Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
литература для всех / Экологическая безопасность России, 2003.doc
Скачиваний:
127
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
1.6 Mб
Скачать

Экологическая культура в системеэкологической

Безопасности: научно-образовательный

И нравственно-правовой аспекты

(На материалах Республики Адыгея)*

Экологическая культура в целом есть категория, определяющая совокупность социоприродных и социокультурных отношений, специфика которых выражается в осознанном стремлении к согласованному развитию необходимых связей человека и общества с окружающей средой в целях ее сохранения и воспроизводства для преемственного обеспечения материальных и духовных потребностей нынешнего и будущих поколений.

Данное определение вытекает как из онтологических оснований общественного бытия, существенных потребностей современной социальной практики, так и из гносеологического основания в форме научно-эмпирического обобщения, предложенного академиком В.И. Вернадским для определения сферы разума: «Это новая форма биохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биохимической энергией, которая создает в настоящее время ноосферу»49.

Структурно экологическая культура складывается из связей философской, научной, образовательной, религиозной, нравственно-этической, правовой, управленческой, информационной, художественно-эстетической, технологической, бытовой, экологической культуры и выступает в качестве подсистемы в сверхсистеме экологической безопасности планеты, страны, региона, личности.

Экологическая культура не сводится только к понятиям «экологическое образование», «экологическое просвещение» и «экологическое воспитание» или к понятию «экологическая информация», хотя и включает их в свою структуру. Попытки на законодательном уровне ограничить экологическую культуру исключительно духовным, образовательно-воспитательным аспектами приводят к тому, что соответствующие законопроекты под этим названием подразумевают принятие законов об экологическом образовании и просвещении. В результате благое намерение оканчивается бесплодно. Такова, например, судьба проекта федерального закона «Об экологической культуре» (вариант: «Об основах экологической культуры»). Разработанный еще два года назад он так и не внесен, в силу названных причин, на парламентское рассмотрение, хотя социально-правовая потребность в нем остается.

Более перспективным представляется, с учетом опыта, принятие региональных законов об экологической культуре. В них можно было бы предусмотреть как ее образовательно-воспитательную составляющую – в одной-двух статьях, не более, так и регулирование эколого-культурных отношений, в том числе информационно-управленческих, организационно-финансовых, гражданско-бытовых, художественно-творческих. Во всяком случае, ряд депутатов Госсовета Республики Адыгея готовят такой проект для внесения в качестве законодательной инициативы. При этом авторы отдают себе отчет в методологической трудности данной задачи, заключающейся в том, чтобы новый закон не подменял уже действующие экологические законы республики «Об экологической безопасности», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др., а регулировал бы те отношения, которые не урегулированы перечисленными законами.

Ориентиры в этой работе дает Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 № 1225-р. Среди них к числу основных факторов деградации природной среды отнесен «низкий уровень экологического сознания и экологической культуры»; положения о том, что «природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния», «стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны», «обеспечение адекватного бюджетного финансирования охраны окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности государства», «бесплатный доступ граждан к информации в сфере экологии, жизненно важной для их безопасности», «развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития», «включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса», «усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности».

И самое существенное для нашей темы: «включение вопросов финансирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий», «развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления».

Научно-образовательный аспект экологической культуры требует программирования уполномоченными государственными органами научных работ и научно-просветительской деятельности, их целевого финансирования, обеспечения должной мотивации творческого труда ученых, преподавателей и организаторов науки и образования. Эти стороны развития экологической культуры необходимо учитывать в развитии соответствующих отраслей права. В том числе на уровне региона, в пределах властно-управленческой компетенции субъекта Федерации.

Важность нравственно-правового аспекта экокультуры состоит в том, что именно в этой сфере формируется, развивается и реализуется нормативная база экологической нравственности и экологического права. И хотя каждая из областей имеет суверенную природу и специфику, цель экологической нравственности и права единая – обеспечить экологическую безопасность социоприродной системы страны, используя специфические средства и атрибуты.

В условиях региона для перехода экологической культуры с уровня декларации на уровень воплощения в жизнь требуется, во-первых, обеспечить силами всех ветвей власти, при участии общественности, точное следование нормам федерального экологического права; во-вторых, развивать не противоречащее федеральному экологическое законодательство субъектов Федерации; в-третьих, необходима целенаправленная эколого-правовая подготовка и переподготовка руководящих кадров; в-четвертых, постоянно информировать через электронные и печатные СМИ население о результатах правоприменительной практики в сфере экологии и охраны природы.

Нравственно-этический ресурс экологической культуры в регионе имеет свою специфику и состоит в возможностях экологического «модус вивенди» православной и мусульманской общин, в которых объединяется часть населения. Религиозно-проповедническая популяризация, например, ограничения потребления животных белков во время продолжительных постов, нравственно-религиозное осуждение, «подобно Иисусу Христу, Аристотелю и Фоме Аквинскому неправедных путей обогащения и особенно ростовщичества, мошенничества и спекуляции»50. В культурологическом аспекте могут быть востребованы еще сохранившиеся традиции одобряемого кругом – органом коллективного самоуправления казачьей общины, бережного отношения кубанского, в том числе линейного, горского казачества к природе: родникам, рекам, лесу, зверю. У адыгейского населения таким нравственно-этическим экоресурсом выступает народный кодекс чести «Адыгэ хабзэ». Ему привержена гораздо в большей степени, чем исламу, значительная часть населения республики. Не писаные, но общепринятые нормы народной нравственности при необходимой и целенаправленной поддержке общества и государства дают некоторые примеры реального поворота на путь экокультуры.

Указом Президента Республики на три года запрещена охота на копытных животных в лесном предгорье. Просьбу об этом от имени православных верующих еще в ходе избирательной кампании 2001 г. высказал кандидатам в президенты Республики Адыгея епископ Майкопский и Адыгейский Пантелеймон. Остановлены продолжавшиеся 10 лет губительные рубки буковых, дубовых и каштановых лесов.

Таким образом, некоторое движение по пути экологической культуры в регионе началось. Задача в том, чтобы добрый почин продолжался для достижения целей как экокультуры, так и экобезопасности, которые совпадают.