Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

КУРСОВАЯ / Тесты / Нартова_психол_простр / СПП / СПП Нарт / 152 Человек суверенный

.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
27.04.2015
Размер:
31.23 Кб
Скачать

152 Человек суверенный...

Глава 3. Психология суверенности 153

Итак, обобщим функции личных вещей в человеческой жизнеде­ятельности:

  1. орудия деятельности;

  2. коммуникативные послания;

  3. средства самопрезентацпи;

  4. средства поддержания личной и социальной идентичности;

  5. средства установления контакта с действительностью;

  6. средства замещения социальных объектов;

  7. ресурс самоподдержки и стихийной психотерапии;

  8. маркеры личной территории.

3.2.5. Суверенность временного режима (привычек)

Режимные и временные привычки косвенно рассматривались в ра­ботах Н. Тинбергена, К. Левина, К. Лийк, М. Голан, 71. Л. Китаева-Смыка, Э. Пиклер [243, 116, 123, 335, 93, 197]. В этологии в качестве гомолога привычек, по-видимому, может рассматриваться дневной и ночной образ жизни животных на одной и той же территории, благодаря чему они могут избежать соперничества и борьбы. В пси­хологии среды привычки как динамические стереотипы, привязан­ные в своей последовательности ко времени, обеспечивают предска­зуемость шума, что многими психологами отмечается в качестве важнейшего условия дружественной среды.

Это наложение временных ограничений на пользование всем, что человек считает своим: можно фрустрировать его телесность, попро­сив выйти из ванны раньше времени, или поторопить с завтраком, который субъекту правится проводить неспешно, можно потребо­вать вернуть одолженную вещь, выгнать из комнаты, помешать встре­титься с другом или сделать эту встречу «скомканной» и оттого бес­смысленной, можно переключить программу телевизора. На наш взгляд, измерение временного режима особенно отражает кратко­срочность жизни вообще, напоминая о том, что все сущее дано на время.

«Привычки» человека в данное время можно и нужно рассматри­вать как части настоящего поля», писал К. Левин [116, 75].

Привычки как отработанные способы поведения определяются:

а) продолжительностью действия;

б) последовательностью действий.

Отсюда становится понятно, что депривация привычек может выражаться либо в прерывании действия, в силу чего человек пере­живает фрустрацию незавершенности гештальта, либо в нарушении порядка действий, права первенства.

Уважение к привычкам человека выражается в предоставлении ему возможности завершить начатое дело, не прерывая его. Привычки особенно важны для людей, которые переживают состояние ослаб­ления субъектиости и потому не могут контролировать свою жизнь в той мере, в какой им этого хотелось бы, — для детей и стариков. Они более консервативны по сравнению с людьми среднего возраста и больше нуждаются в соблюдении привычного распорядка: если они не могут принимать решения, то, по крайней мере, располагают информацией о том, что и когда произойдет. Именно поэтому им так важно знать подробности распорядка дня близких людей — нахо­дясь в состоянии созависимости с ними, таким образом они могут заранее приготовиться к событиям.

В этологии важность свободы в выборе темноритма отмечалась К. Лоренцом [129]. Бег наперегонки с самим собой он рассматривал как один из главнейших «грехов» цивилизованного человечества, опасный тем, что не оставляет человеку времени для рефлексии («Ду­мать некогда, надо трясти!») и самосозерцания. В результате чело­век утрачивает счастливую способность отвлеченного мышления, которую зарабатывал на протяжении тысячелетий. Таким образом, бесчеловечно высокий темп жизни, не учитывающий возможностей темперамента, деиндивидуализирует, лишает свободы самоподтвер­ждения, ограничивает и насилует человеческую природу.

Дискомфортно высокий (или противоестественно низкий) темп жизни — это не единственные способы деиривации повседневного бытия. Не только темп, но и порядок действий как способ структу­рировать время и вносить определенность в ситуацию конституиру­ет жизненное расписание человека.

Уважение к привычкам давно отмечалось в практической психо­логии и педагогике как важное условие развития гармоничного че­ловека. Венгерский педагог Э. Пиклер, разрабатывая антидеириваци-онные меры по отношению к воспитанникам детских домов в возрасте от 2 недель до 3 лет, в качестве необходимой составляющей выделя­ла предоставление ребенку альтернативы действия и возможности его закончить [127, 180]. Порядок действий в повседневном поведе­нии нередко служит обозначению социального статуса (споры о том, кому быть первым, кому раньше пройти, первым занять место, первым зачерпнуть ложкой суп и т. д.).

Привычки как форма временной организации собственного бы­тия особенно важны для зрелого возраста, когда чувствительность к внедрениям становится особенно высокой. Типичные жалобы по­сетителей психологической консультации часто включают указание на то, что режим их жизни определяется не ими. И если данное обстоя­тельство воспринимается как нормативное, хотя и обременительное, Детьми и пожилыми людьми, то в зрелости режимная зависимость