Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вродь готово.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
12.05.2015
Размер:
265.73 Кб
Скачать

2.2. Виды недействительных сделок.

В зависимости от того, какой элемент стал дефектным недействительные сделки могут быть сгруппированы по видам:

1. Сделки с пороками субъектного состава. Их разделяют на 2 группы. Первая группа связана с недееспособностью граждан, вторая - со специальной правоспособностью юридических лиц, либо статусом их органов. Раздельный анализ сделок, совершаемых гражданами и юридическими лицами, обусловлен характером совершаемых действий. Гражданский кодекс РФ определяет, что способность иметь гражданские права и нести обязанности признается в равной мере за всеми гражданами (статья 17 Гражданского кодекса РФ). Статья 29 ГК РФ устанавливает медицинский (психическое расстройство) и психологический (неспособность понимать значение своих действий или руководить ими) признаки недееспособности.

По сделкам данного вида дееспособная сторона обязана, помимо исполнения общего требования по недействительным сделкам, возместить другой стороне реальный ущерб, понесенный в результате заключения недействительной сделки. Такая обязанность возлагается на дееспособную сторону в случае, если она знала или должна была знать о недееспособности другой стороны.

В отличие от граждан (физических лиц), которые могут быть субъектами сделок в зависимости от наличия у них дееспособности, юридические лица всегда дееспособны, и их участие в сделках определяется характером, содержанием их общей и специальной правоспособности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 3 ст. 49 ГК РФ, п. 2 ст. 51 ГК РФ) — дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). В отличие от гражданина, который, будучи всегда правоспособным, не всегда обладает дееспособностью, юридическое лицо одновременно становится и правоспособным, и дееспособным. Причем дееспособность, как и правоспособность, юридического лица определяется рамками его устава или положения и закона.

Законом предусмотрено два состава недействительных сделок юридических лиц:

- сделки выходящие за пределы специальной правоспособности юридического лица (ст.173 ГК РФ);

- сделки, совершенные органами юридического лица с превышением их полномочий (ст.174 ГК РФ).

2. Сделки с пороками воли и волеизъявления. Такие сделки подразделяются на сделки, совершенные без внутренней воли на совершение сделки и сделки, в которых внутренняя воля сформировалась неправильно. Без внутренней воли совершаются сделки под влиянием насилия (физическое воздействие), угрозы (психические воздействия), злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной (ст.179 ГК), а также гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (ст.177 ГК). Такие сделки признаются недействительными вследствие того, что воля самого лица на совершение сделки отсутствует, имеющее же место волеизъявление отражает не волю участника сделки, а волю какого-либо иного лица, оказывающего воздействие на участника сделки.

Насилие — физическое воздействие (избиение, истязание) на участника сделки со стороны его контрагента или выгодоприобретателя по заключаемой сделке. Необязательно, чтобы контрагент сам оказывал это воздействие, необходимо чтобы он знал об этом и использовал это обстоятельство в своих интересах. 

Судебная практика показывает, что угроза при признании сделок недействительными встречается более часто, чем насилие. Она представляет собой психическое воздействие на участника сделки, что также приводит к волеизъявлению при отсутствии внутренней воли. Не всякая угроза способна опорочить сделку, а лишь такая, которая объективно может воздействовать на участника сделки с целью понуждения его к ее заключению, то есть существенная угроза. Для признания угрозы существенной обязательным условием является ее реальность, то есть действительная возможность причинения значительного вреда участнику сделки либо его близким. Если угроза не существенна, то по этому основанию сделка не может признаваться недействительной. Не имеет значения, если участнику сделки угрожают правомерным действием, например, заявлением в милицию, сообщением - в налоговую инспекцию. При том, что это действие правомерно, использование его в качестве угрозы порочит действительность сделки. Единственным исключением является угроза правомерным действием, приводящим к тому же результату, что и сделка, совершаемая под влиянием угрозы. Например, требование участника общей собственности о выделе его доли, под угрозой предъявления иска о разделе общей собственности. Злонамеренное соглашение представителя одной стороны с другой стороной также относится к сделкам, имеющим лишь волеизъявление при отсутствии внутренней воли.

В сделках, совершаемых через представителя, последний не выражает собственную волю, его задача состоит в том, чтобы донести до контрагента волю представляемого. Вследствие злонамеренного соглашения воля представляемого не доводится и подменяется волей представителя, что и служит основанием недействительности этих сделок. Злонамеренность соглашения предполагает умышленные действия представителя и контрагента, то есть их сговор за счет представляемого.

Сделки, совершаемые гражданами, не способными понимать значение совершаемых ими действий или руководить ими, отличаются от сделок недееспособных граждан тем, что совершаются дееспособными лицами, однако вследствие заболевания, опьянения либо иного состояния психики эти лица не могут понимать, какую сделку они совершают. Наиболее часто по этому основанию признаются недействительными сделки лиц, которые впоследствии признаются недееспособными.

Сделки, совершенные под влиянием обмана, заблуждения, кабальные сделки, характеризуются наличием внешне выраженной внутренней воли, сформировавшейся под воздействием обстоятельств, искажающих истинную волю лица.

Кабальные сделки, совершаемые вследствие стечения тяжелых обстоятельств, имеют порок воли, поскольку их формирование протекает под воздействием таких обстоятельств, при которых практически исключается нормальное формирование воли, что побуждает заключать сделку, на крайне невыгодных для себя условиях. Потерпевший от такой сделки, как правило, осознает ее кабальный характер, но волею обстоятельств он вынужден совершить эту сделку.

Для определения кабального характера заключаемой сделки следует установить, что гражданин находится в состоянии крайней нужды, что его контрагент понимает это и использует в своих интересах, что условия явно невыгодны для одного из контрагентов. Невыгодность проявляется в несоразмерности уплачиваемой цены и реальной стоимости продаваемой вещи.

С другой стороны, как отмечает В.Н.Трофимов, «в судебной практике нередко встречаются иски о признании сделки недействительной на том основании, что эта сделка носит кабальный характер. Истцы приводят это основание среди других причин для признания недействительности сделки или ссылаются только на то, что сделка кабальная. Тем не менее суды редко удовлетворяют подобные иски. Причина заключается в том, что доказать факт кабальности сделки достаточно трудно»1.

Говоря о недействительности сделок с пороками воли, нельзя не обратить внимание на вопрос о том, чему придается более важное значение для действительности сделки: собственно воле или волеизъявлению. На этот счет высказывается много различных мнений: одни2 полагают, что основу действительности сделки должно составлять волеизъявление, так как сделка всегда есть действие, а юридические последствия связываются с волеизъявлением; другие3 считают, что основным моментом сделки является внутренняя воля лица; третьи4 утверждают, что существует наличие неразрывного единства воли и ее выражение в волеизъявлении. Однако главным является то, что и воля и волеизъявление являются непременными условиями действительности сделки, которые должны совпадать.

3. Сделки с пороками содержания. Такие сделки признаются недействительными вследствие расхождения условий сделки с требованиями закона и иных правовых актов. Среди таких сделок выделяют:

- сделки, совершаемые с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности (ст.169 ГК РФ). Такие сделки представляют собой квалифицированный вид незаконных сделок. Для применения данной статьи необходимо наличие следующих условий: сделка не отвечает требованиям правовых норм, обеспечивающих основы правопорядка, либо противоречит основам общественной нравственности; одна или обе стороны сделки имеют прямой или косвенный умысел в отношении противоречащей основам правопорядка или нравственности направленности сделки. «Чтобы уяснить смысл статьи 169 ГК РФ, следует сопоставить ее со статьей 168 Кодекса, которая также признает (если законом не предусмотрено иное) ничтожными любые сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов. Недействительные сделки в качестве последствий признания их таковыми подвергаются двусторонней реституции. Квалифицированный же вид недействительных сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности, влечет в качестве последствия признания их таковыми зачисление всего полученного в доход Российской Федерации»5.

- Мнимые и притворные сделки (ст.170 ГК РФ) - сделки с отсутствием основания, то есть того типового юридического результата, который должен был бы иметь место в действительной сделке. Мнимая и притворная сделки сходны по основаниям их недействительности: в обоих случаях происходит несовпадение волеизъявления, выразившегося в совершенной сделке, с действительной волей сторон. Статья 170 ГК РФ определяет мнимую сделку как совершенную лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, а притворную — как совершенную с целью прикрыть другую сделку. Поскольку как в первом, так и во втором случае стороны желают достигнуть определенных правовых последствий, возникает вопрос о правильном разграничении этих сделок. «При совершении мнимой сделки воля сторон не направлена на достижение каких бы то ни было гражданско-правовых отношений между сторонами сделки. Цель — возникновение правовых последствий для каждой или одной из них в отношении третьих лиц. Последствием мнимой сделки является двусторонняя реституция».

4. Сделки с пороками формы или с нарушением требований о государственной регистрации. Недействительность сделок вследствие порока формы зависит от того, какая форма для совершения той или иной сделки установлена законом или решением сторон. Поскольку невозможно представить несоблюдение устной формы сделки, закон связывает недействительность только с письменной формой сделки.

Несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность сделки только в случаях, специально указанных в законе. (п.2 ст.162 ГК РФ). Несоблюдение же требуемой законом нотариальной формы, а также государственной регистрации сделки всегда влечет ее недействительность. (п.1 ст.165 ГК РФ). Для совершения наиболее существенных и важных сделок закон устанавливает нотариальное удостоверение и государственную регистрацию, которые являются обязательными лишь в случаях, прямо предусмотренных в нем. Согласно п. 1 ст. 165 ГК РФ, последствия несоблюдения нотариальной формы сделки и требования о ее регистрации, несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной. Нотариальное удостоверение сделки облегчает заинтересованной стороне доказывание своего права, поскольку содержание сделки, время и место ее совершения, намерения субъектов сделки и другие обстоятельства, официально зафиксированные нотариусом, признаются как очевидные и достоверные. В случаях, установленных законом, к нотариальному оформлению сделки приравнивается ее удостоверение определенным должностным лицом (п. 1 ст. 163 ГК РФ): командиром воинской части, главным врачом больницы, капитаном морского судна и т.д. Нотариальная форма сделки может иметь место, если это предусмотрено законом либо соглашением сторон. В законодательстве предписания о необходимости совершения сделки в нотариальной форме встречаются нечасто и, как правило, относятся к сделкам, касающимся наиболее значимого имущества (подлежат нотариальному удостоверению: договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору – п.2 ст.339 ГК РФ; договор ренты – ст. 584 ГК РФ и др.)