Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
корольков / Бизнес-ангелы вложение в посевную стадию и стартап.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
196.1 Кб
Скачать

Объем средств, которые бизнес-ангелы инвестируют в проекты на самой ранней, «посевной» стадии, растет назло кризису

Венчуреет, сонмы бизнес-ангелов слетаются на посевную… Так образно можно представить выводы из недавних исследований европейских и американских экспертов. Объем средств, которые бизнес-ангелы инвестируют в проекты на самой ранней, «посевной» стадии, растет назло кризису. По крайней мере за рубежом.

Бизнес-ангелы — вообще рисковые ребята, какая бы экономическая конъюнктура ни стояла на дворе. Впервые их как феномен подробно описал американский профессор Уильям Уэтцель из University of New Hampshire около тридцати лет назад; с его же легкой руки в деловом обиходе прижился и сам термин. Уэтцель определил бизнес-ангелов как частных инвесторов, которые вкладывают личные средства в стартапы или же в проекты, которые вообще находятся на стадии «посева», то есть существуют лишь в виде идеи. Средства, как правило, относительно скромные — от 50 тысяч до миллиона долларов, идеи — инновационные, обычный инвестиционный горизонт — от 3 до 7 лет; риск большой, зато потенциальный выигрыш при удаче может составить тысячи процентов. Бизнес-ангелов на Западе расплодилось великое множество. Согласно данным Center for Venture Research в США в 2007 году около 258 тысяч ангелов профинансировали 57 тысяч проектов на общую сумму в 26 млрд долларов.

В стройном ряду инвесторов бизнес-ангелы занимают свое «свято место». Одесную от них стоят венчурные фонды, которым принципиально неинтересны проекты, требующие менее одного–двух миллионов долларов инвестиций, и которые в основной своей массе чураются стартапов. А ошую — стихийные любители финансировать новорожденные компании. Их обычно называют «три F» (friends, family, fools — друзья, семья и дураки). Бизнес-ангельская ниша на поверку оказывается весьма привлекательной: в США и Западной Европе ангелы сообща инвестируют приблизительно такой же объем средств, как и венчурные фонды, зато в гораздо большее число проектов.

Кризис внес неожиданные коррективы в поведение западных бизнес-ангелов: они все более охотно вкладываются в проекты на самых ранних стадиях. Объем «посевных» инвестиций в 2008-м, например, увеличился более чем на 19% по сравнению с предыдущим годом, как свидетельствует исследование MoneyTree, проведенное компанией PriceWaterhouse Coopers. И это в то время, когда инвестиции венчурных фондов из-за кризиса становятся все тяжелее на подъем.

Как с этим обстоят дела в России?

Угодники венчура

«Как может сказаться кризис на том, чего в России пока толком и не возникло?» — риторически вопрошает Александр КАШИРИН, бизнес-ангел с почти десятилетним стажем и председатель Национального содружества бизнес-ангелов России (СБАР). По его прикидкам, на всю страну сейчас наберется не более двух сотен бизнес-ангелов, которые сообща наскребли примерно 500 млн рублей «на посев», а по-хорошему России требуется около ста миллиардов «посевных» рублей.

Сам Александр Каширин — бизнес-ангел идейный. В 1999 году он, владелец консалтинговой компании, в соавторстве разработал и опубликовал концепцию стратегического развития России в начале XXI века. Наставить всю Россию на путь истинный не получилось: концепцию пообсуждали на научных конференциях, но достучаться до государства не удалось. Тогда-то Каширин и подался в бизнес-ангелы, чтобы на практике научиться задействовать интеллектуальный ресурс, каковой только и может, согласно его собственной теории, обеспечить опережающее развитие страны в постиндустриальную эпоху.

Размах, понятно, получился не государственный — сообразно имевшимся в наличии небольшим средствам. Бизнес-ангелы — существа одухотворенные, болеющие за своих подопечных, поэтому о собственных восьми запущенных проектах Александр Каширин может рассказывать подолгу, сразу же выкладывая продукты и проспекты на стол:

— Вот, например, мы открыли целое новое явление: виброизображение. Оказалось, что можно определять психофизическое состояние человека, регистрируя с помощью видеокамеры микровибрации отдельных точек на его теле. Как применять такое? Аэропорты Домодедово и Пулково уже используют эти системы, чтобы выявлять при досмотре потенциально опасных пассажиров. Человек, задумавший теракт, может держаться уверенно и не вызывать подозрений, но он не в состоянии контролировать частоту и амплитуду рефлекторных микроперемещений. «Смятение чувств» сразу же видно на экране монитора. Мы с этой технологией продолжаем «баловаться» — и открываем все новые применения. Выяснилось, что ее можно использовать и для диагностики заболеваний, и в качестве детектора лжи! Другая моя компания разработала не имеющий аналогов в мире тренажер для тренировки дыхательных мышц в движении. Сборная России по плаванию тренажер использует — и не без его помощи уже установила два мировых рекорда. А еще мы создали компактную установку нового поколения для обеззараживания воздуха в помещениях, которая в миллион раз эффективнее применяемых обычно ртутных ламп… Да мало ли идей. Знали бы вы, какие у нас есть суперпроекты! Только финансировать их пока нечем.

«Посев», по логике, рано или поздно должен заканчиваться «жатвой». Каков финансовый итог бизнес-ангельских инвестиций и радений? Европейская сеть бизнес-ангелов (EBAN) подсчитала, что для ее членов возврат на вложенные средства происходит в среднем с коэффициентом 2,6 за три с половиной года. Но тут не менее важны детали: в 52% случаев бизнес-ангелы получают на выходе меньше, чем инвестировали, зато 7% сделок окупаются более чем десятикратно. Риск есть риск! «Два-три удачных, два — неудачных, остальные пока средне», — делится своей личной статистикой по проектам Каширин. По оборотам до среднего бизнеса еще ни один проект не дотянул: лишь одна компания вышла на три миллиона долларов в год. «Все не так быстро движется, но если вы вложили 200 тысяч, а заработали за пять лет миллион — разве это плохой бизнес?» — подбадривает себя бизнес-ангел.