Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
госы.docx
Скачиваний:
1005
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
472 Кб
Скачать

2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.

Возникновение геополитики как науки на рубеже XIX—XX вв. обусловлено не только логикой развития научного знания, но в первую очередь потребностью осмысления новых политических реалий.

Четкой и всеобъемлющей формулировки геополитики пока не существует. По взглядам Позднякова, хотя геополитика и выросла из политической географии, но между ними есть существенная разница: политическая география рассматривает государство (и, соответственно, политику) с точки зрения пространства, геополитика же, напротив, пространство рассматривает с точки зрения государства (политики). Этими акцентами обуславливается статичность первой и динамичность второй.

Хаусхофер: “Геополитика является наукой о взаимодействии пространства и политических процессов. Она основывается на широком фундаменте географии, которая является наукой о политических организмах в пространстве и их структуре. Более того, геополитика снабжает нас необходимыми инструментами для политических действий и служит в качестве директивы политической жизни в целом. Таким образом, геополитика превращается в искусство формирования и направления практической политики. Геополитика - это географическая наука государства”.

Геополитика (греч. государственные или общественные дела) — искусство и практика использования международных политических сил. Традиционно, этот термин применяется главным образом для описания воздействия на политику географических факторов, но его употребление в XX веке приобрело более широкий характер.

Термин «геополитика» введен в обращение шведским политологом Рудольфом Челленом под влиянием немецкого географа Фридриха Ратцеля, который в 1897 г. опубликовал книгу «Политическая география». Впервые термин употреблён им в 1899 г., но широкую известность он получил после выхода книги «Государство как организм» в 1916 г.

С точки зрения системного анализа можно считать, что политическая география есть рассмотрение политики того или иного государства изнутри его географии, а геополитика есть рассмотрение политики государств со стороны системы более высокого уровня - мирового сообщества и географии всей земли.

Некоторые современные отечественные ученые рассматривают геополитику как науку и как явление. Как наука геополитика есть область знания, изучающая процессы и принципы пространственно-временной организации и развития государств, регионов и мира в целом с учетом системного взаимодействия географических, политических, экономических, военных, этнических, демографических, экологических и других факторов. Как явление это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, нациями, государствами, блоками государств, главным содержанием которой является борьба за контроль и господство над ресурсами земного, водного, воздушно-космического, информационного (духовно-культурного) пространств государства, региона, мира. Эти определения, по нашему мнению, могут рассматриваться как базовые для дальнейшей работы. Так если мы принимаем положение о том, что государство вторично по отношению к народу - нации, то тогда ГЕОПОЛИТИКА ЕСТЬ НАУКА ИЗУЧАЮЩАЯ ПРОЦЕССЫ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ НАРОДОВ МИРА.

Исследования в области геополитики обычно выполняют две основные функции: 1) информационную, анализирующую расстановку политических сил в мире, а также дающую управляющим инстанциям информацию и конкретные рекомендации по формированию и планированию политики (прежде всего внешней) и геостратегии, как направление внешнеполитической деятельности государств на международной арене; 2) идеологическую, обосновывающую политику государств (сообществ, коалиций) вплоть до геополитического прогнозирования (раскрытия тенденций развития геополитических процессов и т.п.) и разработки геополитических концепций, как совокупность наиболее существенных элементов геополитической теории, изложенной в конструктивной, приемлемой для практики форме.

Сама геополитика - порождение XX века. Однако и ранее большое число философов, ученых, политических мыслителей отмечало воздействие географических факторов на политические процессы и события. Так Парменид выдвинул теорию пяти температурных зон или поясов: один жаркий, два холодных и два промежуточных. Политическая энергия мира генерировалась в основном в умеренных климатических зонах (20-60 градусов северной широты), и исторические центры притяжения двигались в направлении с юга на север, но только в пределах этой зоны.

Существующие геополитические концепции уделяют важное внимание морской проблематике. При этом в своих исследованиях морская геополитика (геополитика океана и всех связанных с ним проблем) основное внимание уделяет организации и укреплению политической деятельности в Мировом океане исходя из объективного отображения геополитических интересов тех или иных государств. Здесь также преобладают геопространственные, политико-географические и геостратегические подходы. В круг интересов морской геополитики входят: 1) пространственные аспекты становления морской политической карты мира (включая проблему морских границ, экономические зоны и пр.), политико-географическое положение приморских стран; 2) использование морских ресурсов; 3) процессы формирования, функционирования и развития приморских регионов; 4) вопросы внешнеполитической деятельности мирового сообщества в Мировом океане, проблемы морской геостратегии и т.д.

Современная геополитика анализирует развитие событий на глобальном, региональном, субрегиональном и внутригосударственном уровнях, отражающих интересы государств. Взгляды на геополитику и на ее практические рекомендации можно условно разделить на ряд научных школ развивающихся по своим определенным законам. При этом можно выделить три наиболее крупных и отличающиеся принципиальными положениями: немецкую, французскую и англо-американскую. Отечественные ученые также по мере сил внесли свой вклад в изучение данной проблемы.

1) НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА. Основателями ее можно считать Александра фон Гумбольта и Карла Риттера. Ритгер разработал иерархическую систему регионального деления мира в рамках единого глобального пространства. Он разделил Землю на СУХОПУТНУЮ (континентальную) полусферу и полусферу ВОДНУЮ (морскую). Границу между ними он представил в виде большого полукруга, проходящего в Южной Америке через Перу и затем через южную часть Азии. В рамках континентальной полусферы он выделил два больших региона: Старый Свет и Новый Свет.

Однако подлинным создателем геополитики принято считать немецкого географа Фридриха Ратцеля - основателя современной политической географии. Он пришел к пониманию, что ПРОСТРАНСТВО есть наиболее важный политико-географический фактор. Законы Ратцеля - это, прежде всего, законы пространства и местоположения. В них, по собственному его мнению, он выразил совокупность принципов пространственного роста государств:

1)Пространство государств растет вместе с ростом культуры.

2)Рост государств сопровождается другими симптомами развития: идеями, торговлей, миссионерством, активностью.

3)Рост государств осуществляется путем соединения и поглощения малых государств.

4)Граница есть периферийный орган государства и в этом качестве она служит свидетельством его роста, силы или слабости и изменений в его организме.

5)В своем росте государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, русла рек, равнины, районы, богатые природными ресурсами.

6)Первый импульс к территориальному росту приходит к примитивным государствам извне, от более высоких цивилизаций.

7)Общая тенденция к слиянию, разветвляясь, переходит от государства к государству и по мере перехода набирает силу.

Торговля и война у Ф.Ратцеля - это, прежде всего две формы, две стадии в процессе территориального роста государства.

Ратцель разделил все государства на КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ и МОРСКИЕ. Государства, имеющие первенство в Тихом океане, будут владеть реальным преимуществом и в мировом доминировании. Объясняется это его стратегическим положением, уникальными ресурсами и огромными размерами.

Ратцель считал в то же время, что в этом конфликте континентальные державы с их богатыми ресурсами имеют совершенно определенное преимущество перед державами морскими, не обладающими достаточным пространством в качестве своей геополитической базы.

Карл Хаусхофер (немецкий генерал) прогнозировал развал Версальской системы; ему принадлежит ПРОГРАММА ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ немецкого народа; приобретение жизненного пространства (ясное понимание всеми слоями населения Германии недостаточности того пространства, которое оно имеет. Такого понимания можно добиться только путем "воспитания" всего народа в духе необходимости перехода от смутного ощущения гнета, порожденного недостаточным пространством к "сознательному" чувству границ); рассматривал господство Германии над малыми государствами к западу и к востоку от нее как "неизбежное", а борьбу, необходимую для его реализации, как полностью оправданную. С концепцией мирового острова немецкие геополитики связывали два момента: 1)доминирование России на евразийском пространстве и 2)подрыв английской военной мощи. Он рассматривал союз Германии и России как ядро евразийского союза с более широким трансконтинентальным блоком, должным включать Китай и Японию. На протяжении 20-30-х годов Хаусхофер не уставал призывать Японию к сближению с Китаем и Советским Союзом, выступая одновременно за укрепление советско-германской дружбы.

2) ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА. Эта школа геополитики была основана французским политическим географом Полем Видаль де ля Бланшем.

Центральным элементом его концепции является понятие локальности развития цивилизации, основу которого составляют отдельные ячейки, очаги. Они представляют собой очень небольшие общности людей, которые складываются во взаимодействии человека с окружающей природой. Эти "ячейки", "первичные элементы" взаимодействуя между собой, постепенно образуют ту ткань цивилизации, которая, расширяясь, охватывает большие территории.

Видаль де ля Бланш также считал возможным создание в будущем мирового государства в процессе взаимодействия локальных очагов, что позволит человеку осознавать себя в качестве ГРАЖДАНИНА МИРА. Государство оказывается как бы вторичным и скорее результатом, продуктом осознаваемого единства. Важной особенностью концепции является тезис о постепенном преодолении противоречий между морскими и континентальными государствами за счет складывания принципиально новых отношений между землей и морем, ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛИ и МОРЯ - универсальный процесс.

Главный политический смысл, по мнению Ж. Готтмана, имеет географическое положение территории, ее организация, отношение этой территории к коммуникациям. Первейшей характеристикой расположения территории является ее отношение к МОРЮ и КОНТИНЕНТАЛЬНЫМ пространствам.

Характерными чертами морских государств были большая свобода, терпимость и меньшая склонность к автократическим и абсолютистским формам правления, чем в континентальных образованиях. А континентальные государства имеют менее разветвленные, менее интенсивные и менее разнообразные контакты, связи, обмены. Таким образом, характеристика МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ той или иной территории, определяется прежде всего по отношению к взаимодействию, к движению людей, армий, товаров, капиталов, идей, по отношению к основным коммуникационным линиям. Поэтому центральным понятием политической географии должно стать - КОММУНИКАЦИЯ.

Другим центральным понятием концепции Ж. Готтмана является СИСТЕМА СИМВОЛОВ, включающая следующие элементы: прежде всего религиозные особенности, политическое прошлое и социальную организацию.

Основная проблема в концепции Ж. Готтмана - проблема взаимодействия между двумя политико-географическими реалиями - КОММУНИКАЦИЯМИ и СИСТЕМОЙ СИМВОЛОВ. В процессе коммуникаций происходит освоение пространства, движение ЛЮДЕЙ, товаров и т.д. Процесс коммуникаций приводит к постоянному расширению взаимодействия и складыванию все более широких "систем символов" и "образа жизни". Отсюда следует вывод о том, что сила государства прямо зависит от его коммуникационного развития.

3) АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА. Основателем англо-американской геополитики можно считать адмирала Альфреда Мэхэна, который выдвинул и научно обосновал концепцию ПРЕИМУЩЕСТВА МОРСКИХ держав. Им впервые были сформулированы условия, влияющие на морское могущество: 1)Географическое положение; 2)Физическая организация (естественную производительность и климат); 3)Величина территории; 4)Численность населения; 5)Характер народа; 6)Характер правительства (и национальные учреждения).

Им впервые была доказана взаимосвязь по схеме: военный флот - торговый флот - экономическое могущество страны. Он считал, что "морская сила чисто военного характера может быть создана только деспотом" и исчезнет после его ухода, ибо она не имеет прочных корней в государстве.

Наконец Мэхэн обосновал и доказал, что любые операции на море могут быть успешными только при поддержке основных кораблей флота (тогда линейных кораблей).

При рассмотрении общих геостратегических проблем А. Мэхэн считал, что северная континентальная полусфера является ключевой в мировой политике и в борьбе за влияние. Внутри Евразии в качестве наиболее важного компонента северной полусферы он признавал позицию России - этой главнейшей азиатской континентальной державы. Зону между 30-й и 40-й параллелями в Азии он рассматривал как зону конфликта между сухопутной мощью России и морской мощью Англии.

Первым ученым, предложившим глобальную геополитическую модель стал английский профессор географии Оксфордского университета, директор Лондонской академической школы Х. Маккиндер.

Суть его идеи - роль осевого региона мировой политики и истории играет огромное внутреннее пространство Евразии, и что господство над этим пространством может явиться "основой" для мирового господства. Обширные пространства Евразии, недоступные морским судам, но с древности открытые для кочевников и покрываемые на рубеже веков (ХIХ-ХХ) сетью железных дорог, являются осевым регионом мировой политики. В мире Россия занимает центральную стратегическую позицию, сравнимую с позицией, занимаемой Германией в Европе. Она может наносить удары по всем направлениям, но и сама получать удары со всех сторон. В качестве средства от опасности он предлагал укрепление англо-русского взаимопонимания (не союза, а взаимопонимания).

Хотя термин ХАРТЛЕНД ("сердце земли") был введен Фэргривом в 1915 году, но именно с Макклндером и его концепцией ассоциируется ставшее столь популярным в геополитике это понятие - ОСЕВОГО РЕГИОНА. Вначале он представлял из себя часть территории суши, расположенной в четырехугольнике примерно между Печорским бассейном и Восточно-Сибирским морем на севере и Каспийским морем и озером Байкал на юге. Позже, в 1919 году, границы осевого региона были расширены на востоке за счет включения в него Тибета и Монголии, на западе Восточной и Центральной Европы.

В его концепции МИРОВОЙ ОСТРОВ - это сплошной континентальный пояс, состоящий из Европы, Азии и Африки. Окруженный Мировым океаном, этот остров должен стать главным местом расположения человечества на планете. Отсюда и вывод - государство, занимающее господствующее положение на Мировом острове, будет также господствовать и в мире. Дорога же к господству над Мировым островом лежит через Хартленд. "Кто правит Восточной Европой, господствует над Хартлендом; Кто правит Хартлендом, господствует над Мировым островом; Кто правит Мировым островом, господствует над миром".

Из концепции Маккиндера были получены практические рекомендации англо-американской политики по вопросам вооружений. Отсюда и прямая рекомендация английской политике: НЕ ДОПУСТИТЬ появления МОРСКОЙ МОЩИ в руках Германии или России.

Таким образом, из теоретических построений Маккиндера можно сделать глобальный вывод: МОРСКИЕ ДЕРЖАВЫ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ СВОЕГО МИРОВОГО ГОСПОДСТВА НЕ ДОПУСКАЮТ СОЗДАНИЕ МОРСКОЙ МОЩИ у КОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ДЕРЖАВ.

Англо-американская школа создала морскую геополитику, в основе которой лежит принцип удержания превосходства морских держав над континентальными и как следствие этого безусловный приоритет в развитии и сохранении морского могущества, как ключа к мировому господству.

На русскую геополитическую школу в свое время оказали большое влияние как немецкая, в части геополитической структуры мира, основополагающих понятий и отношения к государству, так и французская в отношении проблем местоположения и коммуникаций. Вместе с тем именно русская школа выдвинула концепцию великих рек, как колыбели цивилизаций, и впервые занялась изучением развития этносов-народов, как проблемы геополитики. Теория этногенезиса Л.Н.Гумилева неразрывна от всестороннего учета им влияния и воздействия факторов среды и, прежде всего, географии в самом широком смысле этого слова (противоречие "леса" и "степи"). Здесь основным фактором развития является развитие этноса в изменяющемся пространстве и, следовательно, основное противоречие это не борьба между государствами, как в классической геополитике, а борьба между этносами.

Наконец русские ученые если и рассматривали вопросы, связанные с завоеванием господства в мире, то только с позиций идеологии, ибо проблема жизненного пространства никогда не стояла на повестке дня, а огромность и непредвзятость внутреннего рынка не вела к интенсификации внешних связей. Вместе с тем в проблему "месторазвития" включались вопросы улучшения жизненного пространства на локальном уровне (например, борьба за выход к удобным морям). Наконец в последних работах определена геополитическая роль России, как субъекта отвечающего за баланс сил и, следовательно, за стабильность и мир во всем мире.

Геополитические проблемы океанского пространства были исследованы только в 70-х годах, но они носили общий характер и не определяли роль и место в нем России, а, следовательно, и не могли дать рекомендаций по созданию морской мощи. В последних исследованиях эти вопросы вообще не поднимались, но провозглашенная балансирующая роль России в мире очевидно может стать основой при выработки ее отношений и к морской мощи основанной не на противостоянии, а на балансе интересов. Подобный подход, достаточно успешно, использовался французскими политиками в первой половине XX века.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]