Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы Танюше.docx
Скачиваний:
29
Добавлен:
19.04.2015
Размер:
313.01 Кб
Скачать

12. Язык тела и категоризация интрацептивных ощущений.

Тхостов предполагает существование так называемых "ядерных, базальных конструктов", позволяющих субъекту начинать работу с незнакомым объектом интрацепции. Для субъекта эта деятельность проходит в эмоционально-оценочных координатах. Эта первичная категоризация интрацептивного ощущения объясняется тем, что субъекту важно оценить значимость пользы для себя, степень опасности и прочие субъективные примитивные (но наиболее жизненные с эво люционной точки зрения) моменты телесного восприятия. Это этап "первовидения" перцепта. Эта фаза чаще всего очень кратковременна и отсюда почти не поддается рефлексии. Далее наступает этап перехода на другую систему координат - отнесение стимула к социально одобряемому или нет. При "одобряемости" восприятие стимула идет по стандартному ("объективному") пути. В случае отсутствия социальных коррелятов данного стимула, или же наличия неодобряемого отношения повышаются пороги восприятия, и восприятие стимула может менять свою модальность самым непредсказуемым способом, в зависимости от уровня рефлексии субъекта. Все неозначенные в конечном итоге ощущения признаются сверхъестественными. Результатом данного рассмотрения могут быть выводы, к некоторым их которых в свое время другим путями пришли психоаналитики и неопсихоаналитики.

Перечислим эти выводы, наиболее интересные для нас.

  • " При наименее развитой социализированной сфере восприятия квалификация телесных ощущений идет в эмоционально-оценочных категориях. "

  • Можно предположить, что тезис о преобладании в низшей социальной среде соматических проявлений, нежели невротических говорит о большей социализации данной среды. "

  • Неспособность выразить свои чувства (алекситимия) обусловлена ригидностью ("жесткой" социализированностью) означиваемых явлений интрацепции (отсюда их скудностью), и в свою очередь приводит к преобладанию телесных оценочных категорий. "

  • Известные эксперименты Джона Лилли по сенсорной изоляции дают примеры отсутствия означенности опыта, разбивая этот опыт на несколько этапов интраценции, первый из которых - наличие сильных эмоций, чаще негативных (страха, тревоги и пр.), а затем уж появление телесных и других ощущений.

Если говорить о "теле эмоций", то его различие от физиологического субстрата эмоций таково, что и различие субъективного ощущения тела от самого организма. Эмоция "прозрачна" (т.е., по сути, ее нет) до тех пор, пока отсутствует психологический контекст, даже если произошли соответствующие физиологические изменения в организме. Этот контекст рождает "невыносимую плотность бытия", - что-то, что "иное". С этой точки зрения, декартовское изречение "Я существую там, где мыслю" заменяется на "Я существую там, где меня нет" (Тхостов, 2002. - с. 78). Истинное "Я" - это фрейдовское "Оно". Таким образом, объективность формируется фиксируемостью перцептивного зонда - универсальностью его локализации для большинства, - не на стыке психики и соматики, но на стыке управляемого и автономного. Не может быть ложного ощущения или ложной эмоции, - но может быть ощущение или эмоция, для объективности существования которых они должны быть означены. Отсутствие означенности требует плату - появление субъективности, которое может быть как патологией, так и достоинством, талантом, но в любом случае оно не рационально, а скорее мистично. "Миф о болезни" - это способ говорить рационально об ощущении, которое на самом деле "…имеет чувственную реальность, обладает собственной ценностью и содержанием, которые, в принципе, самодостаточны" (Там же, с. 106).

Например, традиционно симптом считается началом заболевания, у Грофа же на дыханиях появление любого симптома расценивается как начало выздоровления. Один "рациональный" миф удачно подменен на другой.

Анализируя соотношения понятий "эмоция" и "смысл" в теории мотивации отечественных психологов (Леонтьев и Вилюнас), Тхостов объясняет появление эмоционально-оценочной компоненты перед другими уровнями опыта в контексте существования смысла перед значением: смысл, рождаясь из самой жизни, становится доступным лишь через систему значений. Смысл эмоции - означить начало появления болезни или выздоровления.

Перед тем, как перейти к экспериментальной части, сделаем краткий обзор важных для нас моментов уже существующих экспериментов Тхостова и его сотрудников по интересующей нас проблеме отношений телесно-физического опыта и эмоционально-динамического. "

  • Указывается, что здоровые испытуемые легко дифференцируют эмоциональные состояния и конкретные телесные определенные ощущения. Разделительным критерием для эмоций является только знак эмоции - положительный либо отрицательный, причем отрицательных эпитетов значительно больше чем положительных. Собственно интрацептивные телесные ощущения плохо дифференцируемы и представлены самыми "освоенными" органами - сердце, органы брюшной полости и конечностями. Интрацептивный словарь в основном состоит из метафор и существительных эмоциональных состояний. Правда, с возрастом (исследования на людях 35-50 лет) соматические ощущения дифференцируются значительно лучше - выделяются устойчивые паттерны классификаций телесных ощущений. "

  • У больных неврозом картина интрацептивного опыта остается почти такой же, за исключением большей "психологизации" некоторых ощущений, которые здоровые испытуемые относят к телесным (категории тонуса), за счет чего происходит своеобразная "объективизация" душевных переживаний". "

  • У соматических больных картина почти обратная, и идет стабилизация словаря больного органа. "

  • У больных шизотипическим расстройством словарь телесных ощущений сформирован даже хуже, чем у здоровых испытуемых, и при этом наблюдается наложение на него различных неприятных смутных психических эпитетов.

Мы не будем далее останавливаться на интрацепции больных всех вышеперечисленных категорий, а рассмотрим людей со "здоровым уровнем невротизма", у которых сформированная система категорий телесности может быть признана объективно.

13. Вторичное означение интрацептивных ощущений. 101

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]