Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
10-09-2015_19-09-46 / IX. Основное богословие.docx
Скачиваний:
40
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
45.46 Кб
Скачать

IX. Основное богословие.

  1. Сущность религии.

  2. Доказательства бытия Божия: космологический, телеологический, исторический и нравственный аргументы.

  3. Признаки истинной религии.

  4. Теория эволюции, и её опровержение.

  5. Сущность язычества.

94. Сущность религии.

(Лега В.П.)

Когда мы говорим о сущности религии, то по самому понятию этих связанных слов, мы должны абстрагироваться от отличий, которые существуют между различными религиями. Христианство коренным образом отличается от других религий. Тем не менее, существует нечто существенное и сущностное для всех религий, что объединяет их.

Если мы будем говорить о том, что религией является только лишь христианство, - а ни для кого не является секретом, что христианство возникает только лишь с пришествием в мир Господа Иисуса Христа, - то остается признать, что до первого века человечество было безрелигиозным, т.е. тогда христиане соглашаются с доводом атеистов, что человечество было безрелигиозным. Здесь, конечно, можно было бы возразить, что истинное учение о Боге сохраняли ветхозаветные иудеи. Но для христиан истина Ветхого Завета всегда воспринимается сквозь призму Нового Завета. Поэтому, если уж говорить в целостном понимании, то религия ветхозаветных иудеев не была истинной, если воспринимать ее в отрыве от учения о предстоящем вочеловечивании Бога. Что из этого получается, мы видим на примере современного иудаизма, т.е. тех последователей учения Ветхого Завета, которые отрицают богочеловечество Иисуса Христа и до сих пор еще ждут пришествия в наш мир Мессии. Так вот получается, если мы отказываем в некотором сущностном единстве всех религий, что действительно человечество в своем ослеплении было безрелигиозным, и религия возникает только лишь на определенном этапе своего развития. А отсюда вполне логичен и вывод: вполне возможна и отмена религии. Если человечество было безрелигиозным, то оно вполне может без религии существовать. Значит, можно жить без христианства. Вывод чрезвычайно печальный и совершенно, разумеется, ошибочный.

Значит, учение о некотором общем для всех религий начале не противоречит и убежденности христианина в истинности своей религии. Это очевидно так же и потому, что любая религия всегда основывается на некоторых общих понятиях: на убежденности в существовании, кроме нашего материального мира, и различных других некоторых сил - Бога или различных богов.

Что такое религия? Изучение науки начинают с термина, которым обозначают эту науку. Религия – слово латинское, и оно переходит в своем латинском первоначальном варианте во все языки.

О том, что обозначает слово религия, есть у латинских авторов следующие варианты. Цицерон изложил точку зрения, которая была принята в древнем Риме. Он предлагает считать, что слово религия происходит от слова relegere, что переводится с латыни как «перечитывать, тщательно обдумывать, откладывать в сторону». Смысл этого слов состоит в том, что объекты религии, объекты культа отличаются от остальных мирских объектов тем, что к ним нужно относиться несколько иначе. Есть вопросы мирские, а есть вопросы религиозные - их нужно отложить в сторону. Не нужно путать одно с другим. Проиллюстрирую эту точку зрения примером. Иногда среди современных православных людей возникают споры о том, что, может быть, стоит перевести богослужение с церковнославянского языка на современный русский язык. Среди людей, не очень богословски подкованных, слышал такой аргумент: как можно служить литургию на том же самом языке, на котором мы ругаемся на кухне, в магазине, толкаясь кошелками. Религиозный язык должен помогать нам отложить, как сказано в Писании, «всякое попечение». Забудьте обо всем мирском. Настройтесь только лишь на то, что сейчас начнется литургия верных. Церковнославянский язык, как язык книжный, искусственно созданный для того, чтобы выражать Божественные истины, как раз и помогает отвлечься от всего мирского. Разделение мирского и религиозного аспектов, конечно, совершенно правильно отмечено Цицероном.

Была еще другая точка зрения – точка зрения блаженного Августина, который считал, что слово «религия» происходит от латинского слова reeligere, которое означает «воссоединять». Таким образом, религия призвана воссоединить утраченную связь человека и Бога. До состояния поврежденности первородным грехом Адам и Ева жили в раю и могли общаться с Богом, разговаривать с ним. Тогда связь между людьми и Богом была естественной. Затем эта связь оказалась нарушенной. Задача религии – восстановить эту утраченную связь.

Другой церковный писатель, Лактанций, предложил еще один вариант – считать слово религия от слова religare – соединять, связывать. Точка зрения Лактанция в современном христианстве считается наиболее распространенной.

Религия - это учение о связи человека и Бога: найти Бога и вновь связать, воссоединить утраченную связь Бога и человека.

Понятно, что точки зрения Лактанция и Августина оказываются диаметрально противоположными.

В XIX веке усилиями филологов появилась еще одна версия, которая основывалась на том, что, видимо, неслучайно древнеримские писатели сами не знали происхождения слова религия. По всей видимости, к тому времени - а Цицерон жил незадолго до пришествия в мир Иисуса Христа - слово религия уже ушло из обихода. Значит, нужно искать это слово в древних латинских текстах. И это слово было найдено. Такие филологические поиски привели к появлению слова ligere – «благочестиво относиться», т.е. испытывать благочестие. Возвратная частица re- означает возврат к благочестию, т.е. возврат - это постоянное, вновь и вновь повторяемое, паки и паки, выражение этого чувства благочестивого отношения к предмету религиозного чувства человека.

Мы видим, что религия как факт гораздо старше самого слова, которое обозначает это явление. Отсюда вывод, что религия существует гораздо дольше, чем существует культурное человечество с его языком.

Что же такое религия, если мы не можем определить ее при помощи слова? Можно догадаться сразу, что единого определения религии также не существует. В различных энциклопедиях – российских и зарубежных, советских и дореволюционных - есть различные определения: немецкого философа XIX века Шлейермахера, Тэйлора, советского религиоведа Гараджи.

Есть очень красивое определение, которое было дано князем Сергеем Трубецким. Определение очень краткое, но, несмотря на свою краткость, оно схватывает все сущностные элементы религии. Князь Сергей Трубецкой говорит: религия - это организованное поклонение высшим силам. Всего лишь четыре слова. Но в этой фразе каждое из этих четырех слов несет в себе серьезный концептуальный смысл. Религия это организованное поклонение, т.е. это церковь. Любая религия предполагает некоторую церковь, т.е. организацию. Религия – это поклонение, т.е. культ. Религия невозможна без некоего культа, т.е. совокупности богослужебной практики. Это поклонение высшим, превосходящим человека силам, т.е. активным духовным началам. Это определение включает все необходимые сущностные элементы для существования религии. Это вера в высшие силы, вера в то, что эти силы активны, в необходимость поклонения этим силам и необходимость создания организации, которая называется церковью.

Дать определение – это всегда положить предел. Определение одного термина означает определение его границы от другого понятия. Дать определение религии в данном случае смыкается с тем же, как дать определение Бога. Невозможно определить беспредельное. Невозможно ограничить безграничное. Религия неопределима, непостижима. Она, скорее, постигается сердцем, постигается верой. Говорить о религии лучше, не определяя ее, а просто называя некоторые основные объекты, предметы, которые свойственны для этой области человеческого знания. Можно найти некоторые аргументы, по которым религиозное мировоззрение отличается от нерелигиозного. И обычный подход в учебниках по основному богословию как раз основывается именно на том, что отличие религиозного мировоззрения от нерелигиозного ищется на основании конкретных примеров, конкретных элементов, которые определяются как сущностные для любого религиозного мировоззрения.

Что же это за элементы?

Любая религия включает в себя веру в личного Бога: религия всегда включает в себя не просто веру в наличие некоего мирового разума, мировой души - религия ищет связи с Богом, почитает Его, боится Его, ищет Его любви, боится Его гнева. Религия всегда воспринимает одного Бога, как бы Он ни назывался, или богов, какие бы имена в различных языческих учениях они ни носили, но это всегда личные боги, которые, обладая другими своими качествами, обладают и свойством личности.

Как любая человеческая личность, Бог может любить, может гневаться, может поощрять, может наказывать. Отсюда и вытекают остальные свойства религиозного учения, т.е. человек ищет покровительства у этих божественных сил, ждет от них защиты, боится их наказания, благодарит за ту помощь, которую Бог ему дарует. Это отношения человека и Бога как отношения двух личностей: одной зависящей, другой ни от чего не зависящей. В любом случае религия подразумевает веру в личных богов. Как говорил великий французский ученый, философ, богослов Блез Паскаль: Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых. Вот этот Бог Авраама, Исаака и Иакова, личный Бог, всегда является основным, главным элементом любого религиозного учения.

С этим связан и второй элемент религиозного мировоззрения – это вера в существование сверхчувственного мира. Бог или боги всегда должны быть сверхчувственными, т.е. не познаваться чувствами. Бога нельзя увидеть. Бог не может быть просто идолом, т.е. некой фигуркой, вытесанной из камня или из дерева. Даже этот идол, которому поклонялись язычники, будучи выше этой скульптуры, по сути своей, был все же местом обитания бога, который по своей сущности обладал сверхчувственным существованием. Фигурки можно было разрушить. Но это не означает, что одновременно разрушался Бог. Ни один язычник с такой глупостью не мог согласиться. Древняя Греция знала множество статуй Аполлона, Афины или Зевса, но это не значит, что древние греки верили в нескольких Аполлонов или нескольких Зевсов.

Любая религия, даже самая примитивная языческая, всегда верит в сверхъестественный мир. Бога нельзя увидеть. Даже Моисей видел только лишь, как сказано, спину Бога. На языке богословском или философском – не видел сущность, не видел Бога самого по себе. Он видел лишь то, как Бог ему явился.

По-разному Бог может являться: то в виде несгораемого куста – неопалимой купины, то в виде спины, как во время откровения на горе Синай; то в виде трех ангелов, как Бог явился Аврааму под дубом, - по-разному Бог может являться, но сущность Бога невидима. Бога мы познаем несколько иным, сверхчувственным познанием.

С этим связан следующий элемент любой религии – это откровение. Бог знает, что знание о Боге человеку недоступно. Человек не может постичь знание о Боге сам. Поэтому необходимо откровение. Откровение по-разному описывается в разных религиях, но везде оно присутствует: это - Тора, Пятикнижие Моисея в иудаизме; Ветхий и Новый Завет в христианстве; Коран в мусульманстве; сивилловы книги в древнеримской мифологии. Разные могут быть откровения, но это всегда сверхъестественное. Итак, откровение всегда является необходимым элементом.

Конечно, откровение всегда подразумевает встречный процесс человека и Бога. Бог ищет человека, человек ищет Бога, - и они встречаются. Как замечательно было сказано в притче о пастухе и овцах в Евангелии, когда пастух может искать одну затерявшуюся овцу. Вот сравнение Бога с людьми. Мы - как затерявшиеся овцы: Бог нас ищет. Не мы Его, а Он нас. Мы - неразумные существа. Но это притча. Другая притча говорит о возвращении – это притча о блудном сыне. Сын, который блуждал и питался вместе со свиньями, возвращается к Отцу, - т.е. подчеркивается обратный процесс: человек должен двигаться к Богу. Откровение всегда дается тогда, когда Бог видит, что человек действительно ищет истину.

Не случайно в христианстве откровение дается еврейскому народу, как самому религиозному, самому близкому к истине. В Ветхом Завете откровение дается Моисею как человеку, сохранившему наибольшее знание об истине. Откровение всегда подразумевает встречный процесс, активность человека, его поиск истинного Бога или даже богов, как в язычестве.

Главное - в откровение должно присутствовать всегда учение о спасении человека, учение о том, что человеку нужно делать для того, чтобы обрести Царствие Божие, Царствие Небесное. Так возникает учение о нравственности. Нравственно то, что соответствует воле Бога или богов. Безнравственно то, что противно воле богов. Грех понимается как противление воле Божией.

Понятие откровения о том, как следует жить, и понятие о нравственности выводят за собой учение о спасении и воздаянии. Учение о загробной жизни - также необходимый элемент любой религии. Учение о загробной жизни соединяется с учением о сверхчувственном бытии. Человек, оказывается, живет не только для того, чтобы удовлетворять свои животные побуждения в настоящем мире, - он живет для высшей цели. И неподчинение себя тем заповедям, которые даны в этом откровении, означает, что после смерти человек будет низвергнут в соответствующее место. Оно по-разному называется в разных религиях, но оно всегда присутствует. И, наоборот, праведники, построив всю свою жизнь согласно заповедям Божиим, берутся на Небо в Царство Небесное. Для того чтобы обрести это спасение, человек должен слушать Бога или богов, а слушать Бога означает одновременно веру в Его всемогущество, веру в Его бесконечную мудрость и бесконечную доброту, т.е. любовь. Следовательно, здесь возникает момент почитания Бога - то, что должно выражаться в культе.

Отсюда возникает богослужение, или культ, который принимает организованные формы. Образуется церковь. Вот еще один необходимый элемент любой религии – церковь, т.е. организация. В каждой религии есть всегда элемент церкви. Иногда возникает борьба, либо возникает война в церкви. Возникает представление, что никакая церковь не нужна, что церковь – это ошибка: человек – это образ и подобие Божие, он должен общаться с Богом непосредственно.

Что мы видим дальше? История показывает, что дальше возникают общины. А в этих общинах возникает необходимость, поскольку люди разные – кто-то умнее, кто-то глупее, кто-то работоспособнее, кто-то ленивее, - возникает необходимость организовывать и обучать. Появляются пасторы в этих общинах. Нужно где-то собираться – возникают здания. Короче говоря, восстанавливается церковь. Даже есть иконы в некоторых протестантских церквах, только под очень разными видами. В некоторых конфессиях в стене вырубается дырка. Православные беспоповцы, называемые дырочниками, боролись с иконами. Но как-то Богу надо молиться, - вот и прорубается в стене дырка, – такая связь между человеком и Богом, - вот на нее и молятся. Все равно понимают, что что-то нужно. Нужна организация, нужен священник и иконы - все нужно, потому что религии без этого не бывает. Т.е. религия есть сущностное свойство человека: нельзя говорить, что так же безрелигиозен, как обезьяна, от которой он якобы произошел.