Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

госники / билет 5

.2.txt
Скачиваний:
17
Добавлен:
27.04.2015
Размер:
18.72 Кб
Скачать
2. Культура и религия. Религия как форма культуры. Основные подходы к определению
сущности религии. Социологические и психологические концепции,
антропологические аспекты изучения религии (Тайлор, Фрэзер), диалектика
священного и мирского (Элиаде), концепция религии и культуры Тиллиха. Структура
религии: религиозные чувства, религиозный культ, религиозные учреждения.
Взаимодействие религии с другими элементами культуры. Классификация религий:
племенные, национальные и мировые религии. Священное и мирское как два способа
бытия в мире, их сопоставление. Сакрализация пространства и времени в
религиозном мировоззрении. Диалектика священного и мирского, религиозной и
светской культур.

Слово «религия» происходит от латинского religare — «связывать». Религия, выступая в качестве важного элемента любой культуры, сама обладает всеми признаками самостоятельной культурной системы, включающей самые разнообразные элементы — от организаций и идеологий до ритуалов, одежды и даже системы питания. Религия — это система верований, ценностей и поведенческих образцов, способствующих осмыслению людьми мира и деятельности в нем, которая, во-первых, формирует духовное измерение, духовное пространство этого мира, а во-вторых, задает людям контекст высшего смысла. Религиозная культура человека — это целостная система, основанная на определенных ценностях; «программа», определяющая религиозное мировоззрение человека и характер его деятельности. Лучшим определением личной религии является наличие пространства священного в структуре личности, а главный признак институциализированной религии — различие между священным и профанным.

Религия складывается в момент осознания человеком самого себя, выделением себя из окружающей действительности. Религия на ранних этапах своего формирования связана с обожествлением природы. Арсеньев В.Ф. («Звери, боги, люди») считает, что архаическое сознание ориентировано исключительно на мистические причины. Животные и люди воспринимаются в абсолютном единстве, создаётся общая модель в которой все явления связаны между собой. В основе этого лежит представление об одушевлённом начале природы.
Тайлор говорит о том, что попытка понять мир природы, очеловечить его – не что иное, как первопричина жизни и мысли. По Тайлору анимистические представления трансформировались в первобытные верования: фетишизм, тотемизм, магию.
а) анимизм, т.е. вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них, которые управляют явлениями материального мира и судьбой человека как при жизни, так и после смерти. В современной культуре следы анимизма выражены в представлениях о самостоятельной природе души, которая проявляется в снах, видениях, фантазиях, а также в погребальных обрядах, превратившихся в меру защиты от возможного воскрешения человека, чья душа никогда не умирает.
б) фетишизм, т.е. почитание различных объектов действительности — камней, деревьев, разнообразных животных, которым приписывались сверхъестественные свойства, способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. В современной культуре также бытуют амулеты, обереги, которые, как считают люди, способны предохранять их от нежелательных воздействий со стороны природы или других людей;
в) тотемизм, т.е. вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и каким-либо видом животных или растений. Следы тотемизма в современной культуре сохранились, например, в запретах на употребление в пищу мяса некоторых животных — коров в Индии, собак и лошадей у арийских народов и т.п., а также в символах геральдики.
г) магия – (колдовство, волшебство) обряды, связанные с верой в способность человека воздействовать на других людей и окружающую действительность.
Фрезер считает, что магия – предшественница науки. Магия исходит из тех же оснований, что наука. Из того положения, что в мире всё связано – имеются причины и следствие. Смысл магического ритуала в том, что человек сможет воздействовать на внешний мир, объективные факторы, которыми он сможет управлять.
Функции религии
1. Ценностно-нормативная, или аксиологическая, функция задает личности и обществу нормы морали и нравственности, поскольку в религиозных учениях сконцентрирован нравственный опыт человечества.
2 Психологическая функция способствует самоутверждению личности в вечности, в преодолении страха смерти. В разных религиях страх смерти преодолевается по-разному. В христианстве и исламе — через утверждение бессмертия души и ее жизнь в ином мире, в буддизме — через бесконечные перерождения в этом мире. Психологическая функция помогает переживать страдания и неудовлетворенность жизнью, сглаживает остроту переживаний, в том числе связанных с социальным неравенством.
3. Онтологическая функция помогает человеку обрести смысл жизни через служение Богу, стремление к Богу, соединение с Богом в качестве цели своего существования как соответствие высшему Божественному идеалу. При этом не важно, где верующая личность размещает Бога, — в себе, в необозримом Космосе или вообще в ином непостижимом мире. Важно, что виртуальное общение с ним позволяет ему быть, влиять и, значит, действовать.
4. Социальная функция. Как отмечал Э. Дюркгейм, религия отвечает важной социальной потребности обеспечения солидарности в обществе, его целостности. Религия может консолидировать небольшие группы людей, этнические общности, многомиллионное население, т.е. часть социума, в том числе в противостоянии остальным. В выполнении своей общественной функции она использует разнообразные способы воздействия на личность, ее психическое состояние, ее мировоззрение, бытие. Религия срасталась с искусством, с наукой, в какие-то периоды даже поглощала их. Сила ее влияния многократно увеличивалась благодаря использованию эмоционального канала — воздействию на личность не только через разум, но и через чувства. Социальная функция религии реализуется в основном через церковь. С другой стороны, и власть использует церковь для управления обществом.
5. Идеологическая функция оказывает влияние на верующих не только в рамках церковной организации, но и через социум. Иерархи церкви используют религиозную идеологию как инструмент для влияния на власть и жизнь общества в целом. Религия — мощная, развитая идеология, основанная на вере и потому наиболее принимаемая обществом и наиболее действенная.
6.Символическая функция играет ключевую роль в утверждении и поддержании общих представлений посредством развитого знаково-символического пространства, структурирующего окружающий человека мир — как природный, так и социальный

Концепции происхождения религии

По проблеме сущности и происхождения религии было высказано немало гипотез. Так, крупный психолог-религиовед конца XIX — начала XX в. У.Джемс считал религиозные представления врожденными, а источником их — нечто сверхъестественное. Л. Фейербах был убежден, что не Бог создал человека, а человек — Бога. Французский социолог Э. Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для членов общества и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему. 3. Фрейд полагал, что в религиозности «повинен» коллективный невроз навязчивости, массовая иллюзия, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений. Близкая к психоаналитической концепция исходила из того, что религия — порождение человеческих инстинктов, особая форма реагирования организма на окружающую среду. Марксизм основывался на том, что религия — это фантастическое отражение в головах людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни, в которой земные силы принимают форму неземных. В антропологических исследованиях существует теория, согласно которой всякая религия имеет своим истоком культ предков, почитание и умиротворение души прародителя, продолжающей жить.
Философы и антропологи часто утверждали, что истинным и основным источником религии является человеческое чувство зависимости. Так, Шлейермахер считал, что религия возникла из чувства абсолютной зависимости от божества. Этот тезис был принят и Дж. Фрэзером в «Золотой ветви», что вызывало возражение Э. Кассирера. В «Эссе о человеке. Введение в философию человеческой культуры» он писал, что если это описание религии и содержит в себе какую-либо истину, то оно дает нам лишь половину. Ни в одной области человеческой культуры «состояние полного смирения» нельзя считать подлинной и несомненной побуждающей силой. Никакая творческая энергия не может развиваться из совершенно пассивного состояния.
Жизнь человека не ограничивается пространственными и временными рамками. Она охватывает все царство природы и всю человеческую историю. Г. Спенсер выдвигает тезис о том, что именно почитание предков должно рассматриваться как первоисточник и начало религии. В Китае почитание предков, санкционируемое и управляемое государством, представляет собой единственную религию, которую позволено иметь. Оно означает, что родственные связи с умершим не рушатся и что умершие продолжают осуществлять свою власть и покровительство над живыми.

Антропологические аспекты изучения религии

Эдуард Тайлор (1832-1917) - глава английской антропологической школы – английской этнографии вт. пол. XIX – нач. XX в. Создатель теории анимизма – веры в души и духов – как "минимума религии". У Тэйлора были предшественники, но именно в его сочинениях анимистическая теория получила наиболее полное и законченное выражение.
Вера в духовные существа является, по Тэйлору, той элементарной, простейшей клеткой, из которой развилось такое сложное явление как религия.
Корни анимизма он видел в размышлениях первобытного человека о сне, сновидениях, обмороках, трансе, болезни и смерти. "Первобытный философ" искал причины непонятных ему явлений, он стремился понять, где проходит граница между живым и мертвым, в чем различие между живым и мертвым телом, в чем причина сна, болезни и смерти и что предстает человеку в снах и видениях. Для объяснения этих явлений он пришел к выводу, что в каждом человеке имеется его двойник, душа, которая может покидать тело человека временно или навсегда. Из этой идеи постепенно развились более сложные представления о существовании душ после смерти, о духах природы, наконец, о великих богах, выполняющих важные функции в природе и в жизни человека, и о верховном боге, приходящем им на смену. Согласно Тэйлору, анимизм предполагает наличие двух типов верований: в души, способные покидать тело во время сна и продолжать существование после смерти или разрушения тела, и в духов, эволюционирующих в представления о богах. Вера в духовные существа составляет теорию, а культ духов мертвых – практику анимизма. С этого культа как общественного института собственно и начинается религия.
По мнению Тэйлора, анимизм составляет основу религиозной философии и у первобытных, и у цивилизованных народов. Анимизм последних – продукт развития первобытного анимизма "дикарей". Представление о духовных существах, согласно Тэйлору, основа "спиритуалистической" философии, оно сохранялось неизменным от философии первобытных мыслителей до настоящего времени и всегда рассматривалось как основа индивидуального существования. Оно связывает "дикого фетишиста" с образованным христианином.
Для Тэйлора религия была не результатом откровения, а продуктом естественной эволюции человеческого сознания. Но Тэйлор не смог объяснить, каким образом религия, истоки которой заложены, по его мнению, в индивидуальном сознании, становится общественным явлением, почему люди, при всех индивидуальных различиях, единодушно (или почти единодушно) принимают некую сумму представлений и почему она приобретает столь важное значение в жизни и сознании общества. В то же время следует отметить как большую заслугу Тэйлора его принципиально верный подход к сознанию первобытного человека как сознанию, обладающему в основном теми же свойствами, функционирующему по тем же законам, что и сознание человека цивилизованного. Анимистическая теория Тэйлора оказала большое влияние на его современников; ее воздействие ощущалось еще долгое время.
Джеймс Фрэзер (1854-1941), последний крупнейший представитель эволюционистского направления в этнографии и религиоведении, был одним из тех ученых, которые уже при жизни Тэйлора убедились в том, что его анимистическая теория не объясняет очень многих фактов, что в религии первобытных обществ существует немало явлений, которые не только не выводимы из анимизма, но, возможно, даже предшествуют ему. Одни преанимистические теории происхождения религии оставались в русле того же интеллектуалистического понимания религии, какое было свойственно Спенсеру и Тэйлору, но полагали, что до появления собственно анимистических представлений существовали иные, еще более примитивные и неопределенные. Другие шли дальше в критике анимизма, настаивая на примате эмоций и волевых актов над представлениями. К представителям первой группы можно отнести и Фрэзера.
Интеллектуальное развитие человечества прошло, по Фрэзеру, три стадии: магии, религии и науки. На первой стадии человек еще верил в свою собственную способность оказывать непосредственное магическое воздействие на природу и других людей. На второй стадии, разуверившись в эффективности магии, он стал приписывать такую способность духам и богам, к которым начал обращаться с молитвами об оказании сверхъестественной помощи. На третьей стадии человек понял, что не он сам и не боги, а законы природы управляют миром. Итак, первая стадия развития человеческого мышления была дорелигиозной, а магия – предшественница религии. Религия возникает с крушением магии. Первая стадия, в отличие от второй, религиозной, формально сходна с третьей, научной, а магия – аналог науки. По мнению Фрэзера, для человека на стадии магии, как и в эпоху науки, любое явление естественно и сообразно законам природы (или законам, аналогичным им), даже если оно вызвано магическим обрядом, тогда как религия предполагает сверхъестественное, чудесное вмешательство некоей высшей силы.
Магия, полагает Фрэзер, – разновидность интеллектуальной, познавательной деятельности, в основе ее находится то же рациональное мышление, которое свойственно и цивилизованному человеку, мышление, на котором строится наука, хотя содержание самих магических представлений иррационально. Магия была для Фрэзера тем же, чем анимизм для Тэйлора – результатом ошибки первобытного ума, рассуждающего вполне рационально, но неправильно отождествляющего причину и следствие. Фрэзер, подобно Тэйлору, в целом верно оценивал первобытное мышление, полагая, что оно отличается от нашего не столько своими свойствами, своими функциями, сколько содержанием.
Другой важной особенностью первобытной магии, отличающей ее от религии, является, согласно Фрэзеру, вера человека в свое могущество, в свое господство над внешними силами, в то, что он сам способен достичь желаемого, совершая лишь те или иные действия и произнося не молитвы, а заклинания. Между тем, для религии характерна зависимость человека от внешних сил, господствующих над ним. Правильно отметив, что магия основана на уверенности человека в своем могуществе, Фрэзер недооценил тот факт, что и в магии человек не полагается полностью только на себя. Производя определенные действия, произнося заклинания, магические формулы, он обращается к помощи одних внешних сил (Фрэзер называет их магическими силами), чтобы оказать воздействие на другие. Между приемами воздействия на эти силы в магии и религии (как их понимал Фрэзер) нет непроходимой стены. Фрэзер сам признавал, что хотя для религии, в отличие от магии, характерно чувство зависимости человека от высших сил, однако, он стремится не только умолить их, но и принудить действовать в его интересах. Заметим, что исходя из своего понимания религии, Фрэзер и тотемизм, подобно магии, не рассматривал как форму религии. «Человек почитает своего тотема и видит в нем бога не больше, чем он почитает своих родителей, брата и сестру или видит в них бога... Человек смотрит на тотема, как на равного себе, как на своего ближнего, а вовсе не как на высшего и еще менее как на бога»
Подобно другим эволюционистам-историкам религии, Фрэзер стремился понять, как без участия откровения могло возникнуть представление о боге – то, что он называл "естественной теологией". По мнению Фрэзера, люди приходят к познанию бога двояким путем: либо путем внутреннего опыта (например, в состоянии одержимости), либо путем внешнего опыта, в силу присущей человеку потребности в искании причин явлений. Стремясь объяснить сцепление причин и следствий, человек пришел к понятию о боге.
На протяжении своей научной деятельности Фрэзер не раз менял теории тотемизма, магии, умирающих и воскресающих богов, ритуального значения огня, но в его стремлении к приведению своих концепций в соответствие с современными достижениями науки, с новыми открытиями этнографов хорошо видна его научная добросовестность. В целом его теории строились на принципах, свойственных и другим эволюционистам – на идее единства исторического процесса и прогрессивного развития общества и культуры, на идее единства человеческого сознания и психики, на принципе однолинейной эволюции.

Концепция религии и культуры Тиллиха.
В основе религии лежит феномен веры. П. Тиллих выделяет два типа веры: онтологический тип, когда в конкретном кусочке реальности вера усматривает предельное основание и смысл этой реальности: все в мире является носителем святого, и нравственный тип веры, для которого характерна идея закона, ибо именно Бог дал закон как дар и как приказание. Лишь те, кто соблюдает закон, способны приблизиться к Богу. В онтологическом типе веры также присутствует закон, но он требует подчинения ритуальным методам или аскетической практике. В нравственном типе закон требует нравственного подчинения. Это различие не абсолютно, но оно есть.
В свою очередь, в нравственном типе веры выделяются юридический, договорный и этический подтипы. Юридический тип получил наибольшее развитие в талмудическом иудаизме и исламе, договорный — в конфуцианском Китае, этический представлен еврейскими пророками. Конфуцианскую систему часто называют нерелигиозной. Китайскому образу жизни, как он был определен Конфуцием, приписывали полное отсутствие веры. Но вера и там присутствует, и не только в культе предков, но и в безусловном характере предписаний. В их основе лежит представление о законе Вселенной, который проявляет себя в законах государства и общества.
В опыте святого, подчеркивает П. Тиллих, онтологические и нравственные элементы сущностно едины, но в жизни веры они расходятся и становятся способны на конфликты и взаимное разрушение. При этом элементы одного типа всегда присутствуют в другом.
Соседние файлы в папке госники