Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

4.1.с / СМ!!! / 6.роль религии в мезосоц-ции

.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
41.98 Кб
Скачать

Мезосоциализация молодежи - конкретно-исторический процесс становления и развития данной социально-возрастной группы в инфрасферах родительской семьи, здравоохранения, воспитания и образования, быта, свободного времени, собственной молодой семьи, в которых поэтапно реализуются различные возрастно-ориентированные программы, соответствующие формы и методы жизнедеятельности. В современных исследованиях, посвященных социализации молодежи, не принято учитывать социализацию с помощью религии в качестве части общего процесса социализации молодого человека. Религия воспринимается скорее как нечто сугубо личное, вытесненное из сферы общественной жизни. Фактически же, дело обстоит несколько другим образом. Если мы говорим о человеке религиозном, либо воцерковленном, либо невоцерковленном верующем, будь это приверженец какой-либо традиционной конфессии или же сторонник религиозно-философской концепции, то следует учитывать, что в процессе вхождения такого человека в сферу общественных отношений, несомненно, значительную роль будут играть его религиозные убеждения. Представления об обществе, равно как и представления об окружающем мире у человека, обладающего убеждениями религиозного характера, будут формироваться в прямой зависимости от этих убеждений.

Влияние внутренних убеждений (чаще всего религиозного или же псевдо-религиозного характера), истинность которых обычно не ставится под вопрос их обладателем, зачастую будет оказывать на индивида гораздо больше влияния, нежели принятые в обществе (в государстве) нормы. Формирование нравственности, выработка модели жизненного пути также зависит от внутренних убеждений

Социализация религиозного характера сходна по своей природе с культурной социализацией, точнее же, это сходство обратное. Стоит вспомнить слова о. П. Флоренского о том, что «культура . есть производное от культа» [1]. И здесь невозможно отделить проявления религиозного поведения от всей сферы человеческой жизни, так же, как в современном мире нельзя выделить культуру в качестве отдельной, принципиально отличной от других, сферы жизни общества.

Следует отметить недостаточный интерес государства, касающийся религиозного вопроса. Религиозное поведение человека как выражение его внутренних переживаний [см. 2] остается предметом психологии и религиоведения, тогда как государство в проявлении религиозности зачастую не видит социального феномена, не интересуется им в должной степени. Самое лучшее, что может на сегодняшний день государство - это приравнять вопрос специфики религиозных убеждений к вопросу о правах и свободах гражданина. Действительно, свобода убеждений, в том числе и религиозных, закреплена конституционально [3]. Данное положение вполне справедливо и закрепляется на мировом уровне Всеобщей декларацией прав человека и международными пактами ООН. Но для России здесь кроется ловушка. В первую очередь, ловушка формального непонимания. Причем на государственном уровне. Современное российское законодательство, с одной стороны, заявляет о необходимости интеграции личности в национальную и мировую культуру, о важности формирования духовно-нравственной личности молодого человека [4], с другой стороны, во-первых, не дает конкретных определений ни «духовности», ни «нравственности», как таковых, во-вторых, исходя из этого, предлагает довольно туманные модели воспитания молодежи, основанные формально на вышеупомянутых принципах так называемой нравственности и так называемой духовности.

Делая вывод из ранее сказанного, можно утверждать, что государство на данный момент не обладает в достаточной мере развитым понятийным аппаратом и не имеет сформированных адекватным образом моделей духовно-нравственного воспитания. Также встречается явное непонимание со стороны самого общества, касающееся данного вопроса. В частности, касаемо вопроса о введении в комплекс образовательных дисциплин нового предмета культурологической и религиозно-этической направленности, обсуждаемого на государственном уровне. Как отмечает проректор Саратовской православной духовной семинарии прот. Д. Полохов, «есть определенное непонимание среди некоторой части интеллигенции того, как можно допускать религиозное мировоззрение в систему светского образования» [5, 193]. Создается такое впечатление, что и далеко не все те, кто занимается решением данной проблемы на государственном уровне, до конца представляют себе, что же именно планируется внедрять в систему образования.

Это одна сторона проблемы, пока теоретическая, хотя в ближайшем будущем вполне сможет реализовать себя. Вторая - имеет четкую практическую направленность и требует к себе внимание как властей, так и общества в целом. Это проблема конфликта. Главной причиной конфликтов, возникающих на почве религиозных убеждений, на сей день является непонимание/нежелание понять и(или) вступить в диалог с людьми с иными ценностями и убеждениями, т.е. с теми, кто представляет отличную систему взглядов. Следовательно, таким поведением порождаются новые проблемы, такие как:

•   проблема замыкания индивида или общности;

•   проблема скрытого противопоставления индивида/общности по отношению к представителям иной системы взглядов;

•   проблема открытого противопоставления по отношению к инакомыслящим;

•    проблема глобального противопоставления себя как инакомыслящим общностям, так и обществу в целом.

Данные проблемы появляются, в первую очередь, по причине недостатка знаний о «других», невозможности получения такого рода знаний, получение необъективных и зачастую заведомо ложных данных вместо адекватной информации. Отсутствие возможности получения адекватной информации обусловлено, в числе всего прочего:

-  нехваткой или отсутствием площадок для диалога (что хорошо прослеживается на примере межконфессионального диалога, где одной из главных проблем является именно невозможность встречи с представителями другой конфессии; для кросскультурного диалога данное положение также актуально);

- некорректной работой СМИ (в особенности, Интернет-ресурсов, где нет должным образом налаженной системы верификации данных, что в принципе, исходя из современных технических возможностей, весьма затруднительно, подчас практически невозможно).

Также остро сейчас стоит вопрос о деструктивных образованиях, зачастую религиозного характера. Такие образования отличаются девиантным поведением своих представителей и несут в себе потенциальную опасность для общества и для государства [см. 6]. Девиантность с религиозной точки зрения здесь проявляется в форме фанатичности, с точки зрения конституциональной - в отсутствии веротерпимости и молодежном экстремизме. Стоит отметить, что подобные образования и организации имеют четкую, налаженную структуру, активно занимаются прозелитизмом и обладают проверенными методами по привлечению новых членов, особенно среди молодежи. Зачастую такие религиозные (и, в особенности, псевдо­религиозные) объединения в наше время «берут на вооружение» приемы и методы работы, характерные скорее для функционирования политических партий, нежели для организаций, так или иначе связанных с религиозным мировоззрением. Популярность нетрадиционных движений и движений деструктивного характера обусловлена, с одной стороны, некоторой пассивностью как государства, так и традиционных конфессий, с другой стороны на ее увеличение также влияет ряд иных причин:

• в восприятии молодежи появляется и развивается концепция «религия - это модно» (не противоречащая государственной политике);

• религия некоторыми молодежными группами воспринимается как своего рода субкультура;

• традиционные              конфессии              воспринимаются              как коммерциализированные, бюрократизированные образования.

В отношении традиционных конфессий следует отметить факт незнания религиозных основ молодыми людьми, что делает их убеждения уязвимыми, также существует проблема попытки научения незнающими людьми, что приводит к аналогичным последствиям.

В качестве методик решения можно предложить следующее:

1.  привлечение молодых квалифицированных кадров к работе над религиозным вопросом;

2.  увеличение количества советов по межконфессиональным вопросам в регионах; расширение сферы их влияния на государственном уровне;

3.  поддержку молодежных религиозных организаций, не имеющих экстремистской направленности;

4.  централизованное создание площадок для межконфессионального диалога.

На ранних этапах социализиации - при социализации школьников - уместным будет внедрение в систему российского образования не дифференцированного курса основ религиозной культуры, как это сейчас предлагается [7], а общего (общекультурного) образовательного комплекса, знакомящего школьников, во-первых, с историей родного края, его национальной, культурной и религиозной спецификой, во-вторых, дающего представление о других национальных, культурных, религиозных образованиях, что позволит в будущем молодому человеку грамотно вступать в процессы межкультурной коммуникации, и, в-третьих, дающего ребенку представление о деструктивных формах социализации, о деструктивных культах и т.п., что поможет предостеречь и, впоследствии, убережет подростка от необдуманных поступков, связанных с элементарной неинформированностью или получением ложной информации. Естественно, для данного курса, если таковой будет разработан (что желательно), потребуется тщательная подготовка специалистов должного уровня. В рамках этой подготовки государство сможет привлечь к работе талантливую молодежь, создать институт инновационных научно-педагогических кадров, обеспечить новыми рабочими местами значительное число молодых людей, еще не трудоустроенных. Таким образом, возможна реализация социальной модели «Молодежь - для Молодежи», где транслятором опыта будет не старшее поколение, со своим устоявшимся менталитетом и предрассудками, а молодые, креативные, инновационно-мыслящие люди, которым будет близко и понятно то, чем они будут заниматься.

В современном российском обществе религиозный вопрос на сей день является одним из самых актуальных. Наша страна исторически представляет собой полиэтническое и многоконфессиональное образование и обладает широким культурным контекстом. В XXI в. мы стоим перед лицом глобализации и общечеловеческих проблем, поэтому сейчас, как никогда, важно уделить внимание вопросам социализации (в том числе и религиозного характера), причем как на общественном уровне, так и на уровне государства.