Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книги / Ментальное развитие человек.doc
Скачиваний:
319
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
2.26 Mб
Скачать

6.2. Одаренность и талант

В психологической энциклопедии под ред. Р.Корсини и А.Ауэрбаха1 дается определение, используемое федеральным правительством США. Это определение гласит: «Под одаренным и т.д. имеются в виду дети и, в соответствующих случаях, молодые люди, которые в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе были распознаны как обладающие актуальными или потенциальными способностями (разр. В.Ш.), которые свидетельствуют о высоком потенциале в таких областях, как интеллектуальная, творческая, специфическая учебная или организаторская/руководящая деятельность, а также изобразительное искусство и актерское мастерство, и которые в силу этого нуждаются в услугах и занятиях, обычно не предоставляемых школой». Талант в данной энциклопедии специально не определяется, а объединяется с одаренностью (одаренные и талантливые дети).

В Советском энциклопедическом словаре одаренность не определяется, а талант определяется как «выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области»2.

В. Даль не определяет одаренность, но подробно останавливается на понятии «талант». Талант – это природный дар, дарования человека и способность к чему-либо. Талантливый человек – это человек даровитый, с природными способностями. Таким образом, мы видим, что и Даль связывает талант и способности, подчеркивая природность таланта. Этот экскурс в определения можно было бы продолжить и дальше, но мы подчеркнем только, что талант рассматривается как мера выраженности одаренности и везде подчеркивается их связь (и одаренности, и таланта) с успехами в какой-либо деятельности.

Нам хотелось бы подчеркнуть интересную мысль Теплова о многогранности таланта. В многочисленных работах этот факт описывается. Пробуя объяснить этот факт, Б.М.Теплов отмечал, что с «теоретической точки зрения важно подчеркнуть, что дело идет не о существовании у одного и того же человека разных одаренностей или разных талантов… Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для различных видов деятельности»1. Эта мысль чрезвычайно важна. И она предполагает вопрос: «А что же это за общие моменты одаренности?» Этот общий момент можно толковать как G-фактор интеллекта. Мы более склонны дать другое объяснение. С учетом того, что одаренность определяется способностями человека, которые по разному структурируются по отношению к конкретной деятельности и с учетом того, что одаренность определяется мерой выраженности отдельных способностей успех в различных областях у талантливого человека и будет определяться его способностями. Высокий уровень развития способностей у талантливого человека и обусловливает его успешность в различных видах деятельности, для которых способности выступают как профессионально-важные качества.

6.3. Способности и интеллект

Понятие «интеллект» ввел Цицерон. В переводе с латинского «intellgentia» означает «способность понимать». Аристотель противопоставил наблюдаемую деятельность или поведение человека гипотетической скрытой способности, от которой зависит эта деятельность. Гербарт Спенсер высказал гипотезу о преемственности нервно-психического развития, о развитии мышления из чувствования и о путях эволюции мышления. Г. Спенсер показал, что в жизненных актах, обеспечивающих существование организма, тесно взаимодействуют три фактора: организация (строение организма), телесная жизнь (физиологические отправления) и психологические деятельности. Эволюция этих форм идет одновременно, в тесной взаимосвязи одна с другой. Г. Спенсер показал, что всегда и везде жизнь слагается из кооперации двух факторов: организации организма и внешних воздействий. Г. Спенсер заложил основы эволюционного понимания развития психики. Это развитие определяется средой, внешними воздействиями, но эти воздействия обращены к организму, который имеет сложную организацию, являющуюся результатом наследования вековых целесообразных изменений, с предначертанными путями развития. Воззрения Спенсера оказали огромное влияние на его современников.

Френсис Гальтон, английский антрополог, акцентировал внимание на индивидуальных различиях в умственных (интеллектуальных) способностях, обратив особое внимание на наследование способностей и их обусловленность природой человека. Следует отметить, что в качестве показателей интеллектуальных способностей им рассматривалась сенсорная различительная чувствительность (сенсорные способности). Ф. Гальтон считал, что тесты сенсорного различия могут служить для измерения интеллекта человека. Он полагал, что поле, на котором действует интеллект и рассудок зависит от сенсорных способностей человека. Как замечает М.А. Холодная, «на начальном этапе интеллект отождествляется с простейшими психофизиологическими функциями, при этом подчеркивается врожденный (органический) характер интеллектуальных различий между людьми»1. Точнее было бы констатировать, что на начальном этапе чувственные способности рассматривались как умственные. Этому были соответствующие объяснения: во-первых, как было показано нами ранее со ссылками на И.М. Сеченова, чувственные способности действительно являются простейшими проявлениями интеллекта; во-вторых, к этому времени был выполнен целый цикл замечательных работ по психофизиологии зрения Гельмгольцем.

К сожалению, при разработке теоретических проблем интеллекта эта линия в явной форме не нашла дальнейшего развития. Умственные способности были отделены от чувственных.

Полезно заметить, что Ф. Гальтон не ставил задачу распознавания индивидуальных особенностей. Для него метод измерения индивидуальных свойств был средством решения проблемы человеческого отбора. Как известно, именно Ф. Гальтон является творцом евгеники. В своей работе «Исследование человеческих способностей и их развитие» (1883) он изучал не столько разнообразие человеческой природы, сколько способы классификации индивидуальных особенностей, применения статистического метода к их изучению. С начала 60-х годов XIX века Гальтон разрабатывает проблему наследственности. Им собран фундаментальный сборник примеров проявления наследственности («Наследственность таланта»). Как и Спенсер, Гальтон считал, что на развитие человека влияют два фактора: среда и наследственность. Для выяснения относительного вклада каждого из перечисленных факторов он в 1876 году предложил методику испытуемых – близнецов, выросших в одинаковых и разных социальных средах.

Для обработки экспериментальных данных Гальтон совместно с Чарльзом Пирсоном разработали основы корреляционного анализа. В дальнейшем, Пирсон исходя из идей Гальтона, создал математический аппарат регрессионного анализа. Работы Гальтона и Пирсона заложили основы психодиагностики и психометрики способностей.

Первые попытки определения умственных способностей индивида опытным путем, - как отмечает Эд. Клапаред, - составляют заслугу психиатров1.

В 1885 году Ригер, желая пролить некоторый свет на умственное состояние больного с ранениями мозга и непонятными симптомами, решил составить «инвентарь» его психических качеств и с этой целью предложил произвести ряд испытаний для определения его способностей восприятия, запоминания, понимания и т.п..

Характерной особенностью этих исследований является строгая постановка эксперимента (хронометраж и проч.) - явление до тех пор необычное в условиях клинического испытания - и затем, в качестве вывода, определенный план «исследования умственного состояния». Но план этот не идет дальше общих положений, здесь нельзя найти даже малейшей попытки сортировки этих умственных способностей путем сравнения их со способностями нормальных субъектов.

В это же время и Ломброзо был занят изучением психических свойств преступников. Вскоре затем Эрн (Oerhn) под руководством Крепелина опубликовал под заглавием, «Индивидуальная психология» (Individualpsychologie) серию опытов для выяснения индивидуально-психических свойств (подсчет букв в данном тексте, угадывание их; исправление ошибок в данном тексте, запоминание слогов, лишенных смысла, сложение чисел, чтение и т.п.).

В 1890 г. Кэттэл (Cattell) в Соединенных Штатах предложил определять интеллектуальную физиономию индивида при помощи целого ряда опытов, названных им «умственными тестами» (mental test). Этих опытов, охватывающих различные проявления психических процессов, всего десять:

1. Динамометрическое давление.

2. Скорость движения руки.

3. Исследование осязательного ощущения циркулем Вебера.

4. Измерение болечувствительности.

5. Измерение дифференциальной чувствительности к нагрузке в 100 грамм.

6. Время реагирования на звуковые раздражения.

7. Время, необходимое для определения цвета.

8. Разделение полосы в 50 см на две равные части.

9. Воспроизведение интервала в 10 секунд.

10. Подсчет числа букв, прослушанных один раз.

К этой серии опытов Кэттэл добавил 50 других тестов, предназначенных специально для школьников и направленных на диагностику восприятия, памяти, и внимания.

Кэттэл не говорит нам, какую практическую ценность представляли для него эти тесты. В действительности они применялись в школах. Тем не менее, работа Кэттэла имела громадное значение: она сразу же ярко выявила проблему «умственных тестов».

С этого момента появляется ряд статей, с головокружительной быстротой сменяющих друг друга, и в каждой из этих статей психологи на перебой предлагают свою коллекцию тестов. В 1891 г. – Мюнстербер, в 1892 – Болтон, в 1892 – Ястров, в 1893 – Скриптюр.

В 1896 году Бине и Анри помещают в «Annee psychologique» статью относительно индивидуальной психологии, получившую большое значение. В ней они упрекают своих предшественников в том, что последние в своих опытах над умственными способностями уделяют слишком большое внимание низшим психическим процессам, элементарным ощущениям и реакциям, и почти совершенно игнорируют процессы высшего порядка; между тем, именно эти процессы особенно важны для характеристики индивида. Ибо индивиды различаются между собой, скорее способностями внимания, воображения, умственного восприятия, чем осязательными или обонятельными качествами.

Бине и Анри предложили свои собственные, весьма остроумные тесты. Они указали в каком направлении следовало вести работу.

В том же году д-р Тулуз опубликовал свой психологический этюд, посвященный личности Золя. Он пытался экспериментальным путем разрешить общий вопрос о взаимоотношении между высшей умственной одаренностью и невропатией. С этой целью знаменитому романисту1 был предложен ряд специально для него составленных тестов.

В 1896 г. д-ра Гюиччиарди и Феррари выработали несколько умственных тестов для испытания умалишенных, относящихся к определению высших интеллектуальных свойств, в том числе эстетической эмоции и внимания.

В 1899 г. Р. Зоммер2, профессор психиатрии в Гиссене, дал тщательно разработанную технику психиатрических исследований, но труд его мало кому известен.

С этого момента число новых тестов, предлагаемых со всех сторон, растет в громадной пропорции. Иногда их рекомендуют в качестве диагностического средства в области индивидуальной психологии. Еще чаще их выдают за средство исследования известных психических процессов в области общей психологии. Так напр., Жильбер предполагал использовать свои тесты ощущений, восприятий, запоминания и реагирования, прежде всего, для изучения интеллектуального статуса в период полового созревания. Бурдон, изобретя метод вычеркивания букв (как мы видели, еще до него примененный Эрном), хотел посредством него изучит способность распознавания и различения. Наконец, Эббингауз, применив к школьникам свою знаменитую «Kombinationsmethode» (испытание посредством заполнения имеющихся в тексте пробелов), старался определить утомляемость класса, взятого в целом, но отнюдь не умственные способности отдельных школьников.

Однако приходится констатировать, что, несмотря на изобилие тестов, часто весьма остроумных, всегда снабженных тщательно разработанными инструкциями, экспериментальная диагностика не делала продвижений вперед.

Поворотным моментом стал 1905 год - год публикации Бине совместно с Симоном «Метрической шкалы одаренности». Она дала возможность измерения и распознавания умственного развития школьников по годам и даже по месяцам. Этот замечательный труд открыл новые горизонты и заложил основы тестологии.

Шкала для измерения интеллекта, разработанная Бине, базировалась на понятии «умственного возраста», предложенного С.Е. Шайне в 1887 году. Он рассчитывал умственный возраст исходя из уровня сложности когнитивных заданий, решаемых ребенком.

Для создания шкалы Бине требовалось определить средний возраст, в котором ребенок становится способным выполнять предлагаемые тесты.

Зная показатели среднего умственного возраста и реальные показатели успешности выполнения задания конкретным ребенком в его истинном хронологическом возрасте можно установить уровень (меру) развития интеллекта ребенка.

IQ=ИВ : УВ х 100

Где – IQ (Ай Кью)- коэффициент интеллекта (показатель умственного развития ребенка), УВ - расчетный показатель умственного возраста, ИВ – показатель успешности умственной деятельности истинного хронологического возраста, 100 – вводится для того, чтобы избежать десятичных дробей.

Дети с интеллектом выше среднего имеют показатель выше 100. Ребенок со средними способностями имеет IQ с показателем 100.

Отметим, что среди педагогов, которым она и была адресована в первую очередь, шкала Бине не вызвала восторга. В педагогических кругах Франции работа Бине прошла почти незамеченной. Зато среди специалистов, особенно за границей, шкала Бине была встречена с одобрением и энтузиазмом. Тесты Бине-Симона были проверены в Брюсселе - Декролем, в Женеве – Декедр, в США – Годдаром, Кульманом и др., в Германии – Бобертагом, в Стокгольме - Иедергольмом, в Милане - Треверсом и Саффиоти. Всюду их признали вполне удовлетворительными.

В дальнейшем метод тестов был развит целым рядом психологов. Детальное рассмотрение этой темы увело бы нас сейчас от главного вопроса – понятия интеллекта1.