Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вродь готово.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
12.05.2015
Размер:
265.73 Кб
Скачать

3.1. Сделки с заинтересованными лицами.

Сделка, совершенная должником с заинтересованным лицом, признается судом, арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего в случае, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам или должнику были или могут быть причинены убытки. (пункт 2 статьи 103 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)». «Институт оспаривания сделок в данном контексте рассматривается как разновидность мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, его финансового оздоровления. Целью оспаривания таких сделок является возвращение отчужденного имущества во владение несостоятельного должника, с тем, чтобы использовать это имущество для восстановления платежеспособности должника».2 Такая сделка квалифицируется как оспоримая. Следовательно, для признания ее недействительной требуется решение суда. При этом иск может подать только управомоченное лицо (то есть внешний или конкурсный управляющий). И хотя в Законе упоминается только внешний управляющий, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ применил принцип расширительного толкования данной нормы, предоставляя это право конкурсному управляющему, так как у него тот же объем полномочий, что и у внешнего. Кроме того, поскольку эта сделка оспорима, то по ней установлен сокращенный срок исковой давности – в течение года со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах.

В целях контроля за совершением сделок, в отношении которых имеется заинтересованность тех или иных лиц, законодательство устанавливает круг таких лиц.

Заинтересованность лица по отношению к должнику определяется статьей 19 «Заинтересованные лица»:

1). Юридическое лицо, которое является основным или дочерним по отношению к должнику в соответствии с гражданским законодательством.

Дочернее хозяйственное общество в строгом смысле слова не составляет особой организационно-правовой формы - разновидности коммерческих организаций. В этом качестве может выступать любое хозяйственное общество - акционерное, с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Особенности правового положения дочерних обществ связаны с их взаимоотношениями с «материнскими» (контролирующими) обществами или товариществами и возможным возникновением ответственности контролирующих компаний по долгам дочерних.

Дочерним может быть только хозяйственное общество, а контролирующим («материнским») - не только общество, но и товарищество.

Общество может быть признано дочерним при наличии хотя бы одного из трех названных в пункте 1 ст. 105 ГК РФ обстоятельств: преобладающего по сравнению с другими участниками участия в его уставном капитале другого общества или товарищества (что, в частности, не требует теперь для акционерных обществ нахождения контрольного пакета акций одного общества в руках другого); договора между обществом и другим обществом или товариществом об управлении делами первого (например, договора с управляющей компанией, заключенного в соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 103); иной возможности одного общества или товарищества определять решения, принимаемые другим обществом, в том числе фактической возможности оказывать такое воздействие на органы управления дочерним обществом (разумеется, при ее доказанности в случае необходимости). Таким образом, наличие статуса дочернего общества не зависит от строго формальных критериев и может быть доказано, например, в судебном порядке с целью использовать соответствующие правовые последствия.

Основные последствия признания общества дочерним связаны с появлением ответственности перед его кредиторами со стороны контролирующей («материнской») компании. Последняя отвечает, однако, не по всем сделкам, совершенным дочерним обществом, а лишь в двух случаях: при заключении сделки по указанию контролирующей компании (что должно быть доказано либо дочерней компанией, либо ее кредиторами) она отвечает перед кредиторами дочернего общества солидарно с ним; при банкротстве дочерней компании и доказанности того, что данное банкротство было вызвано исполнением указаний контролирующей компании, последняя отвечает по долгам дочернего общества перед его кредиторами в субсидиарном порядке, то есть при недостатке имущества дочернего общества для погашения его долгов. Само же дочернее общество не отвечает по долгам основного (контролирующего) общества или товарищества.

Если дочернему обществу причиняются убытки по вине основной (контролирующей) компании, акционеры (или вкладчики) дочернего общества могут потребовать их возмещения от основной (контролирующей) компании, если докажут ее вину в появлении таких убытков (пункт 3 статьи 105 ГК РФ). Ясно, что это касается интересов тех участников дочернего общества, которые оказались в меньшинстве и не контролируют его деятельность.

2) Руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника, коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе указанные лица, освобожденные от своих обязанностей в течение года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве. «Поскольку влияние указанных лиц может распространяться на несостоятельного должника и после того, как они оставили свои должности, законодательство не ограничивается возможностью оспаривания совершенных ими сделок только периодом, в течение которого они занимали указанные должности, но и годичным сроком после их освобождения от должности»1. «Ни Закон о несостоятельности, ни Уголовный кодекс не раскрывают понятия «руководитель либо собственник предприятия-должника».

В статье 2 Федерального закона о несостоятельности сказано, что «руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности». Директор действует от имени общества без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Ключевой момент здесь состоит в следующем: чтобы можно было признать лицо руководителем должника, оно должно осуществлять свою деятельность от имени юридического лица без доверенности. Именно этот критерий - отнесения иных лиц к руководителям организации-должника - отражен в указанном федеральном законе.

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» управление таким обществом осуществляется общим собранием акционеров, советом директоров, исполнительным органом. В свою очередь, исполнительный орган бывает единоличным (в лице директора) и коллегиальным (правление). Полномочия исполнительного органа по решению общего собрания акционеров могут быть переданы коммерческой организации (специализирующейся на управлении) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). К компетенции исполнительного органа относятся все вопросы руководства текущей деятельностью, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания и совета директоров. Исполнительный орган инициирует выполнение решения общего собрания и совета директоров.

«Критерием, который определял бы определенных должностных лиц как руководителей, является возможность принятия ими решений от имени общества. Определение статуса указанных категорий должностных должно происходить в соответствии с учредительными документами общества, в котором работает соответствующее должностное лицо. Видимо к этой категории лиц не могут быть отнесены заместители директора, коммерческий директор и прочие должностные лица (если, конечно, они не входят в совет директоров)»1.

3) Лица, имеющие родство с руководителем должника, а также с лицами, входящими в совет директоров (наблюдательный совет) должника, коллегиальный исполнительный орган должника, главным бухгалтером (бухгалтером) должника, в том числе и с освобожденными от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве (к этим категориям отнесены супруг (супруга), родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, сестры и братья супруга (супруги)). Эти лица способны оказывать влияние на действия должностных лиц до и в процессе банкротства. Видно, что законодательство о несостоятельности избегает употребления понятия «аффилированные лица». Как отмечается в юридической литературе, «данное обстоятельство продиктовано серьезностью последствий определения той или иной сделки должника, находящегося в процессе банкротства, как сделки, совершенной с заинтересованностью. Поскольку понятие аффилированных лиц сформулировано в антимонопольном законодательстве, ориентированным на несколько иные цели, законодатель предпочел сформулировать понятие заинтересованных лиц и, соответственно, заинтересованности в совершении сделки непосредственно в законодательстве о банкротстве. Заинтересованные лица по отношению к арбитражному управляющему и кредиторам также определяются в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (пункт 3 статьи 19).