Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОСМ-УП.doc
Скачиваний:
804
Добавлен:
10.04.2015
Размер:
5.48 Mб
Скачать

Вич- инфицированные и больные спиДом в пенитенциарной системе

Катастрофический рост числа ВИЧ инфицированных и больных СПИДом, находящихся в учреждениях уголовно-исправительной системы (УИС), связан не только с тем, что эпидемия этого недуга получает все большее распространение в нашем обществе в целом, но и с особенностями национальной карательной политики. Действующее законодательство относит употребление наркотиков к условно наказуемым деяниям, в то время как известно, что внутривенное введение психоактивных средств – основной эпидемиологический фактор инфицирования. Поэтому национальным способом борьбы с наркоманией и профилактики СПИДа фактически является изоляция наркоманов в стенах пенитенциарных учреждений.

После принятого нового Уголовно-исполнительного кодекса прошло уже несколько лет, но лечебно-исправительных учреждений для людей с ВИЧ инфицированных как не было, так и нет. Попытки их создания вызывают резкие протесты руководства регионов и самого населения. Практически все главы субъектов РФ категорически отказались размещать на своей территории специализированные лечебно-исправительные учреждения.

Вопрос содержания ВИЧ – инфицированных не только медицинский, сколько социальный, поскольку в нашей уголовно-исправительной системе само понятие «условия содержания» – уже в определенной мере есть часть наказания. Несомненно, режим в лечебно-исправительных учреждениях значительно легче. Но целесообразно ли помещать преступников в облегченные условия только потому, что у них выявлен вирус? В подавляющем большинстве эти люди долго остаются соматически здоровыми, а, связанное с заражением ВИЧ, снижение иммунитета и развитие заболеваний с ним связанных – процесс достаточно длительный.

Медицинская служба Главного Управления УИС предприняла попытку ассимилировать ВИЧ – инфицированных заключенных среди здоровых осужденных, однако это вызвало сопротивление со стороны здоровых. Да и сами инфицированные, как оказалось, предпочитают изолированное содержание. Иными словами, эта проблема далеко не однозначна и потребует проведения большой работы не только по законодательному нормотворчеству, но и санитарному просвещению всего населения: испугать СПИДом мы сумели, а вот объяснить населению, что ВИЧ – инфицированные в быту не опасны и такие же люди, имеющие те же права человека, как и все, еще не смогли.

В криминальной среде широко распространен татуаж, представляющий реальную угрозу заражения вирусом иммунодефицита тех, кто не употребляет наркотики и не имеет гомосексуальных контактов. В регионах, уже накопивших опыт работы с ВИЧ инфицированными, сложилась практика обследования на ВИЧ всех, поступающих в следственные изоляторы. И, пожалуй, это оправдано, так как выявляется огромное количество носителей вируса. Комитет Министров Совета Европы относит скрининг (с некоторыми оговорками) к эффективным методам контроля за распространением инфекции.

Если считать заражение вирусом иммунодефицита личным делом человека и забыть о безопасности общества, мы рискуем получить новый виток роста заболевания СПИДом. Одним из механизмов заражения является переливание препаратов крови. Любой, кто имеет хоть малейшее отношение к службе препаратов крови, знает, что в большинстве своем донорами становятся люди, которым не хватает денег на хлеб и водку. Последние – зачастую бывшие клиенты пенитенциарных учреждений.

Обследование на ВИЧ весьма дорогостоящи. При существующем финансировании УИС не в состоянии повсеместно организовать собственную службу лабораторной диагностики. Поэтому обследование спецконтингента в настоящее время проводится, как правило, на базе учреждений здравоохранения. Информация о выявленных ВИЧ инфицированных передается в Центры по борьбе со СПИДом.

Таким образом, создается определенный барьер на пути распространения инфекции.

Голодовка в тюрьме. Во всех случаях голодовки отношения врача и пациента должны носить индивидуальный характер. Врач должен обсуждать с пациентом только здоровье, его решения в отношении здоровья. Врач должен соблюдать врачебную тайну, помня о том, что вся информация, полученная при оказании помощи, является тайной, а не только то, что относится к здоровью пациента. Если пациент только «пугает» голодовкой, и это становится известно врачу, он не должен обнародовать эту информацию. В противном случае это будет нарушение конфиденциальности и может подтолкнуть пациента к катастрофическим последствиям. Врач обязан убедиться, что голодовка является действительно разумным актом компетентного человека, а не симптомом психического заболевания. Врач обязан проинформировать пациента о возможных последствиях голодания для здоровья. Врач не должен принимать участия в принудительном кормлении, которое является формой пытки.