Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История СЗИ / Блок 3 гр война до нач ВОВ.doc
Скачиваний:
176
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
399.36 Кб
Скачать

2.3. Ответственность за разглашение государственной тайны

В начале 1920-х годов ответственность устанавливалась в соответствии с декретом СНК от 13 октября 1921г. “Об утверждении Перечня сведений, составляющих государственную тайну и не подлежащих распространению”. В декрете определялось: “Лица, в той или иной мере изобличенные в передаче военных стратегических планов, сведений о военных сила или вооружениях представителям иностранных держав или контрреволюционным организациям, подлежали ответственности перед революционными военными трибуналами”.

24 мая 1922г. III Сессия ВЦИК приняла первый советский Уголовный кодекс, который вводился в действие с 1 июня 1922г. на всей территории РСФСР.

В нем специальный раздел “Государственные преступления” и подразделы:

  1. О контрреволюционных преступлениях (направленных на свержение власти).

  2. Преступления против порядка управления.

Предусматривалась ответственность вплоть до высшей меры наказания.

Специальных статей, относящихся к работе органов государственной безопасности (ГПУ-ОГПУ) в Кодексах не было.

Для правового регулирования их оперативно-служебной деятельности ВЦИК принимал специальные секретные постановления. Так, 16 октября 1922г. ВЦИК принял постановление об усилении борьбы с бандитизмом. Этим постановлением ограничивались функции прокурорского надзора по наблюдению за следствием и дознанием по делам политическим и по обвинению в шпионаже. Коллегии ГПУ предоставлялось право вынесения внесудебных приговоров по делам о должностных преступлениях сотрудников органов государственной безопасности.

31 октября 1924г. ЦИК СССР принял “Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик”. Вводился новый состав преступления – вредительство (противодействие нормальной деятельности учреждений, организаций и предприятий в целях разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта).

3. Организация системы защиты информации во второй половине 20-х годов

3.1. Совершенствование системы органов защиты государственных секретов

С середины 1920-х г.г. началась полоса дипломатического признания СССР. Наша страна в этот период уже поддерживала официальные отношения с более, чем 20 странами мира, в т.ч. Англией, Францией, Италией, Японией. Из крупных держав только США признали СССР в ноябре 1933г.

Развитие тяжелой промышленности, индустриализация, появление новых технологий, достижения в военной области требовали усиления внимания государственных органов к вопросам обеспечения защиты государственных секретов.

В этот период продолжает совершенствование СЗГС, уголовного законодательства в этой области.

В конце 20-х г.г. высшие органы государственной власти и управления (ЦИК СССР и СНК СССР) отошли от практики периодического рассмотрения и обсуждения вопросов деятельности органов ОГПУ.

Задачи и направления деятельности органов государственной безопасности, прежде всего разведки и контрразведки в нарушение Конституции СССР решались партийными органами (Политбюро ЦК ВКП(б).

Надзор Прокурора Верховного Суда СССР в пределах его компетенции за деятельностью ОГПУ не осуществлялся. Это имело отрицательное значение для развития всей системы защиты государственных секретов, появлению злоупотреблений в этой области.

В центральных органах управления СЗИ изменений в этот период не произошло.

Продолжалось совершенствование работы Спецотдела при ОГПУ. В 1927г. началось чтение японской шифрпереписки, к 1930г. – американской. В конце 1920-х – начале 1930-х г.г. было создано объединенное подразделение радиоразведки ОГПУ и ГРУ в рамках Спецотдела.

Некоторые изменения произошли в части унификации состава и структуры секретных отделов в учреждениях.

В центральных аппаратах НКВД, ВСНХ СССР и НКВС создавались секретные отделы.

В остальных наркоматах и центральных учреждениях – секретные части.

В структурных подразделениях наркоматов (управлениях и самостоятельных отделах) создавались секретные части (при наличии в наркомате секретного отдела) или секретные делопроизводства (в остальных).

К концу 1920-х – началу 1930-х г.г. установилась следующая структура секретных отделов (секретных частей) (на примере I отдела ВСНХ):

  • начальник секретного отдела;

  • секретная часть (секретное делопроизводство);

  • машбюро;

  • чертежное бюро;

  • бюро стенографов;

  • группа контроля;

  • группа по учетно-распределительной работе;

  • бюро пропусков и справок.

21 мая 1928г. Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ) установил стандартную номенклатуру должностей для секретных (в т.ч. и мобилизационных) отделов учреждений:

  • заведующие;

  • инструкторы;

  • секретари;

  • помощники секретарей;

  • корреспонденты;

  • ст. машинистки (при наличии спец. секретного машбюро);

  • машинистки;

Помощники секретарей выполняли функции архивариусов. Количество должностей и их состав определялся наркоматами.

По указанию Спецотдела при ОГПУ во второй половине 1920-х г.г. в ведомствах проводились работы по упорядочению допуска и доступа к секретным документам.

В циркуляре ВСНХ СССР от 7.12.28г. обращалось внимание на то, что во многих учреждениях и хозяйственных органах количество лиц, допускаемых к секретным работам и документам, превышает производственную необходимость в этом. Предлагалось разработать перечень должностей, которым необходим допуск к секретным документам. Этот перечень необходимо было согласовывать со Спецотделом при ОГПУ.

Аналогичный циркуляр был издан Президиумом ЦИК СССР 18.01.29г.

В циркуляре ВСНХ СССР от 05.07.29г. указывалось следующее:

  • допуск на заводы военной промышленности, а также на заводы, не являющиеся военными, но имеющие отдельные цеха по производству военной продукции, для ознакомления с производством может производиться в каждом конкретном случае только по согласованию с вышестоящей организацией;

  • лица, прибывающие в командировку на такие заводы, должны при себе иметь удостоверение о командировке с указанием в нем, что данное лицо по месту основной работы допущено к выполнению секретных и мобилизационных работ.

В дополнительном письме ВСНХ от 31.08.29г. разъяснялось, что этот порядок распространяется и на лиц, которые командируются с одного завода на другой, подчиненные одному ведомству.

Постановление Президиума ЦИК СССР от 4.04.27г.:

  • небрежность в деле постановки общей и противопожарной охраны предприятий приравнивалась к государственным преступлениям с предоставлением коллегии ОГПУ права выносить приговоры по таким делам внесудебным порядком вплоть до высшей меры наказания.

Постановление СНК СССР от 15.04.27г.:

  • ответственность за принятие мер по охране возложена на руководителей предприятий.

Постановление СНК СССР от 12.05.27г.:

  • для охраны предприятий и сооружений, имеющих особое значение для государства, формировалась военизированная вооруженная охрана;

  • ОГПУ по согласованию с заинтересованными ведомствами разрешалось заменять военизированную охрану войсками ОГПУ;

  • установление численности охраны по каждому предприятию возлагалось на ОГПУ совместно с ведомством по подчиненности предприятий;

  • проверка несения службы охраной возлагалась на ОГПУ. Личный состав бронировался за войсками ОГПУ.

  • Для остальных предприятий – гражданская охрана и милиция.

  • Постановления были приняты по результатам обследования предприятий особого государственного значения Центральной межведомственной комиссией при ОГПУ.