Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия по теории обучения и воспитания.doc
Скачиваний:
168
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
904.7 Кб
Скачать
        1. А. В. Луначарский. Что такое образование?

(Речь на открытии курсов инструкторов по внешкольному образованию)

Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать, потому что идеал далек и не должно быть такого момента, который бы человек провел без всяких результатов. Это будет моментом, который он выкрал из своей жизни. Конечно, нужен сон, нужен отдых. Но этот сон и этот отдых нужны только в тех размерах, чтобы потом, получив новые силы, наверстать потерянное время.

Говорят: кто спит, тот не грешит. Нет, кто спит сверх меры, тот грешит ужасно, теряет время, убивает время, а кто убивает время, убивает себя, убивает в себе образ человеческий, убивает общество и убивает самый идеал человечности.

Когда собираются те или иные чиновники и говорят: давайте сыграем несколько роберов и винт, чтобы убить время, они совершенно правильно характеризуют свое дело, они - четверо убийц, которые занимаются самоубийством, убийством друг друга и убийством общественно-полезного времени. Жизнь их так мелка и скудна, что только здесь, за зеленым столом, какой-нибудь акцизный чиновник или регистратор чувствует, что есть какие-то шансы, что бывает так, что повезет, что может быть большой шлем - это целое событие, других событий у него нет.

Убивать время не должен человек, который стремится к образованию. Для него все события, для него всякая мелочь ставит вопрос, для ответа на который он должен порыться в книжках, должен порасспросить и должен усвоить узнанное. А что значит усвоить: сделать своим, сделать элементом своего богатства. Настоящее богатство человека есть то, что усвоено.

1918 г. А. В. Луначарский о народном образовании. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958, с. 67-68.

        1. В. А. Сухомлинский. Павлышская средняя школа

* Физическое воспитание и проблема свободного времени и отдыха

Отдых может быть и бездельем, и активной деятельностью. Безделье в лучшем смысле этого слова необходимо как разрядка после интенсивного, напряженного труда - умственного или физического. Но в жизни человека не должно быть ни одной минуты, когда он не приобретал бы духовных богатств. Для того, кто умеет отдыхать, даже созерцание природы и произведений искусства является творчеством. Отдых лишь тогда отдых, когда кажущееся безделье является активной игрой духовных и физических сил. [...]

В отдыхе воспитанник должен видеть одно из средств не только укрепления здоровья и физических сил, но и развития сил духовных. Приучение к активному, деятельному отдыху с детства - одно из важных правил нашей системы воспитания. Отдых мы усматриваем в разумном чередовании видов деятельности, в труде, удовлетворяющем эстетические запросы, в творческом, деятельном наслаждении красотой природы. При таком подходе ребенок отдыхает повседневно, что имеет большое значение для его нормального физического и духовного развития. Источник свободного времени для такого отдыха - правильная организация умственного труда на уроках и до уроков, правильный режим труда вообще, и в частности отнесение главных, наиболее интенсивных умственных усилий на первую половину дня. [...]

Часы отдыха - самый сложный период духовной жизни, когда человек пользуется ценностями культуры, созданными другими людьми. Мастерство воспитания мы видим в том, чтобы часы, свободные от учения и физического труда, были наполнены живой, волнующей мыслью, глубокими нравственными, интеллектуальными и эстетическими чувствами. Чем богаче духовные интересы в часы отдыха, тем больше привлекает ребенка учение, умственный труд на уроках, тем больше он чувствует красоту в произведениях искусства.

Богатство мыслей и чувств в часы отдыха зависит от характера деятельности. Интеллектуальная жизнь в эти часы должна отличаться от учения. Читая книгу, выступая с докладом перед товарищами, разучивая роль в пьесе, занимаясь в кружке художественной самодеятельности, ученик чувствует, что он создает какие-то ценности для коллектива. Активное удовлетворение многогранных духовных интересов в часы, свободные от обязательных занятий, - живительный источник полноты духовных сил, оптимизма, бодрости. Отдыхом становится даже умственный труд по желанию, если в процессе этого труда ученик как бы открывает в себе новые силы, способности. У нас есть научно-химический кружок старшеклассников. Юные химики ставят интересные опыты, раскрывающие перспективы познания все новых и новых тайн природы (особенно большой интерес представляют опыты по воздействию химическими веществами на хромосомы). Нередко это бывает весьма напряженный труд, но он приносит не усталость, а отдых от учения на уроках.

Обогащая свой духовный мир во время отдыха, создавая в самом себе новые ценности, ученик воспитывает сам себя.

Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М., «Просвещение», 1969, с. 14, 161-153.

В. Н. ТЕРСКИЙ. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В ПРАКТИКЕ А.С. МАКАРЕНКО

А.С. Макаренко, как и Н.К. Крупская, пришел к твердому убеждению в чрезвычайной важности клубной работы в деле воспитания коммунистической личности.

При создании системы внеклассной работы было учтено многое, к в первую очередь такие очевидные факты:

1. Каждое занятие должно быть шагом, пусть самым маленьким, на пути достижения педагогических целей и ни в коем случае не отвлекать от них.

2. Участие детей в работе клуба должно обязательно быть добровольным. Это требовало такой постановки дела, чтобы занятия были непременно интересными, увлекательными, удовлетворяли запросы и вкусы детей.

3. В клубных занятиях одновременно должны сочетаться отдых, развлечение, учеба, труд и самые различные виды деятельности.[...]

Система внеклассной работы Макаренко характеризуется педагогической целесообразностью всех действий.

Она отличается также богатством различных перспектив: ближних, средних и дальних, прицелом в конкретные цели на различные дистанции.

Поясним это положение примерами. Сегодня что-то скучновато, ребята приуныли, повесили носы. Надо развеселить, приободрить. Это очень близкая цель. Бьем, можно сказать, в упор. Подготовили импровизацию, поставили спектакль, и через 2 часа цель достигнута - мажорный, бодрый тон восстановлен. Иногда этого можно достигнуть еще быстрее - просто удачной шуткой.

А вот средняя перспектива. Население, окружавшее коммуну, было вначале идеологически очень далеко от коммунистических устремлений. Хуторяне-единоличники вовсю гнали самогон, браконьерствовали, пьянствовали и дрались. Надо было либо отгораживаться от окружавшего населения забором до неба, либо перевоспитывать это население. Избрали, конечно, последнее, потому что понимали безусловную необходимость бороться за коммунизм и за пределами коммуны.

Это было уже более длительное и сложное дело. Не будем повторять того, что по этому поводу написал Антон Семенович в «Марше 30 года». Добавим только, что тут был создан комплекс влияний; одним драмкружком задачу решить было невозможно. Подробный рассказ об этой борьбе составил бы целую книгу. Прошло более семи месяцев, и жители Шишковки стали определенно переходить на позиции коммуны. По времени это была средняя перспектива.

Обычно средняя перспектива отличалась от ближней и большей значимостью цели, и более длительным трудом, и большим количеством усилий.

Достижение ближней перспективы напоминало игру, матч, сражение, атаку, штурм, бой. Достижение средней перспективы носило характер сложной, длительной игры - труда, целой войны с боями, осадой и многими операциями и сражениями на бескровном, не разрушительном, а созидательном фронте педагогики, который В. В. Маяковский хорошо назвал фронтом науки, учебы, труда.

Откуда пришли тут эти тревожные слова «война», «сражение», «бой», «атака»? Слова «война», «сражение», «бой», «атака» нужны здесь для того, чтобы показать главнуюответственность педагога за обязательность победы в любом деле которое осуществляет воспитательный коллектив. Это тоже очень характерная черта системы Макаренко, и ее необходимо подчеркнуть трижды. Педагоги были рады и счастливы чувствовать себя ответственными и полномочными солдатами Революции, которые не имели права не побеждать. Многое мог простить А.С. Макаренко педагогу, но никогда не прощал бездумья, провала, безответственности, залихватского неподготовленного наскока.

В качестве примера дальней перспективы приведем авиадела. Далеко-далеко надо было видеть, до самого горизонта человеческой жизни, чтобы в поступившем в колонию оборвыше увидеть будущего конструктора, изобретателя, образованнейшего человека, героя-летчика, прекрасного сына Родины.

А этого сразу никаким наскоком или трюком не сделаешь. Тут необходимо иметь в голове и в душе строго продуманный рабочий план действий на многие годы. Сначала этого ощетинившегося дикаренка надо вымыть, остричь, одеть и в порядке достижения ближней перспективы во что бы то ни стало удержать в колонии, чтобы он не убежал. Значит, надо понять его вкусы, интересы, желания, уметь считаться с ними, понять его, какой он есть, принять его в свое сердце, стать ему другом, другом не только желанным, но и ведущим, авторитетным. Этого никто сам не сделает, но помощь всех в коллективе Макаренко была всегда обеспечена. Все помогут новичку увидеть в тебе именно такого желанного друга, какой является воплощением всех человеческих достоинств, и новичок будет смотреть на тебя как очарованный и пойдет за тобой в огонь и в воду. И начинается долгий путь к далекой цели. Ты делаешь с ним планеры из старой ученической тетради и, собрав три десятка таких же, как он, мальчишек, устраиваешь перелет на этих бумажных планерах к «Северному полюсу», который обозначен флажком в конце двора. Это страшно интересное занятие, вполне соответствующее интересам и сегодняшних малышей. Ом не убежит потому, что на завтра ребята задумали новый перелет, и уже с вечер а он делает планеры почти так, как ты его научил, но уже кое-что изменяет по-своему, чтобы его планеры летели получше - ведь так хочется выиграть в этой игре.

Видимый первый итог этих занятий - двор, замусоренный бумажками, и только потому, что взрослые - скучный народ, и они не понимают, что это же не бумажки, а самолеты, геройски погибшие при перелете на полюс, и что убирать их совсем не так важно, как делать новые, чтобы все-таки достичь полюса.

Не сразу удалось приобрести бамбук и другие материалы для изготовления самых простых схематических авиамоделей. Еще больше времени прошло, пока ребята смогли делать фюзеляжные, с бензомоторчиком. Казалось, целая эпоха прошла, когда, уже юношами, коммунары полетели на планерах.

Не так уж много летчиков дала стране коммуна имени Ф.Э. Дзержинского, но все они геройски сражались с фашистами. Коммуна сделала все, что могло сделать одно детское учреждение.

Если педагог не видит дальше собственного носа и для него внешний порядок дороже детей, то он может даже пресечь начинания, подобные запуску бумажных планеров, поскольку в этом он усмотрит лишь нарушение правил чистоты и даже пустую и глупую забаву, которую надо заменить более полезными практическими делами. И заставит такой «пень» чудесных фантазеров-малышей ограничиться мытьем полов, уборкой двора и выпуском стендов. А когда притиснутые скукой, престо от тоски расквасят ему детишки нос гвоздем из рогатки, то полезет ему в голову всякая чепуха вроде того, что дети плохие пошли.

Но бывает, что под влиянием такого малоприятного события он наконец-то сообразит, что всему причиной он сам. А вот видеть перспективу до конца он не научился и потому кинется в развлекательство детей - лишь бы их чем-то занять.

И начинается тогда разложение детей развлечениями, ведущими не к нашим целям, а проводимым лишь во имя спасения собственного носа. А может, он решит подавить волю и размах детей силой организованного педагогического аппарата, а потом будет хвастать ини­циативой воспитанников, их творчеством, подбрасывая детям собственные убогие выдумки, выставляя подражателей творцами и понимая детскую самодеятельность как собственную деятельность, «творчески» освоенную забитыми зубрилами и мальчиками на побегушках. Такие педагоги могут достичь относительной безаварийности в своей работе. Они могут воспитать послушных людей, но нас не удовлетворяют они своей ограниченностью. Это не наш идеал.

Итак, мы отметили следующие характерные черты системы внеклассной, клубной работы А.С. Макаренко:

1. Педагогическую целенаправленность всех действий.

2. Композицию средств и методов, слитность их.

3. Полную ответственность каждого за доверенное ему дело.

4. Методику действия и движения от самых простых увлечений, от интересов детей к ближним, средним и дальним педагогическим целям силами всего коллектива. [...]

В клубных занятиях, даже с малышами, всегда были уже элементы труда, но преобладала забава. С возрастом доля забавы в занятиях убывала, но отдых, любимый отдых был в труде всегда налицо. Но этот отдых никогда не был скучным бездельем. Дело вкуса - отдыхать так или иначе. Но вкус можно и надо воспитывать.

Можно привить вкус к безделью, хулиганским выходкам, пьянству и низменным наслаждениям, а можно воспитать любовь к отдыху умному, красивому, развивающему человеческие силы.

Одной из важнейших задач воспитания является задача научить детей отдыхать хорошо, интересно, весело, отдыхать так, чтобы отдых действительно помогал и лучше трудиться, и лучше учиться - словом, по-настоящему жить.

Задача организации и проведения повседневных занятий по воспитанию хорошего вкуса к отдыху была одной их главных задач внеклассной работы в практике Антона Семеновича Макаренко.

Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М., «Просвещение», 1966, с. 46-49, 59.

Н. К. КРУПСКАЯ. КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ

Самое сажное - это не смотреть а ребенка как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или игрушку.

Надо научиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите, пусть не могущего еще быть борцом и строителем, но все же человека, притом человека будущего. Надо научиться видеть в нем будущего товарища по борьбе. Так смотрел на ребят Ленин. Он заботился о ребятах - об улучшении их питания, снабжения, о стройке школ, о детских библиотеках и пр., он умел с ними играть, поднимая иногда отчаянную возню, умел влезать в их детскую шкурку, но в то же время и о серьезных вещах он говорил с ними, говорил по-серьезному, особенно с подростками; терпеть не мог баловства, распущенности, которые царят иногда в интеллигентских семьях, - так борца за дело пролетариата не воспитаешь. «Мы боремся лучше, чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят...- писал он. - Мы уже закладываем фундамент нового здания, и наши дети достроят его»* (* Ленин В. Я. Поли. собр. соч., т. 23, с. 256-257.). Вот почему призывал Ленин работниц учить своих детей беспощадной борьбе с буржуазией. Работницы, писал он, должны «будут говорить своим сыновьям «Ты вырастешь скоро большой. Тебе дадут ружье. Бери его и учись хорошенько военному делу. Эта наука необходима для пролетариев - не для того, чтобы стрелять против твоих братьев, рабочих других стран... а для того, чтобы бороться против буржуазии своей собственной страны, чтобы положить конец эксплуатации, нищете и войнам»** (** Там же, т. 30, с. 137-138.) . Ленин стоял за то, чтобы растить Гуголодое поколение способным к борьбе и на трудовом фронте, - вот почему он стоял за политехническое образование, за коллективный труд молодежи. Так и надо делать. Так и надо воспитывать нам наших ребят, воспитывать к борьбе, к победам па трудовом фронте, воспитывать из ребят сознательных коллективистов. Делаем ли мы это и так ли, как надо?

1930 г. Пед. соч., т. 6, с, 204-205.