Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Mchp_2014_-_Vse_Voprosy_K_Ekzamenu.docx
Скачиваний:
123
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
431.91 Кб
Скачать

19 - Определение права, применимого к отношениям с иностранным элементом:

порядок определения права, применимого к отношениям с иностранным элементом;

Центральная норма в вопросе определения права, применимого к отношениям с иностранным элементом, ст 1186 ГК. Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, ГК, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации. Если существует МД, содержащий коллизионную норму, то необходимо применять МД, а не ГК. Например, если имеют место отношения между ЮЛ РФ и ЮЛ Украины, то будет применяться не ГК, а положения Минской конвенции. Дальше упоминается об обычаях. О каком обычае идет речь? В доктрине есть мнение, что РФ должна признавать всем обычаи. Согласиться с этим нельзя. Речь идет об обычаях, касающихся коллизионных вопросов. Эта норма направлена на определение применимого права. Значит, и обычаи должны определять применимое право. На практике обычаи не определяют применимое право, либо определяют крайне редко. Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем (МКА), устанавливаются законом о международном коммерческом арбитраже. Напрямую в этом законе этот вопрос не решается. Но это положение является очень важным. МКА более свободен в выборе применимого права, чем государственный суд. То есть предполагается, что МКА может отступить от тех коллизионных привязок, которые содержатся в российском законодательстве. Если в соответствии с пунктом 1 статьи 1186 ГК невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано. Законодатель принцип тесной связи ввел как резервную коллизионную привязку. Если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается. О каких МД идет речь? «Если есть договор, который содержит материально-правовые нормы» - это договоры об унификации. Получается, если есть нормы материального права, то коллизионные нормы применяться не должны. В договоре должны быть отношения урегулированы полностью. Но таких договоров не существует. Даже в таком глобальном договоре как конвенция о международной купле-продаже 1980, прямо сказано – вопросы перехода права собственности эта конвенция не решает. Таким образом, даже если договор по унификации регулирует подавляющее большинство вопросов, необходимо определять применимое право для применения его к отношениям, не урегулированным международным договором.

правовое регулирование;

Правовое регулирование права, подлежащего применению к отношениям с иностранным элементом, осуществляется с помощью коллизионных норм. Они могут быть установлены как на международном уровне, так и на национальном уровне. На международном уровне правовое регулирование данного вопроса может быть осуществлено в нескольких формах. Во-первых, это могут быть международные многосторонние договоры, посвященные именно вопросу о применимом праве. К ним относится Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986. Во-вторых, это могут быть международные договоры хоть и не направленные специально на определение применимого права, но содержащие коллизионные нормы. К таким международным договорам относится Минская конвенция о правовой помощи 1993. Наконец, это могут быть двусторонние договоры между государствами, желающими урегулировать какие-либо отношения между собой, и содержащие коллизионные нормы. Кроме того не исключается регулирование права, применимого к отношениям с иностранным элементом, международных обычаев. На национальном уровне правовое регулирование, как правило, содержится в кодексах и иных нормативных правовых актах. В РФ коллизионные нормы содержатся в ГК, СК, КТМ, других законах.

отказ в применении иностранного права.

Применение иностранного права может быть ограничено путем применения оговорки о публичном праве. Такая оговорка ограничивает действие коллизионных норм. Оговорка о публичном порядке содержится во многих национальных правовых системах, а также в международных договорах (Нью-Йоркская конвенция 1958). Суть ее заключается в том, что государство отказывается применять норму иностранного права в случае, если она противоречит публичному порядку, либо ее применение может нанести вред суверенитету или безопасности государства. Оговорка о применимом праве может касаться применения иностранного права, признания и исполнения иностранных судебных решений, а также решений коммерческий арбитражей, исполнения иностранных судебных поручений. РФ сделала оговорку о применимом праве в ряде законодательных актов. Так, норма, содержащаяся в ГК говорит о том, что норма иностранного права не применяется в исключительных случаях, и при том лишь тогда, когда последствия ее применения явно противоречили бы публичному порядку РФ. Следует отметить, что речь идет о неприемлемости именно последствий применения иностранной нормы. Если же нормы иностранного права не применяется, то при необходимости может быть применена норма российского права. Данная оговорка носит исключительный характер и не может применяться произвольно. Иное может лишить смысла существование МЧП вообще, как системы норм, призванной обеспечить защиту прав граждан и ЮЛ, возникших в силу применения норм иностранного права. Наличие принципиального различия между отечественным правом и правом иностранного государства само по себе не может служить основанием неприменения норм последнего. В ГК РФ прямо говорится о том, что отказ в применении норм иностранного права не может быть основан на отличии правовой, экономической, или политической системы соответствующего государства от системы РФ. Ограничение применения норм иностранного права возможно не только в силу оговорки о публичном праве, но и в силу действия императивных норм. Императивные нормы могут быть обычными и сверхимперативными. К последним относятся нормы, подлежащие применению к правоотношению, независимо от того, какое право подлежит применению. Устранить их действие нельзя ни соглашением о выборе права, ни коллизионной нормой страны суда. Например, такая норма содержится в Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам 1980. в нем говорится, что ничто в этой конвенции не ограничивает применения норм права страны суда в случаях, когда они являются императивными, независимо от права, применимого к договору.