Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Susw_ttr_XX_XXI_L_1s / 32a_Anatolij_Vasil'ev

.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
04.02.2016
Размер:
64.51 Кб
Скачать

Анатолий Александрович Васильев (1942)

Родился 4 мая 1942 года.

Окончил химический факультет Ростовского государственного университета. Несколько лет работал по специальности. В 1968 году поступил на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС), в мастерскую Андрея Попова и Марии Кнебель. В 1972 году в учебном театре ГИТИСа выпускает спектакль "Сказки старого Арбата" (А. Арбузов).

В 1973 году Васильев приходит в труппу Московского Художественного театра. Ставит "Соло для часов с боем" О. Заградника с участием прославленных мастеров старшего поколения МХАТ.

В 1977 году начинает работать в Театре им. Станиславского, главным режиссером которого в это время становится педагог Васильева по ГИТИСу Андрей Попов. Здесь Васильев выпускает два спектакля: "Первый вариант "Вассы Железновой" (М. Горького) и "Взрослая дочь молодого человека" по пьесе одного из драматургов "новой волны" Виктора Славкина. Обе постановки стали в Москве сенсациями. Васильев начинает снимать телевизионный фильм по "Взрослой дочери молодого человека". Видеофильм "Дорога на Чаттанугу" был завершен через десять лет и впервые показан в 1992 году.

В 1982 году по приглашению Юрия Любимова переходит в Театр драмы и комедии на Таганке. На малой сцене театра восстанавливает спектакль по Горькому и репетирует пьесу В. Славкина "Серсо". Помимо актеров, начавших работать с Васильевым еще на "Первом варианте "Вассы Железновой" – Людмилы Поляковой, Альберта Филозова, Юрия Гребенщикова, - в "Серсо" были заняты известные актеры кино - Наталья Андрейченко и Алексей Петренко. Премьера состоялась в июле 1985 года. По данным опроса, проведенного журналом "Театральная жизнь", "Серсо" был признан лучшей постановкой сезона.

В восьмидесятые годы, совместно с О. Морозовым, А. Васильев снимает еще два телевизионных фильма. "Не идет"- о репетициях спектакля "Серсо" и "Каштанку". Главную героиню "Каштанки" сыграла Елена Коренева. Премьера фильмов состоялась в июне 1994 года на кинофестивале "Послание к человечеству" в Ленинграде.

В 1987 году в Москве открываются шесть новых театров и среди них - "Школа драматического искусства".

24 февраля состоялось первое представление по пьесе Луиджи Пиранделло "Шесть персонажей в поисках автора". В спектакле были заняты ученики Анатолия Васильева – студенты режиссерско-актерского факультета заочного отделения ГИТИСа. Критика назвала этот спектакль "лучшим романом о театре".

В 1987 году театр "Школа драматического искусства" начинает путешествовать по многим странам мира.

Спектакль "Серсо" участвовал в театральных фестивалях в Роттердаме, Штутгарте, Лондоне, Белграде, Париже, в Западном Берлине, где проходили гастроли театра под девизом "Портрет Анатолия Васильева". Спектакль был показан зрителям Хельсинки, Будапешта, Брюсселя, Рима и получил очень высокую оценку в западной прессе.

"Шесть персонажей в поисках автора" были сыграны на фестивалях в Вене, Авиньоне, Милане, Сплите, Западном Берлине, Мадриде, Барселоне, Палермо, Прато, Лондоне, Монреале, Нью-Йорке, Мехико, Вроцлаве – продолжив и подтвердив успех и популярность театра после европейских гастролей спектакля "Серсо".

Спектакль "Шесть персонажей в поисках автора" был отмечен международными премиями: в Милане А. Васильев награждается кубком "УБУ" за лучшую зарубежную постановку года (1988 г.); Гран При Фестиваля Театров Америк в Монреале, "Призом за лучшую режиссуру", "Призом за лучший спектакль" (Критики Квебека) (1989 г.); "Призом за лучшую постановку сезона" в Барселоне (1989 г.) .

В 1988 г. А.Васильев стал лауреатом премии РСФСР им. К.С. Станиславского, в 1989 г. во Франции он награждается орденом "Кавалер ордена искусства и литературы". В 1990 г. А. Васильеву присуждена премия "Новая действительность европейского театра" в г. Таормина, Италия; в 1992 г. "Премия Хаос" (Премия Пиранделло) в Агридженто, Италия. В феврале 1993 г. режиссеру присвоено звание Заслуженный деятель искусств России. В 1995 г. А. Васильеву была присуждена Премия фонда им. К.С.Станиславского "За вклад в развитие театральной педагогики". В 1999 г. А. Васильеву и И. Попову присуждается звание лауреатов Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за создание Московского театра «Школа драматического искусства». В 2001 году они стали лауреатами премии «Триумф». В 2005 г. А. Васильев удостоен звания кавалера французского Ордена Академических Пальм за особые заслуги в области просвещения и награжден медалью и премией "Ad Nuntius Europea / Вестнику Европы" им. Н. М. Карамзина в номинации «За достижения в литературе, искусстве и культуре».

В 1990 г. состоялась премьера спектакля "Сегодня мы импровизируем" по пьесе Луиджи Пиранделло на фестивале "Парма-90" в Фонтанеллато, Италия. Восторженная критика писала, что "спектакль в Фонтанеллато имеет запах чуда". Спектакль был сыгран на театральных фестивалях в Австрии и в Хорватии.

В мае 1992 года в театре "Комеди Франсез" в Париже А. Васильев поставил "Маскарад" по пьесе М. Ю. Лермонтова.

В апреле 1994 года в Художественном театре в Будапеште Васильев поставил спектакль "Дядюшкин сон" по роману Ф. М. Достоевского. В феврале 1995 года состоялась русская премьера спектакля "Дядюшкин сон".

В течение многих лет А. Васильев занимается педагогической деятельностью. В 80-х годах он преподает актерское мастерство и режиссуру на Высших режиссерских курсах, с 1984 по 1991 гг. ведёт мастерские кинорежиссуры на курсах С. Соловьева и М. Хуциева. С 2004 года руководитель режиссерского курса в Высшей национальной школе театральных искусств (ENSATT) в Лионе.

В течение многих лет А. Васильев преподает режиссуру на заочном отделении Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В стенах "Школы драматического искусства" происходила подготовка актеров и режиссеров. Учебный процесс осуществлялся в форме студенческих семинаров и лабораторий. Выпущены спектакли: "Дюма" - главы из романов Александра Дюма (1987 г.), "Визави" - главы из романов Ф.М.Достоевского (1988 г.), "Бесы" по роману Ф.М.Достоевского (1988 г.). Вечер "Мопассан" (1988г.), "Диалоги об искусстве" по О.Уайльду (1989 г.), "Диалоги Платона" (1990 г.), представление "Каждый по-своему" по пьесе Луиджи Пиранделло (1991 г.), представления по пьесе Томаса Манна "Фьоренца" (1991-1993 г.) и роману Томаса Манна "Иосиф и его братья" (1992-1993 г.), премьера спектаклей на фестивале "Тога - 93" в Японии; представления по пьесам "Школа жен" и "Амфитрион" Мольера (1992 г.); представления по стихотворениям и "Маленьким трагедиям" А.С. Пушкина (1992-1994 гг.); представление по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин" (1994 г.). Кроме того, были осуществлены совместные проекты: двуязычная постановка пьесы Ведекинда "Пробуждение весны" с "Лабораторией для театра" города Люцерна в Швейцарии (1990 г.), проект "Я-Чайка" по пьесам А.П.Чехова на театральном фестивале в городе Вольтерра в Италии (1991 г.), проект спектакля по роману Ф.М.Достоевского "Идиот" с актерами центра Кюнстлерхаузбетаниен в Берлине (1992 г.), «Каждый по-своему» Л.Пиранделло с Римским университетом, центром Театро Атенео и Театро ди Рома (1993 г.), представление "Московской лаборатории Анатолия Васильева" по "Диалогам" Платона и пьесе "Амфитрион" Мольера в рамках проекта "Лаборатория мизансцены"," Экспериментальной академии театра", Рон-Пуэн - театра Рено Барро и Осеннего фестиваля в Париже (1993 г.).

С 1994 г. "Школа" в состав которой входили актеры и режиссеры разных курсов Васильева занималась исследованием текстов Платона, Гомера, Достоевского и Мольера.

В октябре 1994 в Париже в рамках проекта "От слова к песне", осуществляемого "Экспериментальной академией театра" состоялась премьера спектакля "Амфитрион" по пьесе Мольера. Спектакль был показан в Братиславе, на фестивале "Истрополитана проджект", на "Международном театральном фестивале" в Скопье, Македония; в Таормина, Италия, в 1995 году на фестивале "Контакт" в Торуни (Польша) и на фестивале "Театр Формен" в Брауншвейге, Германия. В 1996 году на фестивале "Иберо Американо де Театро" в Колумбии, на фестивалях "Фестиваль делле культуре" в Лече (Италия) и "Фабрика Европа" во Флоренции (Италия). В 1997 г. на Авиньонском фестивале во Франции. Спектакли "Маленькие трагедии" и "Евгений Онегин" по А.С.Пушкину были сыграны в 1995 году на фестивале "Театр Формен" в Брауншвейге, Германия. В 1996 г. "Евгений Онегин" игрался на фестивале "Истрополитана проджект" в Братиславе (Словакия).

В феврале 1996 года в театре "Школа драматического искусства» состоялась премьера спектакля "Плач Иеремии". Библейская книга "Плач Иеремии", положенная на пение. Композитор В.Мартынов. В мизансценах и сценографии А.Васильева. В 1997 г."Плач Иеремии" был показан на фестивале "Таормина Арте" в Италии, в Хеббель театре (Берлин), на Авиньонском фестивале во Франции. Спектакль награжден в 1997 г. Национальной премией России "Золотая маска" по двум номинациям: за лучший спектакль и за лучшую сценографию. В 1998 г "Плач Иеремии" был показан в Швеции на Goeteborg Тhеаtег & Dance Festival и в рамках программы "Стокгольм - культурная столица Европы - 98", в Эстонии на фестивале Trialogos (Таллинн).

В марте 1996 года в "Немецком Национальном Театре и Государственной Капелле Веймара" в Веймаре (Германия) Васильев поставил оперу П.И.Чайковского "Пиковая дама".

В 1998 году Васильев поставил в «Школе драматического искусства» спектакль «А.С. Пушкин. «Дон Жуан или «Каменный гость» и другие стихи». Спектакль был показан в Центре Гротовского во Вроцлаве и в Театре дю Солей (Париж).

В 1999 году Васильев поставил в «Школе драматического искусства» спектакль «А.С. Пушкин «К***». Премьера состоялась на Всероссийском Пушкинском фестивале в Пушкинских горах.

В 2000 году Васильев поставил в «Школе драматического искусства» спектакль «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина. Спектакль был сыгран на Осеннем фестивале в Риме, на Авиньонском и Голландском фестивалях и в Будапеште.

На VII Всероссийском фестивале в Пушкинских горах было показан спектакль лаборатории «Товарищам, в искусстве дивном» А.С. Пушкина.

В апреле 2001 года театр «Школа драматического искусства» принят в «Союз театров Европы». 4 мая 2001 года состоялось открытие нового здания театра «Школа драматического искусства» на Сретенке. Авторы архитектурного проекта А. Васильев и И .Попов; Б. Тхор, С. Гусарев - Муниципальное предприятие «Управление Моспроект-2».

В 2001 году Васильев поставил в «Школе драматического искусства спектакль «Медея. Материал» по пьесе Х. Мюллера. В 2002 году спектакль стал лауреатом премии «Гвоздь сезона», учрежденной СТД РФ. «Медея. Материал» был показан в рамках проекта Академии Экспериментального Театра «Academie Traverséi» в Париже, на фестивале «Fabrica Europa – 2002» (Флоренция), на Авиньоне-2002 (Франция), в Виллербане (Франция), в Ренне (Франция), в Севилье, Гранаде, Милане, Амстердаме, Барселоне, Антверпене на фестивале «Европалия. Россия».

В 2001 году в рамках III Всемирной Театральной Олимпиады состоялась премьера фильма А. Васильева «Старинные песенки (Рабочий позитив)». Также в этом году он ставит спектакль "Пушкинский утренник".

В 2002 году Васильев поставил в Комеди Франсез спектакль «Амфитрион» по пьесе Мольера.

В 2003 году Васильев поставил в «Школе драматического искусства» спектакль «Из путешествия Онегина» А.С.Пушкина. Спектакль был показан на фестивале «Тога – 2004» (Япония) и в парижском театре "Одеон".

В 2004 году Васильев поставил в «Школе драматического искусства» спектакль «Илиада. Песнь двадцать третья» по Гомеру. В 2005 году спектакль стал лауреатом премии «Гвоздь сезона». «Илиада. Песнь двадцать третья» была показана на фестивале «Союза театров Европы» в Порту (Португалия), в Антверпене на фестивале «Европалия. Россия» и на Авиньонском фестивале.

Последняя премьера Анатолия Васильева в театре "Школа драматического искусства" – спектакль «Каменный гость» или Дон Жуан мертв» – 2006 г.

Автор книги «Постдраматический театр».

//

Анатолию Васильеву 2012 г. исполнилось 70 лет. Этот факт кажется еще более невероятным, чем тот, что в год и день своего юбилея выдающийся Мастер русского театра находился вне России.

Вечный искатель истины, за сорок лет своей работы в театре он не единожды решительно менял направление, метод и стиль. Его актеры и ученики разных поколений продолжали ходить по тому же отрезку пути, который он уже покинул, двинувшись вперед. Понимание театра как пути, как бесконечного исследования, делало его неуязвимым для возраста и юбилейной стати. Нервный и мудрый, знающий и сомневающийся, рациональный и увлекающийся, созерцательный и страстный, он никогда не равен самому себе и потому - всегда новый.

Но, кажется, что с самого первого спектакля, ставшего легендарным, -- мхатовского "Соло для часов с боем", который он поставил в 1973 году, сразу по окончании курса Марии Кнебель и Андрея Попова в ГИТИСе, он шел не вперед, а назад, куда-то к вечным основам, корням, туда, быть может, где зарождается сама игра. Возможно, именно театр был его единственным и главным героем.

Васильев предложил новую (и старую, если вспомнить спектакли Мейерхольда "Дон Жуан" и "Маскарад" в Александринке) формулу спасения театрального искусства мастеров. К моменту постановки великие мхатовские старики - Яншин, Грибов, Андровская, Прудкин и Станицын - были не у дел. Васильев превратил их мастерство в поэму об их мастерстве и уходящем времени. Химик по первой профессии, он, казалось, проник в сам химический состав русской психологической школы. Получив знание из первых рук, от учеников Станиславского, Васильев двигался все дальше в постижении жизни человеческого духа, точно испытывая на прочность свой "материал". Сыгранные спектакли превращались в дни стремительно убегающей жизни. Театр соединялся с судьбой, биографией, жизнью и смертью.

После мхатовского шедевра один за другим еще два спектакля превратились в легенду - "Взрослая дочь молодого человека" и "Первый вариант "Вассы Железновой" (театр им. Станиславского). А затем и "Серсо", рождавшийся несколько лет в стенах театра на Таганке, куда Васильева пригласил Юрий Любимов. К его великолепной компании актеров (Елизавета Никищихина, Юрий Гребенщиков, Василий Бочкарев, Борис Романов, Альберт Филозов) присоединились кинозвезды - Наталья Андрейченко и Алексей Петренко. На дворе стоял первый "перестроечный" год - 1985-й, и всемирная слава ждала Васильева за ближайшим поворотом. Но и здесь, точно в колбе алхимика, бурлила, варилась амальгама их общей и его собственной судьбы.

Они играли как боги, а истории их персонажей, их социального взлета и апатии, разрушения и смерти страны и дома входили в спектакль уже на иных - не психологических основаниях. Спектакль творился как калейдоскоп изысканных и разнообразных форм, ритмов, атмосфер, и их смена праздновалась "как Богоявленье". Васильев творил спектакли как жизнь, и судьбы его актеров становились частью этого спектакля. Иногда - трагической частью.

Наметившийся поворот к театру игровых структур, восторги и поклонение театрального мира приведут в 1987 году к созданию "Школы драматического искусства" в подвале на Поварской. В том самом доме, где когда-то была знаменитая студия Всеволода Мейерхольда. Поражающий своей огромной палитрой постановщик бросает театр зрелища и, на вершине публичной славы резко меняя курс корабля, уходит в лабораторию, в радикальный исследовательский и жизнетворческий проект. Открыв "Школу" спектаклем "Шесть персонажей в поисках автора", Васильев открыл и новую страницу отечественного театра. Смотреть на то, как ходят, смеются Наталья Коляканова, Григорий Гладий, а позже - Людмила Дребнева, Лариса Белогурова, Игорь Яцко, Александр Ануров, Владимир Лавров (трагически погибший в самом начале века), как трепещет невидимая граница между ними и публикой, ходила не только вся Москва, ходил буквально весь мир. Легкое дыхание, усмешка божественного гистриона, радость игры, отказ от истории, открытая структура - свобода как основа мышления, театра и самой жизни хлынула во все щели васильевского театра и подарила его публике чувство соединения с духом времени.

"Новая театральная реальность" (престижная европейская награда, которую Васильев получил в 1990 году) стала меняться стремительно, не давая поспеть за собой. И вот уже свободный джазовый принцип игры, непостижимая свобода импровизации сменяется новым кризисом и поисками нового образа театра. Двигаясь вперед, Васильев все сильней оглядывался назад в поисках основ и корней. Идея школы обрела новые смыслы. Он вспомнил, что на рубеже XVII-XVIII веков в России существовал "школьный театр" - театр духовных аллегорий. Он двинулся к созданию нового мистериального театра, и здесь его покинули онемевшие поклонники, зараженные идеей злободневного социального театра. Между тем Васильев продолжал исследовать жизнь человеческого духа - открывая "мистериальные" сюжеты в Платоне и Гомере, Мольере и Пушкине, Чехове и Островском.

Цветок к цветку, ценой множества жертв, невиданных и опасных дерзаний слагался театр, который, казалось, невоскресим в опыте современного европейского сознания. Этот театр все еще живет на Востоке, имея свою вершину в японском средневековом театре "Но", но в Европе ему трудно найти подобие. Роберт Уилсон - восторженный почитатель японского театра, Ариана Мнушкина - изощренный и тончайший знаток восточных ритуалов, Питер Брук - последний гуру европейской сцены - использовали дары Востока в совершенно ином контексте. Васильев внимателен не столько к форме, сколько к самой идее восточного (читай - священного) театра. Рыцарь бедный, с некоторых пор Васильев стал заворожен одним видением - сияющим, визионерским театром духовных субстанций.

Это многолетнее приключение огромной духовной интенсивности и дерзания, имеющее своей конечной целью создание новой мистерии, было насильственно прервано в 2007 году. После пятилетнего конфликта с московскими властями (и - скажем откровенно - значительной театральной общественности), через 20 лет после создания театра Васильев из театра ушел.

В этом году, после встречи с Сергеем Капковым и Александром Авдеевым, было решено, что Анатолий Васильев вернется в Москву. Ему вернут отнятое у него "родовое гнездо" - театр на Поварской, где мастер сможет создать новую театральную школу. Но в день рождения его не будет в Москве. Мало кто знает, где он будет блуждать 4 мая - по улочкам Венеции, Вроцлава, Парижа или под колоколами афонских церквей. Где бы он ни был, что бы ни делал - многие лета!

Соседние файлы в папке Susw_ttr_XX_XXI_L_1s