греки полностью освобождались от одежд. «Грекам свойственно ничего не закрывать»,— говорит Плиний. Одежда яв0 лялась у них лишь небольшой подробностью, которую можно бы0 ло скинуть в одно мгновение.
Та же простота была характерна и для его дома. Подсчитайте все, что в наше время составляет сносное жилище: большая по0 стройка из обтесанного камня, окна, рамы, обои, окраска, ставни, двойные и тройные занавеси, печи, камины, ковры, кровати, ме0 бель для сидения, мебель для других нужд, бесчисленное коли0 чество разных безделушек, хозяйственная утварь и предметы роскоши. Теперь сопоставьте это с греческим обиходом: выбе0 ленные известкой и даже во времена Перикла не оклеенные обо0 ями стены, которые каждый вор мог проломить, постель с по0 крывалами, сундук, несколько красивых разрисованных ваз, развешанное по стенам оружие, лампы первобытного устройст0 ва, маленький домик, часто имеющий только один этаж,— и это0 го было достаточно для знатного афинянина. Он жил на возду0 хе, под портиками, на агоре, в гимназиях. И общественные здания, в которых он находил приют для своей общественной жизни, были так же скромны, как и его частное жилище. В Гре0 ции театр вмещал от 30 до 40 тысяч зрителей и стоил в двадцать раз меньше современного, потому что расходы брала, так ска0 зать, на себя природа: на склоне холма высекались амфитеатром ступени; внизу, в центре, устраивался жертвенник; для резонан0 са голоса актера воздвигалась высокая стена с лепными украше0 ниями; солнце заменяло люстру, а декорациями для заднего фо0 на служили то сверкающее море, то группа гор, которым свет придавал бархатистый оттенок.
Теперь государство населяют от 30 до 40 миллионов жителей, рассеянных по обширному пространству на много сотен квадрат0 ных миль. Благодаря этому оно основательнее, чем античное го0 сударство0город, но зато и гораздо сложнее; люди, занимающие в нем какие0нибудь места, должны обладать специальными знани0
338 ями, потому что общественные должности становятся повсюду
такими же специальностями, как и всякие другие. Население привлекается к общественным делам только время от времени, принимая участие в выборах. Оно живет или прозябает в провин0 ции, не имея возможности составить собственное мнение об этих делах, довольствуется неопределенными впечатлениями и смут0 ными переживаниями и вынуждено принимать мнение людей, более образованных, которых оно посылает в столицу и которые являются его представителями при решении вопросов о войне, мире или о налогах.
Афинянин, напротив, лично разрешал дела, касающиеся об0 щественных интересов. Пять или шесть тысяч жителей собира0 лись на общественной площади не только для продажи вина и оливок, но и послушать ораторов и, если было необходимо, по0 дать голос за принятие какого0либо постановления или закона. Благодара тому что вся территория государства состояла из го0 рода и его предместий, деревенскому жителю приходилось про0 ходить почти такое же расстояние, как и горожанину. Более то0 го, рассматриваемые им дела были ему понятны, так как представляли его же интересы, потому что государство совме0 щалось с городом. Ему не трудно было понять, какого мнения надо держаться по отношению к Мегаре или Коринфу; для это0 го он мог довольствоваться своим личным опытом, своими по0 вседневными впечатлениями и ему не надо было становиться профессиональным политиком, имеющим глубокие познания по географии, истории, статистике и остальным областям науки. Подобным же образом он совершал в своем доме богослужения и время от времени исполнял обязанности главного жреца в сво0 ей фратрии — союзе нескольких родов в Аттике или в роде, по0 тому что его религия — это прелестная нянюшкина сказка. Вы0 полняемые им обряды состояли в каком0нибудь танце или в известной ему с детства песне или в трапезе, где он, облаченный в особое одеяние, играл роль председателя. Кроме того, он бывал судьей в гражданских, уголовных и религиозных делах или вы0 ступал в качестве защитника и обязан был сам отстаивать в суде свое дело. Как южанин, грек, естественно, обладал быстрой со0 образительностью и умел красиво говорить; он в общих чертах знал законы, и тяжущиеся стороны приводили их ему; кроме то0 го, обычай позволял судьям руководствоваться порывами своей непосредственной интуиции, здравым смыслом, душевными по0 рывами и страстями, так и точным законом и доводами, на них основанными. Был ли грек богат или беден — он обязан был не0 сти воинскую повинность, и, благодаря несложности военного искусства, армию составляло народное ополчение. Для того
чтобы создать такое войско и иметь хороших солдат, надо было 339
соблюсти два условия, которые вытекали из общего образова0 ния греческих юношей и не требовали специального военного обучения, военных школ, казарменной дисциплины и казармен0 ных упражнений.
С одной стороны, греки хотели, чтобы каждый солдат был возможно более сильным, гибким и ловким, чтобы он умел воз0 можно лучше наносить и отражать удары и уклоняться от них; этому юношей обучали в гимназиях. С другой стороны, они стре0 мились к тому, чтобы солдаты умели ходить, бегать, совершать в стройном порядке разнообразные движения; для этого достаточ0 но было орхестрики — одного из видов греческой гимнастики; все их национальные и религиозные праздники учили детей и юношей искусству строиться в группы и рассыпаться. Благода0 ря всем этим обычаям граждане уже имели подготовку и потому становились солдатами сразу и без усилий.
Не большей подготовки требовалось и для моряков. В то вре0 мя военный корабль был тем же каботажным судном, поднимав0 шим не более 200 человек и никогда не терявшим из виду бере0 гов. В портовом городе, жившем морской торговлей, не было никого, кто не знал бы приемов управления таким кораблем, кто не умел бы или не научился бы очень скоро угадывать погоду, на0 правление ветра и ориентироваться в море, т. е. зная ту техни0 ческую сторону дела, которой у нас матрос или морской офицер овладевает только через 10 лет обучения и практики.
Все особенности античной жизни определяются простотой их цивилизации, не имеющей предшественников, что приводит к одному и тому же результату, — к простоте вполне уравнове0 шенной души, в которой ни одна группа способностей и склон0 ностей не развилась в ущерб другим, которая не получала ника0 кого исключительного направления и не изуродовалась никаким специальным занятием.
В настоящее время есть люди, образованные и невежествен0 ные, горожане и крестьяне, провинциалы и столичные жители; они все различаются по классам, профессиям и ремеслам; всюду отдельный человек как бы заключен в клетку, сделанную им са0 мим, и находится в постоянной зависимости от множества со0 зданных им потребностей.
Грек был менее искусственным, менее специализировавшим0 ся, менее удаленным от естественного состояния и действовал в политическом кругу, который был лучше приноровлен к челове0 ческим способностям; он жил в обществе, нравы которого более способствовали поддержанию его жизненных свойств: находясь ближе к естественной жизни, в меньшем рабстве от разрастаю0
340 щейся цивилизации, он был более человеком.
II. СЕМЬЯ
Первобытная семья
Семья в первобытной Греции значительно отличалась от той се0 мьи, какую мы наблюдаем впоследствии, в V и IV вв. до н. э. Преж0 де она была очень многочисленной, и члены ее жили все вместе под одной кровлей. Гомер, не проводящий никакого различия между учреждениями греков и троянцев, так описывает дворец Приама:
...В самом чертоге Шли пятьдесят из блестящего мрамора спальных покоев.
Вэтих покоях, один от другого построенных близко, Подле законных супруг сыновья почивали Приама. Для дочерей же с другой стороны во дворе находилось
Комнат двенадцать из гладкого мрамора, сверху покрытых.
Вэтих покоях, один от другого построенных близко,
Подле стыдливых супруг зятья почивали Приама.
(«Илиада», п. VI)
Позже, когда эта семья заменилась семьей в современном значении этого слова, пытались рассматривать первую как фик0 тивный союз, где родство не играло никакой роли. Между тем, нам известно, что к членам этой семьи прилагался еще эпитет «вскормленные одним и тем же молоком», а это определенно указывает на кровное родство. Впрочем, тогда придавали мало значения тому обстоятельству, вступил ли кто0нибудь в семью по рождению или путем усыновления. Приемный сын играл в ней такую же роль, как и сын родной; его присутствие не было нарушением правила, требующего, чтобы все члены семьи нахо0 дились в кровном родстве; приобщение к культу нового дома со0 вершенно отрывало человека от его настоящего отца и давало ему другого, приемного.
Таким образом, первобытная семья представляла собой союз людей, ведших свое происхождение от одного общего предка. Но при этом необходимо было выполнение одного условия. Эти лица входили в состав семьи, они считались родственниками только в том случай, если их связь с более или менее отдаленным предком основывалась на родстве по мужской линии. Дети сестры и дети брата были друг другу чужими.
Глава семьи пользовался громадной властью; обыкновенно власть эта находилась в руках отца. Если отец умирал, она перехо0 дила к его старшему сыну, и отцом семейства в этом случае был са0 мый старший из находящихся в живых братьев. Известно, кроме
того, что слово «отец» заключало в себе не только идею родства, но 341