Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ардов.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
421.89 Кб
Скачать

Дрататургия клоунады

Совершенно естественно, что искусство клоунады немыс­лимо без своей особой драматургии.

Драматургия клоунады существует не одно столетие. И по сей день исполняются сценки, которые рождены были еще народным искусством древней Греции, Рима, Индии и Египта. Старое здесь ценится и живет дольше, чем в других искусст­вах,— это в значительной мере объясняется тем, что в основе номеров клоунады, как правило, лежат извечные человеческие качества (и далеко не всегда положительные). Но, конечно, основной репертуар клоунов составляют созданные в наши дни произведения, посвященные злободневным событиям.

Цирковая реприза

Простейшим элементом в выступлениях клоуна является реприза. В выступлениях клоуна (особенно того, который за­полняет паузы между номерами) есть постоянная потребность в кратчайшей форме появления перед зрителями. То">ке имеет место и на эстраде: коль скоро клоун введен в эстрадный спектакль (концерт), непременно возникает надобность в кратких его выходах на публику.

Цирковая реприза — наиболее краткий, тематически чет­кий способ вызвать смех при помощи трюка или реплики. В репризе должен быть один сильный комический повод для смеха. Но могут возникнуть и дополнительные поводы (хотя краткость всей вещи почти не оставляет места и времени для этого).

В цирковых условиях и трюки должны соответствовать обстановке: не все действенные трюки (а тем более словесные репризы), обычно хорошо принимаемые в театре и на эстраде, дойдут на арене. Но и на эстраде жанр клоунады требует соответственного решения, отличного от чисто театральных форм. Впрочем, многие виды эстрадных шуток уместны для клоуна. Репризы, помимо самостоятельного существования, легко обретают место внутри клоунады. Там они, как прави­ло, обуславливаются ходом сюжета.

Как и на эстраде, в цирке не всякий трюк, не всякая сме­хотворная реплика подходит под рубрику репризы. Нужна самостоятельность этого кратчайшего сюжета: наличие своей темы и определенность этой темы. Иной раз смех вызывается трюком, жестом, мимическим моментом или репликой, не имеющими смысла вне ткани того произведения, к которому они относятся. Такой комический узел не может стать отдель­ной репризой, хотя он очень украшает номер.

Существует три разновидности цирковых реприз: словес­ные, словесно-действенные и действенные (трюковые).

Словесные репризы, как правило, наименее эффектны, и по понятной причине: в таких динамических условиях, какие су­ществуют в цирковом спектакле вообще и в клоунском жан­ре в частности, выключение действенного момента, естествен­но, ослабляет эффект номера. Но это не значит, что цирк должен отбрасывать хорошие словесные шутки и остроты.

Вот великолепный пример словесной репризы, с которой выступал клоун Борис Вяткин. Представляя свою собачку Манюню шпрехшталмейстеру, он пояснял:

— Хорошая у меня собачка, только вот шерсть у нее по­полам с бумагой!

Репризы словесно-действенные совмещают остроумное слово с действием, игрою на арене. Приводим два примера словесно-действенных реприз.

В дни Великой Отечественной войны Карандаш, принимая участие в подготовке манежа к следующему номеру, вместе с униформистами подметал опилки, покрывающие арену. За­кончив свою работу, он бросал метлу посреди манежа и на­меревался уйти. Шпрехшталмейстер останавливал его и пред­лагал убрать метлу. Карандаш отказывался. Но почему? — спрашивал шталмейстер. И Карандаш, пожимая плечами, отвечал одним-единственным словом:

— Война!..

Надо было знать множество случаев, когда недобросовест­ные люди сваливали на войну собственное нерадение, прома­хи и поступки, чтобы оценить этот лаконичный ответ клоуна1.

Узбекский клоун Икрам Юсупов исполняет такой номер. Он выезжает на арену верхом на ишаке. Ишак останавли­вается, и Юсупов просит шпрехшталмейстера ударить живот­ное, таким образом заставив его сдвинуться с места. Штал­мейстер спрашивает, почему Юсупов сам не может ударить своего ишака? И следует ответ:

— Понимаешь, не хочу портить отношения...2

Эта реприза всегда принимается на «ура», потому что здесь в яркой и типично цирковой форме подана мысль, кото­рая знакома почти каждому из сидящих в зале.

К словесно-действенным репризам мы вправе отнести и те репризы, где живое слово заменено надписью, вывеской, пла­катом — короче, печатным или рукописным текстом. Так, на­пример, изображая диссертанта, который оглашает свой за­ведомо никчемный труд, написанный им с целью получить научную степень, Карандаш делает вид, что переливает нечто из одного ведра в другое и обратно. А на одном ведре напи­сано «пустое», на другом — «порожнее»... Так реализуется общеизвестная пословица: «Переливать из пустого в порож­нее».

Репризы действенные тоже могут быть оснащены текстом, но тут текст только подготавливает чисто игровую развязку.

В качестве примера реприз, вовсе лишенных текста, мож­но указать на те репризы-пародии, к каким прибегают обычно коверные клоуны после демонстрации сложного циркового номера. Эти пародии, как правило, пантомимичны.

Карандаш после номера с фокусами выходит на середину манежа и жестами приглашает зрителей смотреть, как он покрывает простыней пустой участок арены. Затем он руками

1 Автор этой репризы писатель Леонид Ленч.

2 Автор — Я- Дымской.

делает пассы фокусника и сдергивает простыню. Под ней ока­зались теперь огромные и смешные башмаки самого Каран­даша, которые он успел только что снять, и клоун босиком убегает за кулисы под громкий смех зрителей.

Великолепная действенная реприза!

Известна реприза, построенная на действии: клоун вы-» носит на шесте поднос с двумя десятками стаканов, напол­ненных цветной жидкостью, балансирует им, а затем делает вид, что роняет на голову кому-то из зрителей. Стаканы при­креплены к подносу, и испуг зрителя лишен основания, тем более, что в стаканах даже нет жидкости: просто окрашены их внутренние стенки. (Иногда вместо подлинного посетите­ля цирка эту репризу делают с «подсадкой», то есть с артис* том, изображающим зрителя.)