Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

filologi_1_kurs / языкознание / 5_seminar языкознание

.doc
Скачиваний:
70
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
39.42 Кб
Скачать

8) разные позиции относительно системности языка в синхронии и диахронии.

Синхронический закон — общий закон, но не императивный:

попросту отображая существующий порядок вещей, он только

констатирует некое состояние; он является законом постольку же, поскольку законом может быть названо, например, утверждение, что в данном фруктовом саду деревья посажены косыми рядами. Если и можно говорить о законе в синхронии, то только в смысле упорядочения, в смысле принципа регулярности.

Диахрония предполагает динамический фактор, приводящий к определенному результату, производящий определенное действие. Диахронические события всегда в действительности носят случайный и частный характер, несмотря на видимые исключения из этого [193].

В отношении семантических фактов это сразу же бросается в глаза: если франц. poutre «кобыла» приняло значение «балка», то это было вызвано частными причинами и не зависело от прочих изменений, которые могли произойти в языке в тот же период времени; это было чистой случайностью из числа многих случайностей, регистрируемых историей языка.

Итак, диахронические факты носят частный характер; сдвиги в системе происходят в результате событий, которые не только ей чужды, но сами изолированы и не образуют в своей совокупности системы.

Резюмируем: синхронические факты, каковы бы они ни были, обладают определенной регулярностью, но совершенно лишены какого-либо императивного характера; напротив, диахронические факты навязаны языку, но не имеют характера общности.

Синхроническая лингвистика должна заниматься логическими и психологическими отношениями, связывающими сосуществующие элементы и образующими систему, изучая их так, как они воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием.

Диахроническая лингвистика, напротив, должна изучать отношения, связывающие элементы, следующие друг за другом во времени и не воспринимаемые одним и тем же коллективным сознанием, то есть элементы, последовательно сменяющие друг друга и не образующие в своей совокупности системы.

1- 3

Система (с греч. – «составленный из частей») – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство. Понятие системы играет большую роль во всех современных науках. В середине XX века уже шла речь о системном подходе к исследованию любого научного объекта как об общенаучном принципе.

Основные понятия системного подхода: система; структура; элемент; взаимодействие; среда; субстанция; функция.

Различаются системы открытые и закрытые, статические и динамические, более и менее сложные, гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные), естественные и искусственные, первичные и вторичные, саморазвивающиеся и развиваемые, материальные и идеальные и др.

Каждая система характеризуется набором признаков:

1) Свойство целостности. Целостность системы обеспечивается системообразующими свойствами и признаками.

2) Совокупность внутрисистемных связей создает структуру объекта. Структура системы может характеризоваться как по горизонтали, так и по вертикали. Наличие вертикальных отношений обуславливает членение системы на уровни (ранги, ярусы, подсистемы).

3) Для того, чтобы создалась вертикальная структура, чтобы реализовалась система систем (язык), необходимо, чтобы элементы, составляющие систему, обладали свойством неоднородности. Элементы каждого более высокого уровня должны обладать новым, более сложным качеством.

4) Важное свойство всякой системы – дискретность: на каждом уровне можно и нужно вычленять предельные единицы, т.е. нечленимые далее на данном уровне (на фонемном уровне – фонема, на морфемном уровне – морфема и т.д.)

Свойства единиц системы бывают трех видов: системообразующие; системоприобретенные; системонейтральные.

Структура (от лат. «строение») – это неотъемлемое свойство всех систем. Иначе говоря, структура – это совокупность внутренних связей между элементами. В научной теории и практике переход от описания к объяснению, от явления к скрытой сущности связан с осознанием структуры исследуемого объекта.

В истории науки с первой половины XX в. стало актуальным понятие структурализма. Впервые структурализм реализовался в лингвистике (Ф. де Соссюр, школы структурализма), в психологии, литературоведении, теории музыки. Структурализм – это понимание того, что отдельное, частное существует как член определенной системы и что форма существования каждого элемента зависит от структуры целого и от законов, управляющих ими.

1-3 Березин-Головин

Сами термины и понятия «структура» и «система» применяются в языкознании неустойчиво и различно. Например, Виноградов в книге «Русский язык» термин «структура» достаточно регулярно и четко соотносит с элементами, формами, конструкциями языка и их значениями.

В учебнике Реформатского «Введение в языкознание» этот термин также использован для обозначения не связей и отношений между элементами языка, а совокупностей и единств самих элементов.

О языке как системе впервые стал думать Соссюр. Он никогда не употреблял слова «структура» в каком бы то ни было смысле. Для него самым существенным было понятие системы. Соссюр представляет язык именно как систему: «Язык есть система, которая подчиняется только своему собственному порядку»… «Язык – это система произвольных знаков».

Солнцев говорит: «Поскольку мы определяем систему как некоторый объект в целом, включающий в себя элементы и взаимосвязи элементов, а структуру – как совокупность внутрисистемных связей, постольку между системой и структурой следует проводить различие. Структура не равна объекту в целом. Структура есть объект минус составляющие его элементы, или система минус элементы системы».

Принимая во внимание теоретические расхождения в определении терминов «структура» и «система» Березин и Головин принимают следующее понятие структуры и системы:

  1. В реальной действительности язык в целом, его единицы, классы, их формы представляют собой «сложные образования», имеющие внутреннее «устройство», допускающие расчленение на образующие его элементы и составные части.

  2. Между составными частями и элементами языка в целом, его структурных единиц существуют различные связи и отношения, благодаря которым и при участии которых из элементов составляется целое.

  3. Между целым и образующими его элементами существует взаимная зависимость: изменение целого затрагивает обязательно какие-то элементы его и отношения между ними, изменение элементов и отношений сказывается на целом, которому они принадлежат.

  4. Основные типы внутриструктурных отношений: синтаксические и парадигматические.

Парадигматические связи и отношения существуют между элементами системы языка в отвлечении ее от речевой реализации. Например, парадигмы склонения или спряжения. Форма именительного падежа соотнесена с формами и значениями всех остальных падежей. Однако нет оснований считать форму именительного падежа господствующей. И вместе с тем нет оснований и для того, чтобы падежные формы считать лишь соотнесенными, но не связанными. Их связывают общность основы слова и общность грамматической категории падежа. Это значит, что в языке есть не только сходства и различия, но также общности и различия.

Синтагматические связи и отношения возникают, когда языковые элементы низшего уровня входят в состав элементов высшего уровня фонема - в состав морфемы, морфема – в состав слова и т.д.) или когда слова и предложения оказываются элементами связной речи. В речи реализуются системные свойства языка и возникают новые системные связи и отношения – на базе взаимодействия применяемого для решения конкретного коммуникативного задания языка и работающего человеческого сознания.

Соседние файлы в папке языкознание