Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
билет 11.docx
Скачиваний:
66
Добавлен:
15.02.2016
Размер:
530.56 Кб
Скачать
    1. Оценка советского здравоохранения

После 1918 г., когда в силу вступили принципы организации здравоохранения Н. Семашко, Россия начала борьбу с инфекциями. Были введены жесткие санитарные и противоэпидемические меры, направленные, в частности, против туберкулеза, брюшного и сыпного тифа, малярии и холеры.

Среди прочего, проводили широкомасштабные бытовые профилактические мероприятия и регулярные медицинские осмотры, улучшили санитарно-гигиенические условия в городах и организовывали карантины.

Успешная борьба с инфекционными заболеваниями продолжалась все годы советской власти, и смертность от инфекционных заболеваний постоянно сокращалась: в 1960 г. она составляла 87:100 000, в 1980 г. — 21:100 000 и в 1991 г. — 12:100 000 (то есть сократилась на 86%). Столь выраженного улучшения остальных показателей здоровья населения не наблюдалось.

Средняя продолжительность жизни в РСФСР (и в СССР) до 1960-х гг. росла, затем стабилизировалась и вновь стала отставать от западных стран, где ее рост не прекращался. В 1990—1991 гг. средняя продолжительность жизни мужчин была почти такой же, как и в 1960-х гг. (в 1959 г. — 63,0, в 1965 г. — 64,3 и в 1990 г. — 63,8 года), женщин — немного выше (в 1959 г. — 71,5, в 1965 г. — 73,4 и в 1990 г. — 74,3 года). Колебания смертности после 1965 г. свидетельствуют об особенно неблагоприятном состоянии здоровья мужчин. Так, в начале 1980-х гг. средняя продолжительность жизни мужчин отставала от таковой женщин примерно на 12 лет — больше, чем во всех странах мира.

В 1971 г. детская смертность составляла 22,9 на 1000 новорожденных, то есть по сравнению с уровнем дореволюционной России сократилась более чем в десять раз, а по сравнению с уровнем 1950 г. — примерно в четыре раза (следует учесть, что до середины 1990-х гг. в России критерии жизнеспособности новорожденного отличались от таковых ВОЗ; с поправкой на критерии ВОЗ показатели детской смертности в России были бы выше примерно на 20%). Затем детская смертность начала расти: в 1972 г. она достигла 24,7 на 1000 новорожденных, а в 1974 г. — 27,4 на 1000 новорожденных. Другие показатели здоровья населения тоже падали, а отставание СССР от Запада становилось все более очевидным, и советские власти закрыли доступ к данным.

Различия в динамике показателей здоровья населения в России и на Западе после 1960-х гг. связаны с неспособностью советского здравоохранения должным образом реагировать на изменение эпидемиологической обстановки. Методы, которые были направлены на борьбу с инфекциями и принесли первые успехи, позже стали несостоятельны, поскольку все большее значение приобретали неинфекционные заболевания. Советская медицина строилась в основном на профилактике — массовых обследованиях и регулярных медицинских осмотрах. Эти меры, равно как и появление антибиотиков, нанесли мощный удар по инфекционным заболеваниям после Второй мировой войны. Однако профилактика советского образца не подразумевала оздоровления образа жизни, которое в условиях новой эпидемической ситуации (распространения неинфекционных заболеваний) было крайне необходимо. Понимая, что эпидемическая обстановка изменилась, руководство здравоохранением отнесло сердечнососудистые и прочие неинфекционные заболевания в разряд социально значимых, но борьбу с ними увидело не в профилактике, а в лечении. Сосредоточенность на лечении была не единственной бедой советского здравоохранения. Оно страдало и от недостаточного финансирования, которое оскудевало в условиях "холодной войны" — все больше средств государство направляло на вооружение. Советское мировоззрение не требовало от человека ответственно относиться к своему образу жизни и бороться с вредными привычками (употреблением алкоголя, курением, неправильным питанием и так далее). Советскую медицинскую науку надежно оградили от западных достижений — советские врачи не знали не только о современных подходах к лечению, но и о новых лекарственных средствах, медицинском оборудовании, зарождающейся доказательной медицине.

Фармацевтическая промышленность не развивалась, большая часть лекарственных средств ввозилась из-за рубежа. В итоге многие бесполезные методы лечения, которые на западе никогда не применяли или давно забыли, в СССР были весьма популярны. В результате люди продолжает страдать от болезней, которые можно было бы предотвратить, и умирают от болезней, которые можно было бы излечить при своевременном и правильном лечении. Соответствующие показатели остаются в России на уровне 1960-х гг., тогда как на Западе они неуклонно улучшаются.

В 1980-х гг. средняя продолжительность жизни мужчин в СССР была меньше, чем в западных странах, примерно на 10 лет, женщин — на шесть.

Основной причиной этих различий служила разница в смертности трудоспособного населения. В середине 1980-х гг. власти попытались изменить ситуацию. Они признали, что большинство устранимых причин чрезмерно высокой смертности взрослых (травмы, отравления, самоубийства, убийства, внезапная смерть, артериальная гипертония и многие другие) связаны со злоупотреблением алкоголем и с опасным поведением. Началась антиалкогольная кампания: подняли цены на алкоголь, сократили число пунктов продажи спиртных напитков, ужесточили карательные меры за пьянство. Кампания была задумана как средство повышения производительности труда, которая упала из-за распространения пьянства, но антиалкогольные мероприятия благотворно повлияли на здоровье населения.

Государство (единственный поставщик спиртных напитков в СССР) сократило выпуск и продажу спиртных напитков более чем на две трети, ужесточило борьбу с бытовым производством крепких спиртных напитков. Была расширена и сеть медицинских учреждений, где принудительно лечили от алкоголизма.

Влияние антиалкогольной кампании на смертность превзошло все ожидания. За 1984—1987 гг. средняя продолжительность жизни мужчин выросла с 61,7 до 64,9 года, женщин — с 73 до 74,4 года. Столь резкий скачок всего за три года ни разу не был отмечен ни в одной развитой стране мира за весь послевоенный период. Удержаться на достигнутом уровне России, к сожалению, не удалось: после снятия ограничений на производство и продажу спиртных напитков в 1987 г. смертность, начиная с 1988 г., вновь стала расти. Антиалкогольная кампания носила, прежде всего, запретительный характер, изменением образа жизни и отучением от пьянства она не занималась.

Таким образом, в последние годы советской власти смертность населения была существенно выше, а средняя продолжительность жизни — ниже, чем на Западе, а здоровье населения, которое ухудшалось последние 20—30 лет, оказалось в критическом состоянии.