Скачиваний:
35
Добавлен:
09.04.2015
Размер:
49.66 Кб
Скачать

24 1. А.Н. Оленин об иллюстрациях к «Одам» Г.Р. Державина

Оленин Алексей Николаевич (1763—1843) — друг Державина и иллюстратор его сочинений, видный деятель русской культуры: директор Петербургской Публичной библиотеки, президент Академии художеств, археолог, лингвист и художник. Он сделал большое количество рисунков для сочинений Державина. Не найдя в России граверов, которые бы смогли выполнить гравюры для печати, Державин послал рисунки в Англию, но безрезультатно. Рукопись была возвращена Державину, однако без рисунка к оде «На взятие Измаила», на котором был изображен русский гренадер, идущий против Везувия. Державин просил Оленина, «чтоб вновь сделал оный; он медлил более года, и для того побудил его автора сей одою к исполнению обещанного им сего труда» (Об. Д., 689). Иллюстрации Оленина к стихам Державина воспроизведены в издании Грота.

Перед А.Н.Олениным стояла задача иллюстрировать Державина, соблазнительно легкая, — дело шло о «поэте-живописце», «живописные красоты» которого, по-видимому, легко могли быть перенесены в рисунок. Оленин предпочел другой путь.

В своей записке «Значение чертежей» он дает краткую программу рисунков для издания: «Изограф <...> не повторяет автора и не то же представляет в лицах первый, что второй написал в стихах. Сие повторение, довольно, впрочем, обычное, казалось ему плеоназмом: почему и старался художник домолвить карандашом то, что словами стихотворец не мог или не хотел сказать <...> а без того, может, скоро бы прискучили такие изображения, которые глазам повторяют то же самое, что воображение давно и лучше еще в понятии посредством стихов читателю представило. Он, может, пожалел бы о напрасном труде художника, если бы он ему изобразил с рачением, и несказанным Минерву, Купидона и проч. для того, что и Минерва и Купидон наименованы в поэме, и здесь явились на перекличку, а художник не записал их в нетях.

В заглавии некоторых, однако, поэм то же или почти то же изображено в лицах, что сказано в поэме. Но сие в таком только случае предпочтено иносказательному изображению, что действительное представляет столь же хорошую картину для глаз, сколько словесная кисть для разума, и художник по любви только к художеству своему не хотел оставить без начертания такой картины, где логический смысл сгруппировал лица физические согласно, картинно и оживотворил их противоположением. Впрочем, он старался, сколько возможно, пропускать такие картины, оставляя стихам всю силу действия и почитая свой карандаш последним пособием силы стихотворческой» *.

В начале 1790-х гг. Державин задумал издать свои сочинения с гравированными рисунками. Беловые рукописи 1 тома его сочинений были украшены акварельными иллюстрациями, выполненными А. Н. Олениным .Но общая идея иллюстрирования и значительная часть «программ» отдельных рисунков принадлежат Львову.

2. Искусство переплета (по материалам отдела редких книг Российской государственной библиотеки)

Искусство художественного переплета существует столько, сколько существует сама книга. В средние века многообразие материалов, из которых делались переплеты, было почти безгранично: это благородные металлы — золото, серебро, платина; слоновая кость и тд. На Руси книжный переплет стал известен только с появлением рукописных книг — кодексов. Вплоть до конца XVII века крышки переплетов делались исключительно из дерева. Переплетные доски обрезались вровень с книжным блоком и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. С наружной стороны доски обтягивались кожей, которая загибалась внутрь. Наиболее ранними, известными нам, переплетами с твердо установленной родословной являются переплеты «вкладных» книг – «оклады».

Окладным называется переплет, украшенный декоративным металлическим покрытием (окладом), выполненным из золота, серебра, золоченой или серебреной меди. Элементами украшения оклада были чеканка, скань - напаянный на переплетную крышку ажурный узор из тонкой гладкой или витой проволоки, чернь, эмаль, драгоценные камни, жемчуг и т.д. В качестве фона под оклад использовались дорогие ткани - бархат, парча, атлас или тонко выделанная кожа. Мотивы и сюжеты оформления окладных переплетов заимствовались из самой книги. Окладами снабжались преимущественно литургические книги, которые использовались во время богослужения или религиозных церемоний.

Наиболее ранним окладом считается переплет Мстиславова евангелия, построенный в XII веке в Константинополе и по мере обветшания обновлявшийся русскими мастерами. Ныне эта книга хранится в РГБ.

Первым русским точно датированным произведением окладного искусства является переплет Евангелия недельного, построенный в 1392 году по заказу боярина Федора Кошки и ныне хранящийся в Российской государственной библиотеке. Подносные книги, как и книги «вкладные», покрывались поверх материи металлом (золото, серебро, золоченое серебро, реже серебрёная медь). «Вкладные» книги – книги, жертвовавшиеся в церковь «на поминовение души». Качество переплета таких книг зависело от состояния и «старания» жертвователя.

«Обиходные» обычные переплеты помимо тиснения по коже несли на обеих крышках четыре-пять «жуков» или «жуковин» - металлических пластин ромбовидной, круглой или каплевидной формы, служивших для предохранения крышек от трения. Наиболее ранние цельнокожаные «обиходные» переплеты дошли до нас в очень небольшом числе экземпляров, как правило, новгородского происхождения.

В РГБ хранится экземпляр "Апостола" Ивана Федорова (1564), заключенный в необычный для того времени переплет: на верхней крышке цельнокожаного переплета, богато украшенной слепым тиснением, в прямоугольной рамке золотом воспроизведены двуглавый орел и надпись, свидетельствующая о том, что это личный экземпляр царя Ивана Грозного. Это первый известный нам случай употребления суперэкслибриса (владельческого знака, вытисненного на переплете) как элемента украшения переплета и первое тиснение золотом на коже в русском переплетном деле.

Развитие русского переплетного дела в XVI-XVII веках тесно связано с деятельностью Московского печатного двора, при котором уже в конце XVI века начинает функционировать переплетная мастерская. В XVII веке переплеты русских книг приобретают ряд характерных особенностей, существенно отличающих их от переплетов предшествующего периода как в технологии изготовления, так и в оформлении. Так, переплетные доски теперь выступают над книжным блоком; ровный и плоский корешок книги XI-XVI веков становится "бинтовым" - делится на части поперечными кожаными валиками (бинтами), скрывавшими бечеву или дратву, которой скреплялся книжный блок. Впервые на корешок выносится название книги, пока еще в сокращенном виде. Усложняется рисунок тиснения на крышках переплета.

На рубеже XVII-XVIII веков деревянные крышки переплета заменяются картонными.

Для России XVIII века характерен феодально-ремесленный способ изготовления книжных переплетов; каждый переплет представлял собой неповторимый образец ручного труда. Отвечая духу петровских реформ, в начале столетия получают распространение просто и строго оформленные переплеты: крышки, как правило, обтягивались темной телячьей кожей без украшений, корешок бинтами делился на части, в одно из верхних членений помещалось краткое название книги. Значительно реже встречались цельнокожаные переплеты с узкой, тисненной золотом.

Так же в РГБ представлена коллекция переплетов работы крупнейшего немецкого переплетчика эпохи Ренессанса Якоба Краузе(1531—1585)-Германия. Так же одним из великих переплетчиков того времени во Франции являлся Жан Гролье (1479-1565). Главной новизной в переплетах Краузе явилось обильное золотое тиснение, иногда композиции Краузе имели в среднике изображение “Распятия”, в переплете из РГБ с этим сюжетом дополнительно сделана еще и раскраска тиснения масляными красками.

Для России XVIII века характерен феодально-ремесленный способ изготовления книжных переплетов; каждый переплет представлял собой неповторимый образец ручного труда. Отвечая духу петровских реформ, в начале столетия получают распространение просто и строго оформленные переплеты: крышки, как правило, обтягивались темной телячьей кожей без украшений, корешок бинтами делился на части, в одно из верхних членений помещалось краткое название книги. Значительно реже встречались цельнокожаные переплеты с узкой, тисненной золотом. В середине XVIII века, в период правления Елизаветы Петровны, получили распространение развлекательные и церемониальные издания, одетые в светлую мягкую кожу, бархат и шелк, с золочеными обрезами и богатым тиснением. Одним из самых роскошных переплетов этого времени считается переплет уже упоминавшегося издания "Описание коронации Елисавет Петровны..." (1744), изготовленный в мастерских Академии наук в трех вариантах. В последующие годы искусство подносного индивидуального переплета совершенствуется. Особое развитие он получает в 70-е годы в связи с развитием библиофильства в России, появлением крупных дворянских библиотек. Крышки индивидуальных переплетов независимо от содержания книги обтягивались красным сафьяном и украшались бордюрной рамкой и суперэкслибрисом, вытисненными золотом на обеих сторонах переплетов. Во второй половине XVIII века в России распространение получают новые типы и виды переплетов:

  • полукожаный, или переплет в корешок, корешок и углы которого обтягивались кожей, а крышки выклеивались пестрой бумагой ручной выделки ("под мрамор", "павлинье перо", "птичий глаз" и др.);

  • издательский картонаж, или переплет в папку - цельнокартонный переплет, оклеенный одноцветной бумагой с печатным текстом заглавия книги и выходными сведениями, распространение которых было вызвано расширением социального круга потребителей книги, постепенной демократизацией книжной культуры.

Заслуга введения картонного переплета в издательскую практику России принадлежит Х. Ридигеру и Х. Клаудию.Введение в издательскую практику России картонажа стало возможным в связи с появлением печатной обложки. Первым произведением русской печати, выпущенным в печатной издательской обложке, являются "Академические известия" за январь 1779 года - ежемесячный журнал Академии наук, издававшийся в 1779-1781 годах. Издательская обложка получила широкое распространение в России в конце XVIII - начале XIX века. Кроме периодики, ею снабжались отдельные произведения и многотомные издания. Издатели широко использовали печатную обложку для книжной рекламы и специальных издательских объявлений.

На рубеже XIX-XX веков переплетное дело приобретает современный характер, формируются современные типы и виды книжных переплетов.

Соседние файлы в папке искусство книги билеты док