Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуленко-Ветеринарная токсикология.doc
Скачиваний:
1416
Добавлен:
18.06.2015
Размер:
1.99 Mб
Скачать

4.6. Растения, образующие при определенных условиях

СИНИЛЬНУЮ КИСЛОТУ. ОТРАВЛЕНИЯ НИТРИЛГЛИКОЗИДАМИ

(ЦИАНГЛИКОЗИДАМИ)

Значительное число растений могут накапливать азотсодержа­щие гликозиды, так называемые циан- или нитрилгликозиды. Сами по себе они безвредны и представляют большую опасность только при ферментативном расщеплении, когда образуется сво­бодная синильная кислота. В каждом ядовитом растении наряду с нитрилгликозидами содержатся и специфические ферменты, называемые цианогенными гликозидами, например линаза во льне, дурраза в сортовых растениях и т. д. Нитрилгликозид и рас­щепляющий его фермент содержатся в разных частях растения. Для их взаимодействия необходимы измельчение и смешивание (разжевывание, мацерация в преджелудках жвачных), а также обязательное наличие воды и температуры 35—50 °С. Расщепле­ние нитрилгликозидов может происходить и при воздействии на них ферментов пищеварительного тракта, микроорганизмов, грибов и кислот.

При расщеплении циангликозидов выделяется свободная си­нильная кислота. Количество ее зависит от природы и содержания нитрилгликозида в растении. Большую роль в процессе образования нитрилгликозидов играют погодные условия. Засуха, а также проливные холодные дожди, утренние заморозки способствуют накоплению больших количеств гликозидов. Ночью содержание цианогенных веществ в растении самое незначительное, в пол­день— самое большое. Отавы цианоносных растений также со­держат больше синильной кислоты, чем основные (первичные) скошенные или потравленные животными травы. По мере высы­хания и хранения растений содержание в них цианогенных со­единений уменьшается. А. В. Васин и Ю. П. Квиткин (1959) уста­новили, что при высыхании в суданской траве количество синиль­ной кислоты быстро уменьшается и через 2 мес полностью исчеза­ет. В суданском сене, сложенном в большой стог, сохраняется значительное количество цианогенных соединений на протяже­нии б мес (А. К. Голосницкий, 1960). В силосе синильная кислота в опасных для животных количествах также сохраняется длитель­ное время.

Вопрос об образовании и роли нитрилгликозидов в растениях окончательно еще не разрешен. Наиболее вероятно предположе­ние о том, что синильная кислота в растении является промежу­точным продуктом синтеза белков из соединений азота, поступа­ющих в растения через корни из почвы вместе с другими пита­тельными веществами. С этой точки зрения легко объясняются многочисленные практические наблюдения и экспериментальные данные увеличения количества нитрилгликозидов при воздей­ствии на растения различных естественных и искусственных фак­торов: зной, засуха, холодные дожди, заморозки, скашивание, стравливание животными, внесение удобрений и т. д.

Общее число цианогенных растений велико, и в настоящее время их описано свыше 200 видов. Однако практическое значе­ние (представляющие опасность для животных и вызывающие отравления) имеют сравнительно небольшое число видов. Среди них зарегистрированы как дикорастущие, так и культурные рас­тения. Из дикорастущих достаточно хорошо известны: абрикос обыкновенный, бобовник, бухарник (разные виды), клевер (разные виды), лен австрийский, лядвенецрогатый, манник (разные виды), перловник (разные виды), триостренник (разные виды), черемуха обыкновенная и др. Среди культурных растений источниками отравлений синильной кислотой считаются: вика (многие виды), клевер (многие виды), лен посевной, люцерна посевная и ее гибриды, могар, просо посевное, сорго (многие виды), суданская трава и др.

Бобовник (дикий персик) — Amygdalis папа L. Многолетний ку­старник с голыми, поднимающимися вверх стеблями. Цветки ро­зовые, почти сидячие.

Растет в черноземной полосе и на юге России по склонам, опушкам лесов, на полях и в степи.

Бухарник шерстистый — Holcus lanatus L. Многолетнее растепие высотой 30—80 см. Стебель в узлах, опушенный. Имеет разви­тое корневище.

Произрастает в лесной и лесостепной зонах европейской части России, на Кавказе по сухим лугам и склонам.

Вика яровая — Vicia sativa L. Однолетнее травянистое растение иысотой до 60 см. Стебель разветвленный. Цветки бледно-фиоле­товые, крупные.

Культивируется как кормовая культура в смеси со злаковыми травами.

Содержит цианогенный гликозид вициамин, из которого при гидролизе образуется синильная кислота. В семенах последней ее от 0,027 до 0,067 %, в молодых всходах 0,037, в развитых растени­ях 0,0016%.

Клевер луговой — Trifolium pratense L. Многолетнее лучшее кор­мовое травянистое растение. Однако при неблагоприятных для развития условиях (засуха, заморозки) в растениях, особенно в молодых, до завязывания плодов могут образовываться цианоген-ные гликозиды.

При пастьбе животных по молодому клеверу наблюдается от­равление животных, которое сопровождается у свиней рвотой, яв­лениями удушья, одышкой, шаткой походкой, возможны судоро­ги, ослабление деятельности сердца.

Р. В. Конышев (1993) наблюдал случаи отравления свиней ди­ким клевером. Специальными исследованиями он показал, что в желудке животных из цианогенных гликозидов образуется си­нильная кислота.

Лен обыкновенный (посевной) — Linum usitatissimum L. Одно­летнее растение высотой до 1 м. Стебель прямой, на конце метель-чатоветвистый. Листья мелкие, ланцетные, цветки голубые.

Растет в европейской части России, на Кавказе, в Крыму и дру­гих местах на влажных лугах, по рощам и опушкам лесов, между кустарниками. Культивируется как техническое растение.

Содержит циангликозид линомарин — источник образования в организме синильной кислоты.

До цветения в зеленых частях растений (стебли, листья, семе­на) содержится максимальное количество циангликозида, а затем его количество уменьшается.

Известны случаи отравления льном свиней, крупного рогатого скота, лошадей. А. М. Преображенский (1930) наблюдал отравле­ние животных при их выпасе по нескошенному льну, при кормле­нии льняными жмыхами, соломой и мякиной.

Лядвенецрогатый — Lotus corniculatus L. Многолетнее травяни­стое растение высотой до 40 см. Стебли многочисленные, густооб­лиственные, лежачие, дугообразно поднимающиеся от земли. Ли­стья тройчатые, цветки ярко-желтые.

Растет на лугах и полях европейской части России, на Кавказе, в Средней Азии.

Хорошее кормовое растение. В период цветения в цветоносных побегах накапливается цианогенный гликозид, из которого при определенных условиях образуется синильная кислота. Описаны случаи отравления овец, коз и гусят. На пастбищах животные рас­тения не поедают, так как цветки содержат горькое красящее ве­щество.

Присутствие синильной кислоты в корме и в содержимом же­лудка и кишечника павших животных доказано химическим путем (И. А. Гусынин, 1962).

Манник водяной — Glyceria aquatica Wahlb. (рис. 27). Многолет­нее травянистое растение высотой до 2 м. Стебель довольно тол­стый, облиственный, с ползучим корневищем. Соцветия — много­колосовая метелка.

Растет в лесной и лесостепной зонах европейской части Рос­сии, в Западной и Восточной Сибири, на Кавказе в избыточно ув­лажненных местах, поймах рек, по берегам озер и болот.

Молодые растения содержат цианогенный гликозид, который при определенных условиях отщепляет синильную кислоту. На­копление цианогенных гликозидов в маннике связывают с пора­жением растений головней.

Опасен для животных только при скармливании в зеленом виде. Молодое растение содержит до 0,1 % синильной кислоты, осенью ее больше —до 0,3 %, в сене растение безвредно.

Отравление манником наблюдается весьма часто.

Сорго — Sorghum. Многолетнее или однолетнее травянистое растение. Как сорное растение встречается только сорго олепское. Остальные сорта (сорго обыкновенное, сахарное, техническое, судан­ское и другие) введены в культуру на юге России, в Закавказье и являются хорошей кормовой травой.

Все сорта сорго содержат гликозид дуррин, который под влия­нием фермента эмульсина расщепляется на декстрозу, синильную кислоту и парааксибензальдегид. Накопление дуррина в растени­ях связано с метеорологическими условиями, задерживающими рост и развитие растений, — засуха, чрезмерные поливы, дожди, содержание в почве повышенного количества азотных удобрений и др.

Содержание синильной кислоты в растениях колеблется в тече­ние суток: до 6 ч утра содержание синильной кислоты бывает наи­меньшим; днем (в 14 ч) оно достигает максимума, а затем посте­пенно уменьшается; ночью в растениях бывает в 3—4 раза меньше синильной кислоты, чем днем. Опасность представляет сорго, со­держащее более 0,2 % синильной кислоты.

Наиболее опасны молодые и увядающие или начинающие за­сыхать растения сорго, а также отрастающие после скашивания побеги (отава). Растения в увядшем состоянии с большим содер­жанием ядовитого вещества ярко-зеленой окраски, а не содержа­щие ядовитых веществ желтовато-зеленые. Силосование и высушипание полностью не освобождают сорго от токсических ве­ществ.

Сорго опасно для всех сельскохозяйственных животных. Або­ригенные животные менее чувствительны, чем завезенные. Обыч­но отравление животных, особенно голодных, происходит на паст­бищах.

На юге и юго-востоке страны, где культивируют сорго, отрав­ления весьма часты. Описаны отравления крупного рогатого скота в Ставропольском крае, Челябинской области (привозным сорго) и др.

Суданская трава Sorghum sudanense Stapf. Одно из лучших кормовых растений, культивируемых в европейской части России, в Западной Сибири, Казахстане и Средней Азии.

Отравление животных суданской травой связано с наличием в ней синильной кислоты. По данным А. М. Вильнера (1966), в ран­ней фазе развития растения (фаза выхода в трубку) в засушливые годы содержание синильной кислоты достигает 54 мг/кг, в сило­се — 12 мг/кг.

Случаи отравления крупного рогатого скота отмечены в Воро­нежской и других областях России.

Триостренник — Triglochin L. В России встречаются два вида триостренника — морской (Т. maritima L.) и болотный (Т. palustris L.). Это многолетние корневидные травы высотой до 80 см с без­листным стеблем.

Распространены во всех районах России. Триостренник морс­кой на севере растет по морскому побережью, в лесной зоне — на болотах, на юге — на сырых солончаковых лугах. Триостренник болотный растет на сырых лугах, болотах, по берегам рек.

Токсические свойства растения связаны с наличием в нем си­нильной кислоты. У крупного рогатого скота на пастбищах от­равление наступает при поедании 6—8 кг травы, у овец — 0,5— 1,0 кг.

Токсикодинамика. Синильная кислота — наиболее сильный и быстродействующий яд, который инактивирует тканевые (дыха­тельные) ферменты, регулирующие окислительные процессы в организме. Это приводит к резкому нарушению клеточного дыха­ния. Наступает кислородное голодание тканей, в первую очередь головного мозга, что в конечном итоге заканчивается параличом таких жизненно важных центров, как дыхательного, сосудисто-двигательного и центра блуждающего нерва. Смерть наступает от остановки дыхания. Кислород в начале отравления в избытке накапливается в крови; венозная кровь становится алой, т. е. по окраске такой же, как артериальная.

Из организма синильная кислота довольно быстро выделяется с выдыхаемым воздухом и поэтому не обладает кумулятивными свойствами.

Клиника. Отравление синильной кислотой возможно уже через несколько минут после поедания цианогенного растения, особен­но на голодный желудок — молниеносная форма, но чаще оно на­ступает через 15—30 мин, реже — через 1 ч и позднее.

При молниеносном отравлении у животных выражено состоя­ние сильнейшего возбуждения. Они издают резкие звуки, падают в судорогах с выпученными глазами, бьют конечностями и быстро (в первые несколько минут) погибают от асфиксии.

Чаще всего при остропротекающих случаях первые признаки отравления у крупного рогатого скота появляются в течение 30— 40 мин после приема цианогенного корма. Наблюдаются рвота, саливация и шаткая походка. Затем наступают атония рубца, уско­ренное и напряженное дыхание и понос. Как правило, все види­мые слизистые оболочки приобретают ярко-красную окраску. Чтобы облегчить дыхание, коровы вытягивают шею, поднимают голову вверх. Позже дыхание проявляется отдельными судорож­ными, часто прерывистыми вдохами с постепенно увеличивающи­мися паузами. Животные падают, появляются приступы сильных судорог, ослабевает сердечная деятельность, понижается артери­альное давление и замедляется пульс. Видимые слизистые оболоч­ки становятся синюшными. Возникает коматозное состояние, и очень часто смерть наступает в течение первых 2 ч.

Практические наблюдения показывают, что животные, пере­жившие 6—8 ч с начала отравления, обычно выздоравливают.

У свиней отравление нитрилгликозидами проявляется беспо­койством, пугливостью, развитием признаков, подобных описан­ным у крупного рогатого скота. Свиньи часто принимают позу си­дячей собаки, что, по-видимому, облегчает им дыхание. Перед смертью при коматозном состоянии температура тела у свиней понижается.

У лошадей при отравлении наблюдают шаткую походку, уча­щение пульса (50—52 удара в минуту), ослабление сердечных тол­чков и пульсовых волн. Дыхание учащено и поверхностно. Перис­тальтика ослаблена. Нередко бывают приступы колик и расшире­ние зрачков. Появляется обильный холодный пот, затем фибрил­лярное сокращение мышц шеи, плеч и бедер, переходящее в дрожь и клонические судороги. Наблюдаются незначительное воз­буждение, стремление двигаться вперед, повышение температуры тела до 39,5 °С. Моча иногда приобретает ярко-желтый цвет. Пе­ред гибелью выражена депрессия, переходящая в коллапс и ост­рый отек легких.

У овец отравление протекает так же, как у крупного рогатого скота, но с явлениями непроизвольного выделения мочи.

Лечение. Необходимо немедленно изъять опасный корм из ра­циона животных и как можно скорее нейтрализовать синильную кислоту, образующуюся в организме.

В качестве антидота применяют внутривенно 5—10%-ные водные растворы натрия тиосульфата в дозе 1—2 мл на 1 кг массы жи­вотного. Этот препарат переводит синильную кислоту в безвред­ные роданистые соединения.

Можно также внутривенно вводить 200—250 мл 30—40%-ного водного раствора глюкозы, которая образует с синильной кисло­той неядовитые циангидрины. Кроме того, глюкоза стимулирует дыхание, усиливает питание сердечной мышцы и улучшает работу всей сердечно-сосудистой системы. Глюкозу и натрия тиосульфат следует вводить одновременно — вначале глюкозу, а затем, не вы­нимая иглы, натрия тиосульфат.

Можно также рекомендовать натрия нитрит, который в крови образует из гемоглобина метглобин. Последний, взаимодействуя с синильной кислотой, переводит ее в нетоксичный цианметгемог-лобин. Препарат в виде 1—2%-ного водного раствора вводят внут­ривенно из расчета не более 10 мг на 1 кг массы тела, так как зна­чительное количество меггемоглобина опасно для жизни живот­ного.

Иногда внутривенно вводят 0,5—1 %-ный раствор метиленовой сини (1 мл на 1 кг массы тела). При угрожаемом положении, когда в ближайшее время возможен вынужденный убой животного, от применения метиленовой сини необходимо воздержаться, по­скольку появляется синее окрашивание мышц и других тканей.

И. А. Гусынин (1962) рекомендует лошадям и крупному рога­тому скоту вводить сначала 10 мл 20%-ного раствора натрия нит­рата, а затем, не вынимая иглы из вены, дополнительно 40— 50 мл 20%-ного раствора натрия тиосульфата, овцам — 10 мл 10%-ного натрия нитрата и 20 мл 10%-ного натрия тиосульфата.

Назначают препараты, возбуждающие дыхание и сердечную де­ятельность. При необходимости проводят искусственное дыхание и применяют кислород путем ингаляции.

Патологоанатомические изменения. Отмечают умеренное взду­тие трупа. Выделения из носовых ходов и ротовой полости пенис­тые, нередко окрашенные в желтый или зеленый цвет. Содержи­мое преджелудков и желудка имеет запах горького миндаля. При остропротекающем отравлении слизистые оболочки желудка и кишок гиперемированы, часто вишнево-красного цвета с синюш­ным оттенком. При затяжном течении болезни слизистая оболоч­ка рубца и сычуга у жвачных и желудка у животных других видов геморрагически воспалена, тонкого кишечника — утолщена и ги-перемирована. В печени и почках венозный застой, цвет печени иногда имеет глинистый оттенок. Под эпикардом и эндокардом мелкие точечные и полосчатые кровоизлияния. Сосуды брыжейки и головного мозга резко инъецированы. При хроническом отрав­лении — эозинофилия.

Ветсанэкспертиза. Животных на убой направляют без ограниче­ний. Мясо используют для изготовления вареных колбасных изде­лий и консервов. Внутренние органы утилизируют.

Профилактика. Прежде всего необходимо запретить выпас по посевам цианоносов или скармливание свежескошенных расте­ний голодным животным. При острой необходимости использо­вать эти корма нужно организовать предварительную подкормку (выпас по разнотравью, дача сена или соломенной сечки, скарм­ливание небольшого количества концентратов). Нельзя пасти жи­вотных по таким травам в дождь или сразу после него, по росе, после утренних заморозков до обогрева солнцем, днем во время засухи. В жаркую солнечную погоду следует обязательно вводить ночную пастьбу. Исключать из рациона животных цианогенные корма (сено, силос). Силосование таких растений необходимо проводить в прохладную погоду, строго соблюдая технологию (сроки, укрытие и др.). Силос при проветривании в тонком слое быстро обезвреживается (улетучивается и распадается синильная кислота).