Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы права .doc
Скачиваний:
2398
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
1.95 Mб
Скачать

5.2 Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Необходимая оборона

Защита от общественно опасного посягательства – право каждого гражданина, независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны (явное для обороняющегося лица несоответствие защиты характеру и опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется смерть или тяжкое телесное повреждение), не является преступлением.

Для признания обороны правомерной требуется соблюдение ряда условий, которые обусловливают ее общественно полезный характер. Право на необходимую оборону возникает лишь в случае, когда имеется общественно опасное посягательство. Под общественно опасным посягательством следует понимать деяние, предусмотренное Особенной частью Уголовного кодекса, независимо от того, привлечено ли лицо, его совершившее, к уголовной ответственности или освобождено от нее в связи с невменяемостью, недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности или по другим основаниям. Не может признаваться находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, причинившее вред другому лицу в связи с совершением последним действий, хотя формально и содержащих признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законодательством, но заведомо для причинившего вред не представляющих в силу малозначительности общественной опасности. В таком случае лицо, причинившее вред, подлежит ответственности на общих основаниях. Так, причинение смерти подростку, залезшему в сад с целью сорвать несколько яблок, рассматривается как умышленное убийство, не связанное с отражением посягательства, поскольку малозначительность таких действий очевидна.

Состояние необходимой обороны не возникает при совершении таких преступлений, которые по своему характеру не требуют для их пресечения причинения вреда посягающему. К их числу относятся, например, вымогательство, должностной подлог, незаконное врачевание.

Не может быть признано находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, которое намеренно вызвало нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий (развязывание драки, учинение расправы, совершение акта мести и т. п.). Содеянное в таких случаях должно квалифицироваться на общих основаниях.

Оборона признается правомерной, если она предпринята своевременно. Она допустима как в случаях уже начавшегося, но еще не окончившегося нападения, так и при наличии реальной угрозы посягательства. Если нападение непосредственно предстоит (вот-вот должно начаться), обороняющийся не обязан выжидать начала реального осуществления посягательства, так как малейшее промедление может сделать защиту невозможной. Но не может рассматриваться как реальная угроза нападения такое посягательство, которое предстоит не непосредственно, а в более отдаленном будущем. Право на необходимую оборону существует до момента фактического окончания общественно опасного посягательства. Однако состояние необходимой обороны может иметь место и тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы и оконченного посягательства, но по обстоятельствам дела для оборонявшегося не был ясен момент его окончания. При этом необходимо иметь в виду и то, что переход оружия или других предметов, использованных при нападении, от посягавшего к обороняющемуся сам по себе не может свидетельствовать об окончании посягательства (нападающий может опять ими завладеть, пользуясь своим превосходством в физической силе, использовать другие предметы для продолжения посягательства и т. п.).

Действия оборонявшегося, причинившего вред посягавшему, не могут считаться в состоянии необходимой обороны, если вред причинен после того, как посягательство было предотвращено или окончено и в применении средств защиты явно отпала необходимость. В этих случаях ответственность наступает на общих основаниях, но для правильной юридической оценки таких действий необходимо, учитывая всю обстановку происшествия, выяснить, не совершены ли эти действия в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного общественно опасным посягательством.

Лицо, подвергшееся общественно опасному нападению, имеет право на активную защиту путем причинения посягающему вреда, независимо от наличия у него возможности спастись бегством, обратиться за помощью к работникам милиции или иным представителям власти, другим гражданам или избрать какие-либо иные способы, не носящие характера активного противодействия посягавшему (захлопнуть перед ним дверь, отскочить в сторону, парировать удар и т. п.).

Пределы необходимой обороны зависят от характера и степени опасности посягательства, обстановки, в которой производится защита, наличия или отсутствия у обороняющегося возможности взвесить характер опасности и избрать соразмерные средства защиты, т. е. такие, чтобы не было явного несоответствия их характеру и опасности посягательства (в состоянии душевного волнения, вызванного посягательством, такой возможности может и не быть), а также от соотношения сил защищающегося (защищающихся) и нападающего (нападающих). Все эти обстоятельства должны учитываться в совокупности и применительно к каждому конкретному случаю. Это означает, в частности, что интенсивность защиты при соответствующих условиях может превышать интенсивность нападения. Не требуется также, чтобы средства защиты всегда соответствовали средствам нападения. Даже против безоружного нападения при определенных условиях (например, при наличии угрозы для жизни обороняющегося или другого лица) могут быть использованы, к примеру, камень, палка, нож или даже огнестрельное оружие.

При необходимой обороне, в отличие от крайней необходимости, не требуется, чтобы причиненный нападающему вред был меньше предотвращенного вреда (например, при отражении посягательства на общественную и личную собственность, на половую неприкосновенность женщины допустимо при определенных условиях причинение нападающему телесного повреждения или даже смерти).

Превышение пределов необходимой обороны наказывается в уголовном порядке лишь в случаях, когда посягавшему без необходимости в этом были причинены смерть, тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение.

Причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление, при его задержании для передачи органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, когда оно пытается или может скрыться от следствия и суда, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер (явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред, в случаях умышленного лишения жизни либо причинения тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения).

Право на задержание лица, совершившего преступное деяние, наряду со специально уполномоченными лицами имеют также потерпевшие и другие граждане.

Действия граждан, выполнявших свой общественный долг по поддержанию правопорядка и причинивших вред лицу в связи с пресечением его общественно опасного посягательства и задержанием или доставлением посягавшего непосредственно после посягательства в соответствующие органы власти, должны рассматриваться как совершенные в состоянии необходимой обороны. Уголовная ответственность за причинение вреда задержанному может наступить лишь при условии, если такие действия не являлись необходимыми для задержания, явно не соответствовали характеру и опасности посягательства. В этих случаях содеянное, в зависимости от конкретных обстоятельств, должно квалифицироваться как совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо на общих основаниях. Задержание лица, совершившего преступление, путем причинения ему смерти или телесного повреждения признается правомерным и приравнивается к необходимой обороне при наличии следующих условий:

а) задержанное лицо совершило преступление, а не административный или дисциплинарный проступок либо малозначительное деяние (однако, если гражданин, совершивший правонарушение, не являющееся преступлением, нападает на задерживающего с целью причинить ему смерть или телесное повреждение, чтобы избежать задержания, от такого нападения возможна необходимая оборона);

б) задерживается лицо, в отношении которого имеются достоверные, не вызывающие никаких сомнений данные о том, что именно данное лицо совершило серьезное преступление, вызвавшее необходимость его задержания (она не возникает, например, в отношении того, кто нанес словесное оскорбление или совершил деяние, содержащее признаки преступления, но не представляющее большой общественной опасности);

в) вред причиняется с целью задержания или доставления в органы власти, а не для учинения самочинной расправы над преступником и вызван невозможностью его задержания или препровождения в органы власти без причинения вреда;

г) тяжесть причиненного задержанному вреда не находится в явном несоответствии с характером и опасностью совершенного им преступного посягательства.

Причинение вреда преступнику не может квалифицироваться как совершенное при превышении пределов необходимой обороны и влечет уголовную ответственность на общих основаниях, если не было никакой необходимости в задержании правонарушителя или вред ему причинен с целью мести, самосуда.

В тех случаях, когда обстановка происшествия давала основание полагать, что совершается реальное посягательство, и лицо, применившее средства защиты, не сознавало и не могло сознавать ошибочность своего предположения, его действия следует рассматривать как совершенные в состоянии необходимой обороны. Если при этом лицо превысило пределы защиты, допустимой в условиях соответствующего реального посягательства, оно подлежит ответственности как за превышение пределов необходимой обороны. Если же лицо причиняет вред, не сознавая мнимости посягательства, но по обстоятельствам должно было и могло это сознавать, действия такого лица подлежат квалификации по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за причинение вреда по неосторожности. Если вред кому-либо причинен вследствие чрезмерной, ничем не оправданной, подозрительности причинителя вреда при отсутствии со стороны потерпевшего каких-нибудь действий, внешне сходных с нападением, не может быть речи о мнимой обороне и ответственность наступает на общих основаниях.

Правила, относящиеся к мнимой обороне, должны применяться и при юридической оценке причинения вреда лицу, ошибочно принятому за преступника, подлежащего задержанию.

Крайняя необходимость

Не является преступлением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.

Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить.

Если вред кому-либо причинен вследствие чрезмерной, ничем не оправданной, подозрительности причинителя вреда при отсутствии со стороны потерпевшего каких-нибудь действий, внешне сходных с нападением, не может быть речи о мнимой обороне и ответственность наступает на общих основаниях.

В отличие от необходимой обороны источником опасности при крайней необходимости может быть не только общественно опасное посягательство человека, но и нападение животного, стихийные силы природы (например, пожар, наводнение), болезненные процессы в организме человека и т. п. Опасность, для устранения которой причиняется вред другим интересам, должна быть наличной, т. е. уже существующей или непосредственно предстоящей и действительной (не мнимой). Состояние крайней необходимости прекращается с момента отпадения или устранения опасности. Предотвращение мнимой опасности путем причинения вреда другим интересам, если лицо не знало и по обстоятельствам дела не могло знать о ее нереальном характере, приравнивается по своим правовым последствиям к крайней необходимости, если таковая имелась бы на лицо при действительном существовании подобной опасности. Если при вдумчивой оценке сложившейся ситуации причинитель вреда мог бы разобраться в отсутствии опасности, ответственность наступает как за соответствующее неосторожное преступление.

Особенностями крайней необходимости, отличающими ее от необходимой обороны, являются также невозможность устранения опасности другими средствами (способом, не связанным с нарушением охраняемых законом интересов) и причинение вреда менее значительного, чем предотвращенный. При решении вопроса о том, является ли причиненный вред менее значительным по сравнению с угрожающим вредом, нужно сравнить ценность защищаемого и нарушаемого благ, тяжесть предотвращенного и причиненного вреда. Например, правомерным признается устранение опасности, угрожающей государственным или общественным интересам, путем принесения в жертву менее важных личных интересов или спасение жизни человека путем причинения имущественного ущерба какому-либо учреждению или отдельному лицу, если в обоих случаях опасность не могла быть устранена другими средствами.

В судебной практике встречаются случаи, когда действие или бездействие направлено на предотвращение названной в ст. 35 опасности и в силу сложившейся обстановки лицо добросовестно полагало, что предусмотренные этой статьей условия будут соблюдены, но по независящим от него обстоятельствам опасность не удалось устранить или причиненный вред оказался равным предотвращенному или даже большим (например, с целью избежать наезда на ребенка, неожиданно появившегося на проезжей части улицы, водитель автомашины резко свернул в сторону, но избежать наезда не удалось, машина опрокинулась и пострадали находившиеся в ней пассажиры, либо наезда не произошло, но погиб кто-то из пассажиров). В этих случаях ответственность исключается ввиду отсутствия вины.

Лица, на которых возложена специальная обязанность устранять опасность (военнослужащие, работники милиции, пожарной охраны и т. д.), не могут уклониться от выполнения своих служебных обязанностей путем ссылки на состояние крайней необходимости, т. е. на то, что при выполнении этих обязанностей будут подвергнуты серьезной опасности их жизнь и здоровье.

Ошибка в наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния

Если лицо вследствие заблуждения считало, что находится в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости либо осуществляет задержание лица, совершившего преступление, но по обстоятельствам дела не должно было и не могло сознавать отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяния, его действия оцениваются соответственно по правилам соответствующих статей Уголовного Кодекса.

Если в сложившейся обстановке лицо должно было и могло предвидеть отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяния, оно подлежит ответственности за причинение вреда по неосторожности.

Пребывание среди соучастников преступления по специальному заданию по предупреждению или раскрытию преступления освобождает лицо от ответственности, если только это лицо не совершило особо тяжкое или тяжкое преступление, связанное с посягательством на жизнь или здоровье человека.

Обоснованный риск – причинение вреда охраняемым Уголовным кодексом интересам для достижения общественно полезной цели.

Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанным с риском действием и лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вреда правоохраняемым интересам.

Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой экологической катастрофы, общественного бедствия, наступления смерти или причинения тяжкого телесного повреждения лицу, не выразившему согласия на то, чтобы его жизнь или здоровье были поставлены в опасность.

От крайней необходимости следует отличать оправданный производственно-хозяйственный риск (лицо с целью внедрения в производство новой техники, проведения испытаний опытных образцов новых машин и механизмов, освоения новых технологических процессов или предотвращения опасности, возникшей в процессе выполнения какой-либо работы, правомерно рискует для достижения общественно полезного результата тем или иным способом). Риск признается оправданным, несмотря на возможные или наступившие вредные последствия, при соблюдении следующих условий:

а) риск преследует общественно полезные цели;

б) достижение этих целей без совершения определенных рискованных действий невозможно;

в) степень риска не превышает степени важности ожидаемого общественно полезного результата;

г) риск основан на тщательном, всестороннем учете соответствующих объективных закономерностей, новейших научно-технических достижений, позволяющих в данном конкретном случае рассчитывать на успех задуманного эксперимента или иного рискованного действия;

д) вероятность вредных последствий предпринимаемого действия несравненно меньше вероятности достижения поставленной общественно полезной цели;

е) указанные вредные последствия не являются тяжкими (лишь в исключительных случаях, для достижения особо важных общественно полезных целей допускается поставление в опасность жизни или здоровья человека, который согласился на это либо по роду своей работы или службы обязан подвергнуться риску).

Если не соблюдено какое-либо из названных условий, рискованное действие не может быть признано правомерным. Таким образом, в ряде случаев правомерный производственно-хозяйственный риск обладает признаками акта, совершаемого в состоянии крайней необходимости. Но это имеет место не всегда.

Исполнение приказа или распоряжения

Не является преступлением причинение вреда охраняемым Уголовным кодексом интересам лицом, действующим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.

Лицо, совершившее умышленное преступление по заведомо преступному приказу или распоряжению, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

Лицо, не исполнившее заведомо незаконный приказ или распоряжение, не подлежит уголовной ответственности.