Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
97
Добавлен:
11.05.2015
Размер:
60.93 Кб
Скачать

ВОПРОС №30

Роль интуиции в научном познании. Типы интуиции (А. Бергсон, Н.С. Лосский)

Другой источник:

Одной из важнейших проблем гносеологии выступает феномен интуиции. Его природа рассматривалась и рассматривается с точки зрения самых разнообразных подходов: от мистического опыта, до «научного озарения». Хотя семантика данного понятия восходит к латинскому intueri, что означает «пристально смотреть» (аналогия заметна и в использовании Кантом соответст­вующего понятия Аnschauung), становится очевидным, что оно не ведет к уяснению природы интуитивного.

Проблеме интуиции посвящено немало научных исследований, рассматривающих интуицию в разных аспектах.

В качестве методологического принципа интуицию впервые обосновывает в своем учении Анри Бергсон. Отношение к гносеологическому учению французского мыслителя среди историков философии весьма неоднозначно. Существует мнение о том, что теории познания как таковой у него нет, так как в большей степени А. Бергсон обращается к естествознанию в исследовании таких вопросов как природа восприятия, соотношение рассудка и интуиции. Кроме того, А. Бергсон не проясняет смысл интуиции, часто отождествляя ее с инстинктом. Ученого интересует вопрос о том, как возможно познать истину. Он выступает в качестве критика рационализма, противопоставляя ему иной методологический принцип. По мнению А. Бергсона, цель познающего субъекта – раскрыть содержание бытия. Рационализм не может достичь этой цели и необходимо обратиться к иному пути, направленном на преодоление одностороннего подхода в познании сущего. А. Бергсон акцентирует внимание на интуиции и полагает, что именно способность субъекта непосредственно воспринимать целостность предмета, позволит расширить наши представления о возможностях и границах познания.

Широкую популярность интуитивизм обретает и в России. Русской философии всегда были присущи элементы интуитивизма, но как завершенная система, он предстает в трудах Николая Лосского. В своем гносеологическом учении Н. Лосский подчеркивает значимость и революционность своей теории. Подобно Канту, Н. Лосский ставит вопрос о возможностях и границах нашего познания. При этом философ отказывается принимать позитивистский подход в решении данной проблематики, настаивая на идее, что единственным источником познания выступает интуиция. Интуитивизм означает, что объекты знания даны не в виде копий, а непосредственно, то - есть они имманентны процессу познания. Таким образом, объект воспринимается так, как он есть, что принципиально противоположно теориям, согласно которым субъект конструирует предмет, но не открывает в нем подлинного содержания. В этом и заключена основная роль интуитивизма, поскольку он ищет условие взаимосвязи субъекта и объекта, преодолевая односторонность той или иной сферы в осуществлении познания. Свою систему Н. Лосский назвал эмпиризмом, однако это не тот эмпиризм, который мы находим в учениях Ф. Бекона, Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма. Н. Лосскому чужд так называемый индивидуалистический эмпиризм, а также априоризм. Важнейшим моментом в учении Н. Лосского также является построение новой метафизической системы. Разработка Н. Лосским новой методологической основы, его стремление вернуть философии статус науки, способной создать целостное и органическое мировоззрение, несомненно, делает его мыслителем мирового масштаба. Но до сих пор отсутствуют исследования, посвященные творчеству Н. Лосского, рассматривающие основы его учения и содержащие анализ его идей. Поэтому, вполне обоснованным становится обращение автора к изучению интуитивизма в творчестве отечественных мыслителей.

Для выявления научной значимости и специфики русского интуитивизма, на наш взгляд, вполне правомерно сопоставление его с европейской интуитивистской школой.

Таким образом, в центре данной работы становятся гносеологические концепции А. Бергсона и Н. Лосского. Заметим, что этими именами не исчерпывается ни европейский, ни русский интуитивизм: и для Европы, и для России всегда были характерны черты интуитивизма, но своего расцвета это направление обретает с научной деятельностью представленных мыслителей.

«Понятие интуиции в гносеологическом учении Анри Бергсона» выявлены принципы интуитивистской гносеологии в учении Анри Бергсона. Интуитивизм Бергсона представляет собой синтез богатой традиции, восходящей к неоплатонической философии. Несмотря на столь ярко выраженное влияние, иррационализм, присущий для системы французского ученого, представляет уникальное и оригинальное явление, ставшим ярким эпизодом в истории философской мысли. Основной заслугой французского ученого можно назвать стремление найти новый гносеологический путь к бытию, поворот гносеологической проблематики на новый уровень, разрушение догматических посылок в вопросе о природе познания, влияние внешнего мира на сознание и т.д. В самом деле, объектом критики ученого становится субъективный идеализм, интерпретирующий знание как следствие причинного воздействия предмета на сознание. А. Бергсон полагал, что причиной познания нельзя рассматривать воздействие внешнего мира на органы чувств. Это только повод или проводник столь сложного процесса. Истинная посылка познания содержится в акте внимания субъекта. Нас окружает огромное количество свойств объективного мира, но часто мы слышим, а не вслушиваемся и видим, а не всматриваемся. Таким образом, субъект рассматривает то, что привлекает его внимание, оставляя ничтожную часть предметов среди бескрайнего океана объектов. Из этого следует вывод, что мы можем воспринимать не только собственные субъективные ощущения, но и сами предметы. Так, Бергсон создает фундамент новой системы. Основная его цель, вернуться к метафизике, путем построения новой теории познания. Рационалистическая методология превратила бытие в абстрактную категорию, предмет умозрительного созерцания: происходит разрыв органического единства субъекта и объекта. Создавая учение об интуиции, как способности субъекта проникать в онтологию предмета, представлять его в конкретике его многообразных свойств и проявлений, Бергсон намерен придать гносеологии онтологический характер.

«Обоснование интуитивизма Н. Лосским» дается анализ историко-философских предпосылок русского интуитивизма, определяется специфика интуитивистского учения Н. Лосского и сопоставляются различные аспекты интуитивистских воззрений А. Бергсона и Н. Лосского.

На самом деле предпосылки интуитивизма в отечественной мысли имеют более глубокие корни. К этому вопросу можно подойти с двух точек зрения.

С одной стороны, черты интуитивизма были характерны для русского философствования на различных этапах его развития. Понятие «непосредственного» интерпретировалось как выражение мистического познания, в связи с этим следует упомянуть о русском исихазме, ярчайшими представителями которого явились Сергий Радонежский, Нил Сорский, Тихон Задонский, Паисий Величковский, Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов и др.

С другой стороны, важно указать на преемственность русской философией традиции западной, пришедшей к нам из византийской культуры. Таким образом, русская мысль была связана и с эллинизмом, и с античной диалектикой платонизма. Особенно эта ассимиляция с западноевропейским наследием очевидна на современном этапе становления отечественной философии, начиная с XIX века. Данная взаимосвязь настолько имела важное значение для русских мыслителей.

«Критика Н.О. Лосским основных гносеологических направлений» посвящен рассмотрению предпосылок формирования новой гносеологической системы Николаем Лосским. Данные предпосылки выражены в критическом подходе Н. Лосского к современным гносеологическим концепциям. Обоснование интуитивизма, Лосский строит на опровержении существующих гносеологических систем. Русский ученый выступает противником не только позитивистской интерпретации познавательного процесса. Он критикует все виды субъективного идеализма (спиритуализм, критицизм). Тенденция субъективизма, идущая со времен Декарта, нашла свое воплощение в теории Канта и его последователей. Именно данное направление способствовало крушению органической целостности, присущей субъекту и объекту, а это означало, что мир представал как замкнутая и непреодолимая реальность, а субъект растворяется в пространстве собственного одиночества.

С одной стороны, субъективный идеализм был призван понять условия познавательного процесса, его структуру, обратиться к исследованию нашего сознания. Это важнейшая его заслуга. С другой стороны, разрушение органической связи между субъектом и объектом, способствовало углублению трагедии, присущей человеческому разуму. В работах «Обоснование интуитивизма» и «Введение в философию», Лосский доказывает ложность посылок, на которых основывались учения, субъектирующих и психологизирующих все то, что имманентно сознанию. По мнению мыслителя, такая концепция явилась следствием неправильного использования понятий причинности и субстанциальности в гносеологии.

Русский ученый говорит о необходимости построения такой системы, методологический принцип которой действительно способствовал решению гносеологической проблематики, а не создавал иллюзию её решения. Интуиция является, согласно Н. Лосскому, таковым принципом. Не нужно создавать сложные конструкции, чтобы обосновать истину, важно только принять мир таковым, каков он есть, без каких-либо обусловленностей, в акте непосредственного созерцания.

В третьем параграфе « Специфика понимания феномена интуиции в теории познания Н. Лосского» (преодоление иррационалистической интуиции А. Бергсона) выявляются принципиальные отличия в понимании феномена интуиции в учениях А. Бергсона и Н. Лосского.

Специфика понимания термина интуиции у Н. Лосского выражена у него посредством опровержения существующих взглядов и представлений об интуиции.

– интуиция есть иррациональное созерцание

Данный аспект интуиции характерен для философских систем Шопенгауэра и Бергсона. Бергсон видит в интуиции альтернативу интеллектуального познания и обозначает ее как единственный путь в постижении непосредственного и конкретного бытия. Лосский же говорит о том, интуиция включает в себя не только непосредственное, но и опосредованное, рациональное и иррациональное (чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция)

– интуиция есть видение конкретной целостности бытия.

– интуиция есть сторона бессознательного.

Психологи часто представляют интуицию как часть бесознательного, или того, что находится на грани «сознания» и «бессознательного». Эта же позиция характерна и для житейского опыта. Лосский отказывается принимать подобный подход.

– интуиция есть пророческое вещание.

Часто «непосредственное» созерцание оказывается следствием некого экстатического состояния или исступления, в мгновения которого происходит единство потусторонней и посюсторонней сфер. И, хотя, Лосский выделяет мистическую интуицию в качестве одного из уровней познания, все же речь идет о гносеологическом, а не мистическом аспекте.

Специфика интуиции показана Лосским следующим образом: «словом интуиция обозначаю это непосредственное видение, непосредственное созерцание предмета познающим субъектом. Все дальнейшие оттенки этого термина и особенности знания выводятся мною из указанного значения его. Критикуя мои взгляды, необходимо исходить из этого основного значения термина «интуиция»- непосредственное имение в виду предмета в подлиннике, а не посредством копии, символа, конструкции».

В работе «Идеал-реализм» Н. Лосский подчеркивает, что непосредственное созерцание нельзя отождествлять с простым житейским опытом. Интуиция не есть «прозорливость» или « талант», по крайней мере, в том случае, в котором интерпретирует ее Лосский: «Во избежание недоразумений нужно помнить, что мой интуитивизм не есть учение о таких необыкновенных видах знания, мой интуитивизм есть новая теория нашего обыкновенного знания, чувственного восприятия предметов внешнего мира, созерцание идеальной стороны мира».

Если в одном принципе отразить сущность интуитивизма Н. Лосского, то это можно представить в следующем тезисе: мир познаваем, в основе познания лежит интуиция, связывающая субъект и объект. Для обоснования данного положения, мыслитель использует термин «гносеологическая координация». Благодаря гносеологической координации исключается субординация в соотношении субъекта и объекта. Таким образом, Лосский стремился избежать гносеологического монизма и «уравнять» две сферы познавательного процесса. Применяя понятие «гносеологической координации» в своей теории познания, Лосский попытался обосновать онтологию интуиции. Для того чтобы процесс познания стал возможным, необходимо найти основу, связывающую субъект и объект. Если этой основы нет, то мы оказываемся оторванными от предметного мира и вновь попадаем в плен субъективизма. Различные ступени познания, Лосский отводит различным типам бытия, становящимися объектом интуиции (материальное, идеальное и абсолютное бытие). В результате, ученый обосновывать чувственную, интеллектуальную и мистическую интуиции.

«Обоснование идеал-реалистической философии Н. Лосским как трансформация реалистической философии Н. Бергсона» анализируется сущность интуитивистских воззрений Анри Бергсона и Николая Лосского, в результате которого выявляется их функциональная специфика в онтологии.

Гносеологические концепции Бергсона и Лосского возникли примерно в одно и то же время, но при всем своем сходстве, необходимо заметить, что это были различные взгляды на решение актуальных вопросов современной гносеологии. И Бергсон, и Лосский создавали свои системы в противовес сложившимся рационалистическим теориям, целенаправленно сближая гносеологию с онтологией. Бергсон был первым мыслителем, кто представил интуитивное созерцание как единственную способность субъекта, позволяющую выйти за пределы «кинематографического» представления действительности, но именно Н. Лосскому удается построить на принципах интуитивистской гносеологии философскую систему.

И Бергсон, и Лосский, расширяют традиционное представление о сознании как совокупности психологических состояний и деятельности центральной нервной системы. Бергсона и Лосского объединяет критика механистической теории восприятия и обоснование того, что этот процесс есть следствие деятельности духа, а не мозга. Мозг – только проводник внешнего мира к внутреннему. Разница в том, что Бергсон более сосредотачивает внимания на проблеме механизма восприятия, обращаясь к естествознанию, Лосский же дополняет бергсонову теорию восприятия, сосредотачиваясь на гносеологическом анализе. Здесь же следует заметить расхождение Бергсона и Лосского в вопросе о понятии интуиции. Согласно Бергсону интуиция носит иррационалистический характер. Она может быть приравнена к «инстинкту», следствию эволюционного развития сознания. Лосский допускает, что интуиция касается не только непосредственного, но и опосредованного.

Выступая критиками психологизма, Бергсон и Лосский с различных точек зрения рассмотрели статус «Я», ибо Бергсон определяет «Я» как «длительность», Лосский же, напротив, элиминирует время и пространство в пользу сверхвременного и сверхпространственного состояния. Лосский не только противопоставляет свой идеал – реализм бергсоновому учению о действительности как живом, изменяющемся бытии. Он полагает, что концепция Бергсона о потоке постоянных изменений, отрицающая безвременное бытие, искажена. Отечественный ученый защищает тезис о том, что помимо временных рамок, существует сверхвременный субъект, который это время создает: «Бергсон утверждает, что безвременное бытие есть субъективное построение рассудка. Наоборот, его антипод с таким же мнимым правом может утверждать, что изменение есть субъективное представление, что хотя и существует представление изменения, все же нет изменения представлений…».

Таким образом, интуитивизм А. Бергсона и Н. Лосского приводит к различным итогам в решении гносеологической проблематики.

Соседние файлы в папке !_Готовые ответы по философии_!