Скачиваний:
36
Добавлен:
09.04.2015
Размер:
33.79 Кб
Скачать

14 1. Учение В.А. Фаворского о целостности художественного произведения как основа его «теории композиции»

В.А. Фаворский, исходя из давней традиции эстетики, учения о красоте, утверждает, что человеческому переживанию красоты присуще чувство целостности. Поэтому читатель, осознает он это или нет, не может дать положительную оценку книге, в которой развороты зрительно как бы разваливаются надвое. И чтобы разворот воспринимался читателем целостно, объединительные силы наружных полей должны быть хоть на сколько-то больше сил средника, работающих на разъединение.

Любой элемент книги существует в ней как часть архитектонического целого. Смысловая разбивка текста на части зрительно выражается в системе рубрицирования, в определенных пространственных сигналах. Спусковая начальная и неполная концевая полосы текста, абзацные отступы или акцентировка их буквицей, отбивка заголовков, подзаголовки, втянутые в полосу или вытянутые на поле – все это сигналы, помогающие соотнести части с целым.

«Разворот книги дает ритмическое отношение частей – столбцов и полей – друг к другу и к целому, подобно тем ритмическим отношениям, какие мы видим на памятнике: фигура – пьедестал – целое; соотношение их центров тяжести и общего центра тяжести» - В.А. Фаворский О графике, как об основе книжного искусства.

2. Томас Бьюик и Алоизий Зеннефельдер, их место в истории графики

Совершить переворот в деле печатания иллюстраций выпало на долю Алоизия Зеннефельдера. До 1792 года он учился в университете Ингольштадта, где изучал право и одновременно пробовал свои силы в написании театральных пьес — так, его пьеса «Знаток девушек» была поставлена в Мюнхенском театре в 1792 году и выпущена отдельным изданием. После смерти отца, чтобы поддержать семью, Зеннефельдер стал проводить опыты по печатанию своих произведений для продажи. Безденежье в доме было отчаянное, и, возможно, благодаря этому Зеннефельдеру удалось сделать свое открытие: поскольку у него не было денег даже на покупку шрифтов, он стал пытаться делать углубленные матрицы для отливки букв из стали, чтобы затем, путем их вколачивания в кусочки грушевого дерева, получить деревянные буквы. Конечно, вытисненные таким образом буквы разбухали и не годились для работы, но затем он попытался вырезать текст и вытравливать на медной пластинке. У Зеннефельдера не было ни опыта, ни денег на покупку соответствующего оборудования, и он мог оперировать только с одной медной пластинкой, которая скоро пришла в негодность. Тогда он стал вырезать текст на цинковой тарелке, чтобы затем производить травление, но тарелка была сделана из смеси цинка со свинцом, плохо поддававшейся травлению азотной кислотой.

В то время в Мюнхене для выстилания полов в домах пользовались известняковым шифером, который отличался мелкозернистостью и слоистостью и был удобен при обтесывании и шлифовке. Плиту из этого камня Зеннефельдер купил для растирания на ее полированной поверхности краски, которую он сам делал из воска, мыла и смолистой сосновой сажи.

Однажды, в июле 1796 года, в дом Зеннефельдеров пришла прачка за бельем. Поскольку у него не было под рукой клочка бумаги, чтобы записать, сколько штук какого белья отдано в стирку, Зеннефельдер записал список краской на камне. Когда прачка ушла, он решил попробовать, нельзя ли при помощи азотной кислоты вытравить на камне белые места, чтобы текст выделялся выпукло и чтобы можно было печатать с полученного таким образом клише. Он обложил надпись по краям бортиком из воска, непроницаемым для азотной кислоты, и после травления заметил, что камень разлагается, а текст, написанный смолистой краской, травлению не поддается, становясь выпуклым по мере травления камня. После ряда неудач Зеннефельдер приспособился к печатанию с каменного клише. Сообщив об этом изобретении своему знакомому, композитору Глейснеру, Зеннефельдер попробовал напечатать ноты написанного им «Марша пфальцбаварских войск» (рис. 3); дело пошло на лад после того, как мать ухитрилась заказать для Зеннефельдера станок для печатания за 6 гульденов. На продаже 100 экземпляров нот компаньоны — изобретатель и композитор — заработали 70 гульденов и стали издавать другие ноты. Зеннефельдер не прекращал экспериментов и совершил еще более важное открытие. При проведении опыта он взял лист старой книги, смочил его смешанной с гуммиарабиком водой и затем стал тонким слоем накладывать на лист краску. При этом он заметил, что краска хорошо пристает к напечатанным давным-давно жирной типографской краской буквам, и не пристает к смоченным гуммированной водой чистым местам страницы. Попробовав сделать отпечаток, Зеннефельдер увидел, что текст старой книги после смачивания листа и нанесения краски отпечатался на бумаге — только, конечно, в обратном виде. Тогда Зеннефельдер нанес на камень текст жирной краской и попробовал печатать, смачивая камень гуммированной водой. Результаты оказались превосходными: вода, смешанная с гуммиарабиком, впитываясь в камень, мешала краске пристать к непокрытым рисунком местам, а рисунок, нанесенный жирной краской, не только отталкивал воду при смачивании камня, но и хорошо воспринимал краску.

В 1799 году Зеннефельдер выяснил, что в случае придания камню некоторой шероховатости на нем можно рисовать карандашом, сделанным из воска, мыла, талька и сажи. Тогда же появилось издание духовной песни о Христе, напечатанной типографским способом, с изображением Христа, выполненным литографским способом, — путем перенесения рисунка.

В течение первого десятилетия XIX века литографии открывались во многих городах Европы, а с третьего десятилетия литография заняла господствующие позиции в области иллюстрирования книг. В XIX веке литографию использовали для печати книжных иллюстраций и обложек, альбомов и репродукций с картин, оберток для мыла и конфет, коробок для папирос, прейскурантов и плакатов, и многой другой продукции.

БЬЮИК, ТОМАС (Bewick, Thomas) (1753–1828), английский гравер и иллюстратор, мастер гравюры на дереве. Родился предположительно 10 августа 1753 в Черриберне, близ Ньюкасла. Свое детство он описал в книге «Воспоминания Томаса Бьюика», написанные им самим (опубликована в 1862). В 1767 был отдан в обучение к Ралфу Бейлби (1743–1817), единственному в то время граверу в Ньюкасле. Завершив образование, Бьюик отправился путешествовать по Шотландии, посетил Лондон. Свою небогатую событиями жизнь художник провел в Ньюкасле и Гейтсхеде, сначала работая вместе с Бейлби, а затем со своим сыном, Робертом Эллиотом Бьюиком.

Известность Бьюику принесли иллюстрации к работам по естествознанию Общая история четвероногих (1790) и два тома Истории птиц Британии – Наземные птицы (1797) и Водоплавающие птицы (1804). Помимо замечательных гравированных на дереве изображений животных и птиц, в этих книгах, как и в издании Эзопа (1818), проиллюстрированном Бьюиком, имеются серии тщательно выполненных концовок.

Соседние файлы в папке искусство книги билеты док