Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Yelishev.doc
Скачиваний:
120
Добавлен:
05.02.2016
Размер:
493.57 Кб
Скачать

38 Политико-правовые доктрины представителей анархизма у. Годвин, п. Прудон, м. Штирнер, ж. Сорель.

АНАРХИ?ЗМ (от греч. anarhia — безвластие), общественно-политическое и социально-экономическое учение, отрицающее необходимость государственной власти и политической организации общества, провозглашающие своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Анархисты выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей.

Годвин не только выдвинул классический аргумент анархизма, состоящий в том, что власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует, поскольку люди лишены возможности свободно действовать в соответствии с разумом, но он также представил модель децентрализованного общества, основной ячейкой которого являются небольшие автономные общины (приходы). Эти общины обходятся без демократических политических процедур, поскольку даже правление большинства считается формой тирании, а делегирование полномочий при представительном правлении приводит к отчуждению индивида. Годвин также отрицал собственность как источник власти. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до получаса в день, что облегчит переход к обществу без власти.

Во Франции наибольшее влияние получили идеи анархо-синдикализма, восходящие к Прудону. Их сторонники считали профсоюзы (синдикаты) высшей формой организации рабочих и основным рычагом их социального освобождения, требовали полного перехода средств производства в собственность синдикатов. Местные объединения синдикатов «биржи труда», первоначально созданные для поиска рабочих мест своим членам, в 1892 году объединились в национальную конфедерацию; с 1895 года лидирующее положение в ней заняли анархисты Ф. Пелотье и П. Дельсаль. Анархо-синдикалисты полагали, что синдикаты сыграют двойную роль — орудия борьбы с существующим строем и зачатками его административного устройства в будущем. Главным средством борьбы становились акции «прямого действия» — бойкот, саботаж, стачка. Предполагалось, что рабочие, получившие опыт в ходе «подготовительных стачек» (локальных или отраслевых), поднимутся на «всеобщую стачку», полностью разрушающую капиталистический строй и призванную сыграть роль социальной революции. Активность анархистов позволила им овладеть руководством в крупнейшем французском профсоюзном объединении «Всеобщей конфедерации труда», основанной в 1902 году, и удерживать контроль над ней до 1908 года, а позднее сохранить там значительное влияние.

Синдикализм оказался привлекательным для некоторых интеллектуалов. Наиболее заметным литературным произведением этого направления была книга Ж. Сореля «Размышления о насилии» (1908). Однако многие блюстители чистоты доктрины анархизма были смущены монолитностью организации синдикатов, которые, как они полагали, могут образовать мощные структуры интересов в послереволюционном обществе. Дебаты, развернувшиеся по этому вопросу на конгрессе в Амстердаме (1907) между молодым синдикалистом П. Монатте и анархистом Э. Малатеста, заложили основание двух течений позднейшего анархо-синдикализма. Синдикализм трансформировал анархизм из маргинального интеллектуального течения в движение с солидной массовой опорой, хотя большинство его участников были скорее попутчиками, чем убежденными анархистами. В 1922 году синдикалисты создали свой интернационал — Международную ассоциацию трудящихся. Вошедшие в это объединение анархистские синдикаты объединяли в Италии около 500 тысяч членов, Аргентине — 200 тысяч, Португалии — 150 тысяч, в Германии — 120 тысяч.

Штирнер считал все социальные институты (государство, право, собственность) результатом отчуждения индивидуального сознания и утверждал, что в реальности не существует никаких необходимых связей индивидов в обществе, а потому индивидуум не должен признавать никакие социальные установления обязательными для себя. Идеальное же состояние человека — это состояние свободы, не ограниченной никакими социальными рамками.