Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
08-04-2015_15-00-16 / Гринев-Гриневич С. В. , Сорокина Э. А. Основы семиотики (2012).pdf
Скачиваний:
925
Добавлен:
21.04.2015
Размер:
20.87 Mб
Скачать

ном рассмотрении представляемых данным подходом исследо­ вательских возможностей следует признать, что при наличии «излюбленных» участков и аспектов изучения языка, где прово­ дятся многочисленные однотипные исследования, большинство областей языка до сих пор изучены крайне недостаточно.

Представляемый метод дает возможность в будущем осо­ знанно выбирать слабо или совсем не изученные области и аспекты языка, где применение хорошо известных лингвисти­ ческих методов гарантировует успешные результаты. Анало­ гичный подход может быть применен ко всем многоуровневым знаковым системам.

4.7. Семиотические процессы и явления

Несмотря на значительное число работ, посвященных изу­ чению отдельных знаковых процессов и явлений, работ обоб­ щающего типа сравнительно немного. Тем не менее уже сейчас можно выделить определенные тенденции в развитии знаковых систем. К ним, в частности, относятся:

1. Постоянное количественное увеличение существующих знаковых систем и их разновидностей, рост числа используе­ мых знаков как следствие специализации их значения. Резуль­ таты проведенных нами многочисленных исследований разви­ тия различных тематических областей лексики дают основание сделать вывод, что развитие цивилизации — культуры, научного познания в сущности представляет собой постоянное снятие синкретизма — скрытой многозначности слов, не осознаваемой современниками и свидетельствующей о неразличении многих понятий. Древнегреческое «логос» имело значения «слово», «понятие», «идея», «теория», «наука»; ср. приведенные приме­ ры раннего использования слов «битум» и «бадья» в русском языке.

Весьма показательным является пример с древнеанглийским словом «mood/mind», имевшим несколько десятков современ­ ных общих значений, которые можно разделить на следующие основные группы: 1) ум, мышление, разум; 2) сердце, душа, дух;

241

3) настроение, расположение, намерение, взгляд; 4) храбрость, гордость — семантически довольно далеко отстоящие друг от друга. При этом возможна и дальнейшая детализация внутри групп, например, первая группа может быть далее разбита на следующие подгруппы: 1) ум, разум, интеллект, способность к мышлению; 2) нормальный (здоровый) ум; 3) здравый смысл, рассудок, практический ум; 4) орган мышления; 5) сознание, по­ нимание, восприятие; 6) сообразительность, острый, живой ум. Число слов современного английского языка для выражения от­ дельных значений, входящих в эти подгруппы, по нашим при­ близительным подсчетам превышает 300.

Большей части слов, использовавшихся тысячу лет назад, в современных языках соответствует по нескольку десятков слов и можно предположить, что значение многих современных слов будут казаться нашим потомкам чересчур расплывчатыми. В этом отношении легко наблюдать за развитием запаса слов детей, у которых первые несколько десятков слов с расплывча­ тыми значениями в течение жизни вырастают в несколько де­ сятков тысяч слов (средний словарный запас современного спе­ циалиста) с достаточно конкретным значением.

В научном познании это снятие синкретизма выражается в постоянной специализации наук с появлением новых наук и на­ учных дисциплин, требующих постоянного увеличения числа знаков и знаковых систем для выражения понятий.

2.Усложнение формы знаков.

3.Развитие знаков сопровождается утратой мотивирован­ ности и тенденцией к большей абстрактности формы. Об этом свидетельствует эволюция личных имен собственных, разви­ тие иероглифической письменности, эволюция букв, история возникновения орнаментальных элементов — использование функциональных элементов в качестве декоративных: древние магические рельефные и цветные знаки на глиняных сосудах с течением времени превратились в орнамент; каннелюры (про­ дольные углубления колонн храмов, использовавшихся для установки оружия — копий городской стражи, обычно дежу­ рившей на площадях античных городов, где стояли храмы) с течением времени превратились в декоративный элемент в ар-

242

хитектурных системах колонн; многие знаки этикета (например, снятие перчатки при рукопожатии и головного убора при входе в здание) также прежде имели другое значение; развитие образов от рисунков к схемам и картам и далее к диаграммам, предпо­ лагающим высокий уровень развития абстрактности мышления, см. также примеры (Мечковская 2004: 289—391).

Интересно, что в ходе эволюции человека немотивирован­ ные природные знаки приобретают мотивированность, а затем ее утрачивают. Символы, как правило, имитируют сигналы (на­ пример, звук фанфар становится символом победы и в этом ка­ честве используется в музыкальных произведениях).

Постоянное увеличение числа используемых в речи немо­ тивированных знаков (заимствованных, утративших мотивиро­ ванность), по всей вероятности, отражает развитие возможно­ стей человеческой памяти — увеличение объема запоминаемой информации (возможно, как следствие принудительных трени­ ровок памяти в связи с постоянным увеличением объема знаний

вобязательном образовании).

4.Варьирование как формы, так и значения знаков на ранних этапах появления и вхождения в знаковую систему. В качестве примеров можно привести историю развития гербов; историю развития алфавитов, где каждый символ имел на ранних ста­ диях по нескольку модификаций; историю развития слов — в Оксфордском словаре английского языка практически у каж­ дого достаточно древнего слова дается 5—6, а то и несколько десятков исторических вариантов написания, много вариантов написания русских слов содержится в Словаре русского языка XI—XVII веков; обычно заимствуемые иноязычные слова при вхождении в другой язык имеют несколько вариантов (еще в се­ редине XIX в. почти одинаково употреблялись формы кофей — кофий — кофа — кофь — кофе);

5.Тенденция к перенесению систем знаков. Так, охотничьи рога и пионерские горны имитируют систему сигналов военных труб, система мебели для сидения и организация мест в зритель­ ном зале отражают более ранние различия, связанные с утверж­ дением и манифестацией социального статуса. Искусственные знаки, носящие вторичный характер, имитируют природные

243

знаки: стрела в разметке автодороги имитирует тропинку, крас­ ный цвет во многих сигнальных системах отражает цвет пожа­ ра — наиболее распространенного в ранние времена стихийного бедствия, тогда как зеленый цвет — цвет зелени, символ спокой­ ного состояния.

Говоря об общих тенденциях развития знаковых систем нель­ зя не упомянуть тенденций, отмеченных Н.Б. Мечковской в ее фундаментальном труде о семиотике.

Семиотическое пространство (семиосфера) расширяется и уплотняется, особенно интенсивно растет число искусственных левоплушарных знаковых систем (основанных на абстрактнологическом мышлении). Возрастает роль визуальной информации, в первую очередь, визуально-кодовой, в то время как удельный вес наглядно-образных знаков и семиотик уменьшается. В коммуникации людей уменьшается роль знаков с первичной мотивированностью. Постепенно уменьшается значимость интонации, жестов, мимики; в повседневном общении устная речь становится более экспрессивенной, концентрированной и эгоцентрической, но менее образной. В искусствах, рекламе, массовой коммуникации и искусственно созданных сложных знаках их абстрактно-кодовые компоненты теснят наглядные. Вместо картинок вполне успешно используются имена и символы (названия, торговые знаки, фирменные марки, логотипы, бренды и т.п.).

В истории большинства культурных семиотик наблюдается расширение состава метасемиотических средств; в сфере искус­ ственных семиотик это связано с важностью контроля и обеспе­ чения надежности в передаче сообщений.

На фоне расширения объема и функций левополушарной информации, наиболее доступные семиотики, прежде всего язык и речевое общение, а также средства массовой коммуни­ кации и образования субъективно (в глазах людей) утрачивают свою ценность.

Художественные семиотики (искусства) выступают как основной «противовес» расширяющимся пространствам искус­ ственных рациональных семиотик. Искусства все резче проти­ вопоставляют себя наукам и технологиям. Искусства все менее

244

информативны, зато все более субъективны, свободны в само­ выражении художников, отображении любых объектов и разра­ ботке любых тем; в искусствах все более активную роль играет авторское начало. Искусства быстрее обновляют свои художе­ ственные языки и стили, а их произведения становятся менее предсказуемыми. На протяжении последнего тысячелетия на­ блюдается ускоренная эволюция культурных семиотик (прежде всего в развитии стилей, направлений и жанров в истории ис­ кусств).

Появляются все новые семиотики, в которых объединяются возможности разных других знаковых систем (объединение ку­ кольного и актерского театра; игрового и документального кино; театра и кинематографа; разные варианты анимационного кино, которые становятся особенно разнообразными благодаря ком­ пьютерным технологиям).

В современном мире наблюдается тенденция к интернацио­ нализации большинства семиотик, в том числе искусств и есте­ ственных языков (Мечковская 2004: 396—397).

Изучение формы, содержания, эволюции и современных особенностей функционирования отдельных знаков и знаковых систем позволяет сделать выводы, важные не только для соб­ ственно семиотики, но и для смежных областей знания, напри­ мер, об особенностях человеческого мышления. В частности, ис­ следование характера связи между знаком и соответствующим объектом (денотатом) неизбежно приводит к выводу о том, что человеческое мышление:

а) носит ассоциативный характер; б) предполагает наличие всего двух основных типов ассо­

циаций — ассоциации, основанной на смежности представ­ лений, и ассоциации, основанной на аналогии представлений

(отношение антонимии имеет все основания рассматриваться как частный случай аналогии, поскольку для противопоставле­ ния необходимо подобие или идентичность всех характеристик противопоставляемых денотатов, кроме одной или двух, по ко­ торым проводится противопоставление);

в) при этом более древним и до сих пор ведущим является ассоциирование по смежности, так как установление аналогии

245

предполагает наличие предварительной, неидентифицированной ассоциации, а именно такой и является ассоциация по смеж­ ности, включающая в широком смысле все виды связи между знаком и денотатом. Эта проблема выходит за рамки языко­ знания и находит свое решение только в семиотике, так как на ранних ступенях развития мышления использовались системы знаковой коммуникации менее сложной структуры, чем совре­ менный язык.

Есть основания предполагать, что значительное преоблада­ ние признаков как типов знаков, несущих фактографическую информацию, над образами, основанными на аналогии, отра­ жает тот факт, что ассоциативное мышление, основанное на ас­ социации по смежности, является не только наиболее древним типом мышления, но преобладающим и в настоящее время.

** *

Сегодня семиотика продолжает развиваться не только ин­ тенсивно (развитие и уточнение основных положений общей семиотики), но и экстенсивно (использование семиотических принципов и подходов в различных областях научной и практи­ ческой деятельности, выделение и развитие разделов семиотики в самостоятельные научные дисциплины). Применение семио­ тического подхода дает возможность рассматривать многие яв­ ления разносторонне, многоаспектно.