Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Белов решения.docx
Скачиваний:
83
Добавлен:
16.04.2015
Размер:
718.77 Кб
Скачать

Белов с.А.:

Необходимо смотреть на то, как служащий высказывал свое мнение. Возможны 3 ситуации – действовал в пределах полномочий, действовал за пределами своих полномочий, действовал как частное лицо. Сразу отметём –как частное лицо он мог действовать «у себя на кухне». Хотя ответ можно строить и на субъективном критерии – как он представляется публике. Если даже он «в штатском», вне служебного времени, но представляется как какой-либо служащий, ДЛ – тогда естественно он воспринимается как представитель власти и должен отвечать за свои действия как за действия при осуществлении властных функций.Возможен и еще критерий – получена ли оглашаемая информация в рамках осуществления им властной деятельности.

На СМИ он явно был представлен как представитель власти – тогда встает 2 вопроса – 1) действовал ли он в пределах полномочий, 2) действовал ли он от имени органа. От имени органа он мог действовать лишь в случае, когда он действовал в пределах полномочий.

Если он действовал в пределах полномочий – тогда отвечает в любом случае орган, а этого служащего нельзя привлечь к гражданскойответственности – он действовал в полномочиях. Если же служащий действовал вне пределов полномочий, то отвечать все равно будет орган перед ЮЛ – т.к. служащий был представителем власти. Но служащий уже может быть привлечен к ответственности за нарушения, допущенные при реализации властных полномочий, в общем виде закрепленных за органом.

Вторая развилка – гражданская ответственность органа – возмещение вреда. 2 возможности – если орган в лице служащего или ДЛ действовал за пределами своих полномочий, то будет действовать общий порядок возмещения, установленный ст.1069 ГК. Если же орган действовал в пределах полномочий, то возможны 2 варианта – он будет отвечать, если это прямо предусмотрено (например, при запрете публичного выражения любого мнения); либо орган будет отвечать, если оглашенные сведения, мнения не соответствуют действительности.

Применительно к органу как ЮЛ – он хоть и действует в хозяйственных отношениях как ЮЛ, с правами ЮЛ, но он не может отвечать как ЮЛ за реализацию собственных полномочий.

Ответчиком в любом случае будет не финансовый орган, т.к. иск хоть и за счет казны, но вопрос об установлении истинности высказываний, наличия полномочий и т.п. должен доказывать орган, который может наделять служащих или ДЛ этими полномочиями.

Задача 6

17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 12. Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти

Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

§ 13. Делегирование полномочий

Делегирование полномочий органа исполнительной власти – это передача полномочий от одного органа другому. По общему правилу, делегирование полномочий допускается только для высших органов исполнительной власти общей компетенции (например, Правительства РФ),поскольку эти органы несут ответственность за реализацию всех полномочий исполнительной власти соответствующего уровня и организуют их осуществление. Для других органов делегирование как правило невозможно, если это специально не предусмотрено нормативными правовыми актами.

Среди таких возможностей действующее законодательство допускает два.

Первая- передача полномочий федеральными органами исполнительной власти полномочий создаваемым этими органами своим территориальным органам.

При распределении полномочий между центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти и его территориальными органами полномочия сохраняются у одного ведомства, но их осуществление распределяется по территории страны в целях приближения субъекта принятия решений к объекту управления.

Вторая - это передача полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по соглашению между ними в соответствии со статьей 268 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 

Очевидно, что сторонами соглашения необходимо считать федеральный орган исполнительной власти и высшей исполнительный органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Определение полномочий органов исполнительной власти относится к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а не высшего должностного лица. Между тем, в соглашении определяются полномочия конкретного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Впоследствии во исполнение заключенного соглашения необходимо будет внести изменения в положение о соответствующем органе, что также относится к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что органы исполнительной власти, между которыми предполагается осуществить передачу полномочий, сами не принимают окончательного решения о передаче полномочий. Решение принимается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), то есть вышестоящими органами и должностными лицами.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий. Из смысла указанной нормы вытекает, что федеральный орган исполнительной власти продолжает нести ответственность за осуществление своих полномочий, преданных на региональный уровень. В этих условиях федеральный орган исполнительной власти должен осуществлять всеобъемлющий контроль за осуществлением переданных полномочий.

Характерно, что законодатель не упоминает о контроле и ответственности за осуществление полномочий при обратной передаче полномочий с регионального уровня на федеральный. С учетом сложившейся в Российской Федерации систему взаимоотношений органов власти разных уровней достаточно сложно урегулировать вопрос о контроле региональных органов за действиями федеральных, еще сложнее практически реализовать такой контроль. Таким образом, передача полномочий с регионального уровня на федеральный крайне затруднена и практически невозможна