Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Не разобранные / 25 Социально-философские взгляды П.Я. Чаадаева

.doc
Скачиваний:
255
Добавлен:
03.10.2013
Размер:
36.86 Кб
Скачать

25 Социально-философские взгляды П.Я. Чаадаева

В период реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов, заявил о себе выдающийся русский философ и социальный мыслитель Петр Яковлевич Чаадаев (J794—1856). Основным трудом жизни Чаадаева являются ≪Философические письма≫. Этот труд, состоящий из восьми писем, был закончен в 1831 г. Письма адресуются некой даме, которая, по-видимому, желала посоветоваться с Чаадаевым о том, как упорядочить свою духовную жизнь.

По отношению к России Чаадаев был настроен крайне критически: ≪...мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого≫. ≪Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих...≫ ≪Если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, нас и не заметили бы... И, в общем, мы жили и продолжаем жить для того, чтобы послужить каким-то важным уроком для отдаленных поколений...≫

В 1836 г. журналом ≪Телескоп≫ было опубликовано первое письмо (от 01.12.1829 г.). Цензор, давший разрешение напечатать, был смещен со своего поста, журнал запрещен, а его редактор сослан. Сам же Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Лишь через полтора года философ вернулся к нормальной жизни, а в 1837 г. дал подписку ничего не писать и не печатать.

В основе онтологических представлений Чаадаева лежат принципы объективности и единства. Их взаимодействие порождает ≪логику причин и следствий≫. Его взгляд на мир совпадает с ньютонианской картиной мира в ее атомистическом варианте. Духовный мир также составляет совокупность элементов духовных идей. Жизнь духовного мира аналогична жизни природы Гносеология Чаадаева опирается всецело на его онтологические представления. Ключевой выступает идея объективной обусловленности сознания. Постижение бытия осуществляется с помощью естественных средств — опытности и рассуждения.

Его общефилософскую концепцию можно охарактеризовать как дуалистическую. Согласно этой концепции, физический мир построен из атомов и молекул, т.е. "элементов материальных", из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое трактовалось Чаадаевым в духе распространенного в те времена механицизма. Однако механицизм Чаадаева ограничивался миром физических явлений. Сознание человека, по его мнению, не подчиняется механистическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения. Отсюда и понимание Чаадаевым познания также дуалистично: в области естествознания, или в опытном знании, действуют эмпирические и рационалистические методы, а логика рассуждения выстраивается согласно логике природных явлений, но в духовном мире, объекты которого обладают свободой, действует откровение.

Человека Чаадаев рассматривал как объективное единство двух миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом выстраивается концепция философии истории Чаадаева, связанная с заботой о грядущих судьбах России. Здесь взгляды Чаадаева не оставались неизменными, а определенным образом эволюционировали. В начальный период определяющей мировоззренческой идеей была мысль о тотальном единстве рода человеческого, всех наций и индивидов. Применительно к концепции русского исторического процесса эта идея выступала в императивной форме необходимости единения России с другими народами. Будучи в этот период близок к декабристам, Чаадаев, однако, не разделял их идею преобразования путем военного переворота и усматривал реальный путь исторического прогресса России в нравственном совершенствовании. Впоследствии взгляды Чаадаева на судьбы России изменились: если прежде оторванность России от мирового исторического процесса рассматривалась как недостаток, то затем она стала представляться, напротив, преимуществом ее, которое позволит ей быстро овладеть достижениями западноевропейской цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. Однако реальная политическая обстановка в России, связанная с усилением абсолютизма, настраивала его на резко критический лад. Чаадаев оставался истинным патриотом России, хотя "высочайшим повелением" и был объявлен сумасшедшим и не мог публиковать свои работы. Свою позицию он высказал честно и прямо: "По-видимому, есть несколько способов любить свое отечество и служить ему... Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, - только ее не обманывать"

Философия Чаадаева дала толчок к расколу в русской философской мысли XIX в. и возникновению в ней в 30—40-е годы XIX в. двух противоположных течений — славянофшштва и западничества.