Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуленко-Ветеринарная токсикология.doc
Скачиваний:
1416
Добавлен:
18.06.2015
Размер:
1.99 Mб
Скачать

3.9. Токсикология кормовых продуктов

МИКРОБНОГО СИНТЕЗА (ПАПРИН, ГАПРИН, ЭПРИН,

ГИДРОЛИЗНЫЕ ДРОЖЖИ)

Кормовые продукты микробного синтеза прел стиля ют собой пысушенную и измельченную массу дрожжей пли не патогенных бактерий, выращенных на средах, содержащих жидким парафин (паприн), природный газ (гаприн), технический этанол (:>прин) или кислотные гидролизаты отходов целлюлозно-бумажной про­мышленности и сельскохозяйственного производства(кукурузная кочерыжка, солома, подсолнечная лузга и др.).

Корма микробного синтеза содержат большое количество бел­ка, витаминов группы В, незаменимые аминокислоты (лизин и лр.) и используются в кормлении животных, в том числе птиц, пушных зверей и рыбы в качестве заменителей белковых кормов растительного и животного происхождения. Однако корма мик­робного синтеза могут содержать значительное количество небел­ковых соединений азота, в том числе нуклеиновых кислот, кото­рые входят в состав клеток дрожжей и бактерий или же являются продуктами их жизнедеятельности. Кроме того, в кормах микроб­ного синтеза отечественного производства иногда обнаруживают большое количество фторидов, которые поступают в микробные массы из питательной среды, используемой для их выращивания. Дело в том, что в питательную среду в качестве источника фосфо­ра вводят неочищенный суперфосфат или диаммонийфосфат, ко­торые содержат фтор, в количествах, превышающих 2000 мг/кг. Поэтому продукты микробного синтеза добавляют в комбикорма или рационы животных в количествах, не превышающих 4—6 % их массы.

Отравления животных возможны при завышении норм введе­ния продуктов микробного синтеза в их рационы, что нередко бы­вает при приготовлении кормов непосредственно в хозяйствах, которые постоянно испытывают дефицит в кормовом белке из-за недостатка концентрированных кормов и кормов животного про­исхождения. Чаще всего отравления наблюдают у птиц, реже — у свиней, пушных зверей и рыбы. Практически отсутствуют они у жвачных животных, у которых небелковые соединения азота усва­иваются в результате деятельности микроорганизмов рубца.

Токсикодинамика и клиника. Отравления в основном протекают хронически и проявляются снижением продуктивности, отложе­нием мочекислых солей в разных тканях (мочекислый диатез), и прежде всего в суставах (подагра). Суставы опухают, деформиру­ются, образуются узлы — подагрические шишки. Однако в патоге­незе отравления решающее значение имеет нарушение пуриново-го обмена в организме, в результате чего в крови у птиц увеличи­вается содержание мочевой кислоты. Повышенное количество нуклеиновых кислот в кормах, содержащих продукты микробиологического синтеза, создает условия для образования в организме птиц мочевой кислоты, а это приводит к избыточной концентра­ции ее в крови и развитию мочекислого диатеза, вследствие чего и возникает подагра.

Лечение. Специфические средства не разработаны.

Патологоанатомические изменения. На серозных оболочках грудной и брюшной полостей, на перикарде и эпикарде, а также в почках находят отложения в виде густой беловатой массы.

При гистологическом исследовании почечной ткани на срезе видны кристаллы уратов. Эпителий почечных канальцев в состоя­нии зернистой дистрофии и некроза; строма инфильтрирована лимфоидными и гигантскими клетками.

Диагностируют отравление на основании анализа рецептуры комбикормов или кормосмесей, исследования их на содержание небелковых соединений азота, клиники и патологоанатомических изменений у павших или вынужденно убитых животных.

Профилактика. Основным методом профилактики отравлений продуктами микробиологического синтеза является исследование их на содержание небелковых соединений азота и соблюдение ус­тановленных норм добавления в комбикорма и кормовые смеси. Суммарное содержание продуктов микробиологического синтеза в полнорационных комбикормах для цыплят-бройлеров, поросят в период их выращивания и откорма, для хряков, холостых, супо­росных и лактирующих маток не должно превышать 20 % от сум­мы сырого протеина или 6 % от массы комбикорма, для поросят-сосунов и отъемышей до 60-дневного возраста — 12 и 4 % соответ­ственно, для жвачных животных в стойловый период — от 5—10 % от массы полноценных кормосмесей или до 10—20 % от нормы сырого протеина рациона, для норок —до 22%, а для песцов и лисиц — 35 % от массы общего протеина рациона, для карпов — до 8,5—9,6 % от массы комбикорма.

Ветеринарно-санитарная оценка кормов микробного синтеза должна осуществляться по результатам исследования в соответ­ствии с ГОСТ 20083—74 «Дрожжи кормовые». Не допускается присутствие в продуктах микробиологического синтеза живых клеток продуцента, общая бактериальная обсемененность не дол­жна превышать 150 тыс. клеток в 1 г.

Определяют токсичность продуктов на белых мышах. Для этого 100 г продукта помещают в колбу с притертой пробкой, заливают 300 мл ацетона и экстрагируют возможные токсичные вещества при встряхивании в шюттель-аппарате в течение 2 ч или оставля­ют при комнатной температуре на 24 ч, периодически встряхивая. Экстракт фильтруют через бумажный фильтр в выпарительные чашки, добавляют в него 2,5 мл растительного масла и выпарива­ют ацетон на водяной бане при температуре 45—50 "С или в пото­ке воздуха при комнатной температуре до исчезновения запаха ацетона. Масляный экстракт вводят внутрь однократно пяти беиым мышам с помощью шприца с ivnoii иглой в объеме по 0,5 мл. Контрольным мышам вводят распт-лыюе масло. Наблю­дают за животными 3 сут. Гибель всех или мня fiu одной мыши и обнаружение у нее патологоанатомических изменений в желу­дочно-кишечном тракте или внутренних органах служат основа­нием для признания исследованной партии кормовою продукта токсичной.

Корма микробиологического синтеза исследуют и на содержа­ние фторидов. Уровень фтора не должен превышать НШмг/кг массы. Птицы малочувствительны к фторсодержащим соединени­ям. Однако превышение МДУ фторидов указывает не только па плохую очистку продукта, но и требует запрещения добавления его в корм животным.

Ветсанэкспертиза. Убой животных проводят без ограничений. 11родукты убоя вынужденно убитых животных используют в зави­симости от результатов лабораторного анализа.

3.10. ПРЕМИКСЫ, ИХ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ И ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Премиксами называют кормовые добавки, включающие вита­мины, аминокислоты, минеральные и лекарственные вещества, предназначенные для сбалансирования комбикормов или кормо­вых смесей по микроэлементам, аминокислотам и витаминам, а также для профилактики и лечения болезней у животных.

В качестве наполнителей для премиксов используют кормовые средства растительного или животного происхождения, обеспечи­вающие лучшее усвоение микроэлементов, витаминов и других веществ, например такие, как отруби, шроты, кормовые дрожжи, зерно пшеницы тонкого помола.

В нашей стране дозировку витаминов, минеральных и лекар­ственных веществ в премиксах определяют из расчета их введения в полноценные комбикорма в количестве 1 %. Такие же количе­ства стандартных премиксов следует добавлять в кормовые смеси, приготовляемые непосредственно в хозяйствах или на межхозяй­ственных комбикормовых заводах.

В некоторые виды профилактических премиксов вводят анти­биотики, сульфаниламиды, нитрофураны, транквилизаторы, де­тергенты. Так, в премиксе КС-3 для поросят-отъемышей на сви­новодческих комплексах в прошлые годы было предусмотрено введение на 1т премиксов 1300 ME феноксиметилпенициллина, 190 ME дегидрострептомицина сульфата, 2800 ME окситетрацик-лина, 3 кг сульфадимезина и 5 кг фуразолидона.

Профилактические премиксы в разрешенных рецептурах не представляют токсикологического значения, если соблюдаются нормы введения их в комбикорма или кормосмеси при нормаль­ном экологическом фоне в регионе по минеральным веществам.

Однако в некоторых регионах страны имеется повышенное содер­жание в окружающей среде, воде и кормовых растениях некото­рых микроэлементов, входящих в состав премиксов. Так, в почве и растениях отдельных регионов Южного Урала больше железа, в Северной Осетии в зоне выбросов цинкоплавильного завода «Электроцинк» — цинка. В таких случаях при составлении рецеп­тур премиксов следует учитывать фоновые уровни содержания в объектах окружающей среды и кормовых растениях тех микроэле­ментов, которые входят в состав премиксов (железо, цинк, марга­нец, медь, кобальт, йод).

Особую опасность представляют лечебные премиксы, рецептура которых и применение должны быть под контролем ветеринар­ного врача. Отмечены случаи, когда в профилактические пре­миксы с целью повышения их продажной стоимости вводили ан­тибиотики и нитрофураны, что приводило к возникновению дисбактериозов и гиперкератозов в желудочно-кишечном тракте животных.

Гл а в а 4

ФИТОТОКСИКОЗЫ (ОТРАВЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ)

На территории России произрастает несколько сотен опас­ных, т. е. ядовитых и вредных, для животных растений. Ядовиты­ми считаются такие растения, которые вызывают у животных после поедания их на пастбищах, с сеном или силосом патологи­ческий процесс, нередко заканчивающийся смертельным исхо­дом. Вредные растения портят продукты животноводства, напри­мер, молоко приобретает несвойственный вкус или плохо сбива­ется в масло.

Чаще отравления вызывали растения из семейств злаковых (8 видов), крестоцветных (7), лютиковых (7), сложноцветных (7) и бобовых (6).

Несмотря на принимаемые меры по уничтожению ядовитых растений, число случаев отравлений животных остается достаточ­но значимым. Такое положение в значительной степени связано с сокращением культурных и естественных пастбищ и сенокосных угодий и значительной засоренностью их растениями, опасными для здоровья животных. В отдельных регионах страны по разным причинам выпасают животных на так называемых неудобных пас­тбищах (балки, овраги и т. п.), где обычно растет больше ядовитых растений.

После распашки целинных земель значительно распространи­лись различные сорные растения, несвойственные степной расти­тельности. Среди них растения из семейства крестоцветных (поле­вая горчица и др.), маревые (марь городская, лебеда бородавчатая и др.), разные виды щириц и другие растения, известные как ядо­витые и вредные.

£

Кроме того, многие культурные растения (клевер, люцерна, ку­куруза, свекла, сорго и др.) из-за нарушения технологии выращи­вания, заготовки, хранения и подготовки их к скармливанию мо­гут приобретать ядовитые свойства и вызывать отравления живот-ных. Особенно велика опасность скармливания таких кормов в комплексах и крупных животноводческих хозяйствах, где могут; отмечаться массовые отравления.

В токсикологических отделах ветеринарных лабораторий не- , редко регистрируют отравления нитратами и нитритами, которых I много накапливается в кормовых растениях при необоснованном Y J>_ внесении в почву излишних количеств азотсодержащих удобре- ' ний.

В настоящее время отравления животных ядовитыми растения­ми встречаются так же часто, как и прежде, а потому они должны быть хорошо известны как будущим, так и практикующим ветери­нарным и ветеринарно-санитарным врачам, нередко решающим вопросы использования в пищу людям продуктов убоя больных и вынужденно убитых животных в связи с воздействием токсичес­ких веществ, содержащихся в ядовитых растениях.

Важное практическое значение имеет также и соблюдение сро­ков допуска животных к убою при отравлениях растительными ядами. При этом необходимо иметь в виду, что ветеринарно-санитарная оценка продуктов убоя должна проводиться не только с учетом воздействия и наличия токсических веществ ядовитых рас­тений. Для окончательного решения о направлении мяса для изготовления мясопродуктов проводят лабораторные и бактериологические исследования; в отдельных случаях скармливают мясо и Г 3 внутренние органы лабораторным животным.

Следует также учитывать, что мясо вынужденно убитых живот­ных необходимо как можно раньше употребить, в том числе и пу­тем разбавления фаршем из мяса от здоровых животных, для изго­товления мясных хлебов и консервов. Так поступают, когда реали­зуют мясо от животных, отравленных растениями, содержащими алкалоиды, гликозиды, сапонины, эфирные масла, фотосенсиби­лизаторы, а также растениями, вызывающими преимущественно поражение желудочно-кишечного тракта, — лютиковыми, вехом ядовитым и аконитом джунгарским.

Для лучшего ознакомления с ядовитыми растениями, обеспе-чивающего быструю постановку диагноза при отравлениях ими, целесообразнее пользоваться клинической классификацией, по которой растения объединены в группы по основному клиничес- кому симптому, наблюдаемому при отравлениях растениями кау кой-либо группы или по основному действию на тот или иной орган (систему). Это обусловлено тем, что врач в случае отравле- I ния животного в первую очередь видит симптомы, поэтому ему легче определить конкретную причину интоксикации и как мож­но скорее начать лечение больного животного.

Объединение растений в группы по наличию в них алкалоидов или гликозидов, как это сделано в некоторых учебных руковод­ствах, требует запоминания действия растений на разные органы и системы, а потому и затрудняет быструю диагностику отравле­ний. Алкалоиды и гликозиды в зависимости от их принадлежнос­ти к той или иной химической группе действуют на разные орга­ны и системы. Одни алкалоиды или гликозиды действуют на ЦНС, другие — на печень, третьи — на органы дыхания и пищева­рительный тракт или вызывают аноксемические явления, поэтому трудно определить, какая группа растений является причиной от­равлений. В связи с этим надо запоминать токсикодинамику от­дельных растений, что крайне затруднительно для обучающегося врача. В этом разделе учебника сделана попытка объединить эти две классификации.