Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
54
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
29.7 Кб
Скачать

122

Галерейное дело: Искусство в пространстве галереи

восприятия достойными целями художественного изображения ста­новятся общественно значимые явления и события, а безобразные или бесцветные модели или вещи не должны изображаться на картинах. Формальные художественные эксперименты также не воспринимают­ся массовым сознанием, потому что неподготовленный зритель не в силах истолковать смысл сложных художественных знаков и текстов, ценность которых самоцельна. Большинству не нравится новое искус­ство; достаточно беглого соприкосновения с новым искусством, чтобы буржуа почувствовал себя тем, кто он есть на самом деле, — добропо­рядочным буржуа, неспособным постичь таинства искусства, глухим и слепым перед истинной красотой. «"Новое искусство" является ис­кусством "инстинктивной аристократии", которая узнаёт себя и друг друга среди серой толпы и постигает своё предназначение в том, чтобы оказаться в меньшинстве и бороться против большинства», — писал по этому поводу испанский мыслитель X. Ортега-и-Гассет [34, с. 503].

Эстетическая диспозиция становится выражением привилегиро­ванной позиции в социальном пространстве. Ориентации вкуса объ­единяют и разъединяют агентов в поле искусства. Выраженные ориен­тации вкуса всегда нетерпимы и отрицают то, что находится вне этих ориентации. Поскольку суждения вкуса многообразны в элитарной среде, постольку борьба и нетерпимость приобретают разнообразные формы. Объединяющим началом и непременной характеристикой элитарной публики становится общее неприятие массовой культуры и противопоставление её элитарной. Суждения вкуса становятся опре­деляющими манифестациями и дифференцируют принадлежность к полю искусства.

Самым простым способом развития художественного вкуса и вхождения в поле искусства является специальное художественное об­разование. Приобретение культурного капитала становится сознатель­ной деятельностью, изучением природы символического капитала ис­кусства, его культурного оборота, исследованием суждений вкуса как стратегии, как «путеводителя» в пространстве художественной культу­ры. Таким образом, общая культурная и специальная художественная образованность превращаются в символическое владение ценностями искусства, поскольку искусство принадлежит тем, кто развил в себе способность его символического присвоения.

Эстет воспринимает не объект изображения, но способ его изо­бражения. Произведение может рассматриваться как парадоксальный

Элитарное и массовое искусство в пространстве галереи 123

текст, в котором не совпадают образное и формальное. Художнику не­обходимо снабдить воображаемый мир формальными свидетельства­ми о его реальности, убедить зрителя в правдоподобности мифа. Для высокого уровня общекультурной и художественной образованности характерно мнение, что любой предмет может восприниматься эсте­тически. Таким примером выступает живопись петербургской группы «некрореалистов», шокирующих зрителей изображением смерти и де­кларирующих расширение сферы искусства не только изображением жизни, но и смерти, её проявлений. Возникнув в конце 80-х годов, кар­тины художников этой группы быстро вошли в знаменитые музейные и галерейные экспозиции, в каталоги и альбомы. Несмотря на извест­ность в поле искусства, массовый зритель всегда относился резко от­рицательно к их творчеству.

Подход к художественному произведению как тексту (гипертек­сту) предполагает исследование его смысловых линий. Французский теоретик проблем современного художественного творчества Р. Барт трактовал творение текста как производство смысла, что предполагает однородность и симметричность как процессов творчества, так и вос­приятия. Истинный художник ставит себя на место зрителя и непред­взято стремится оценить своё творчество. Текст произведения всегда парадоксален, поскольку обладает бесконечностью толкования, посто­янным преодолением своих собственных границ. Р. Барт, как убежден­ный противник однозначных толкований, утверждал, что в тексте нет мирного сосуществования смыслов, — текст пересекает их, движется сквозь них; поэтому он не поддается даже плюралистическому истол­кованию, в нем происходит взрыв, рассеяние смысла. Действительно, множественность текста вызвана не двусмысленностью элементов его содержания, а пространственной многоликостью означающих, из ко­торых он соткан.

Именно поэтому Р. Барт высказал идею о символической «смерти автора» в современном произведении, поскольку главными создателя­ми смысла становятся зритель, читатель, слушатель. Художественный смысл возникает в процессе восприятия [4, с. 384]. Парадоксальность художественного текста заключается в несоответствии образного и формального начал. Истинное существование произведения искусства осуществляется благодаря способности воображения, соотносящей текстовые смыслы и «вторичные продукты» [4, с. 414]. Впечатление от произведения искусства создаётся усиленной работой фантазии,

Соседние файлы в папке Уч-к Галерейное дело