Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Chebotarev / Л1 Современ.МТС

.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
81.92 Кб
Скачать

5

  1. Современная международная торговая система (Л-1)

  2. Современная международная (всемирная) торговая система (СМТС) - между-народная торговая система, сформировавшаяся к середине 90-х годов XX века и представляющая систему взаимных торговых связей всех стран мира, вырос-шую на базе международного разделения труда и сложившуюся на этой основе многостороннюю систему торгово-политического регулирования международ-ной торговли, включающую и национальные компоненты.

СМТС относится к классу систем большой сложности. В ней взаимодействуют миллионы хозяйственных единиц всех стран мира - субъекты ВТД. В их число вхо-дят и региональные экономические группировки на уровне государств, ТНК и меж-дународные экономические организации, такие как ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, ВТО, МВФ, МТП, СТС/ВТО и ряд других.

Правовой основой СМТС являются: документы международного торгового права, документы перечисленных выше международных организаций, включая мно-госторонние торговые договоры системы ВТО.

Особую роль в проведении анализа и подготовке рекомендаций по вопросам тор-говой политики на глобальном и национальном уровнях играет Конференция ООН по торговле и развитию( ЮНКТАД) главными целями которой являются:

. содействие согласованности между международными экономическими нор-мами, практикой и процессами национальной политикой и стратегиями в области торговли и развития;

  • оказание поддержки развивающимся странам по разработке стратегий в области развития с учетом задач, связанных с глобализацией.

Торговля является средством обеспечения экономического роста и развития, а торговая политика и политика в области развития - важными инструментами эко-номического роста, диверсификации и повышения добавленной стоимости экспорт-ной продукции и расширение занятости.

Сегодня в более чем 50 развивающихся странах, в т.ч. и в России, на экспорт не более трех видов сырьевых товаров приходится более половины их валютных посту-плений. А снижающиеся и нестабильные мировые цены на них оказывают сдержи-вающее воздействие на экономический рост во многих развивающихся странах. Эта ситуация может еще больше осложняться рыночными структурами на между-народном и национальном уровнях, характеризующимися высокой степенью кон-центрации. К тому же страны зачастую сталкиваются с трудностями в соблюдении стандартов и требований, существующих на рынках развитых стран.

С другой стороны динамичные секторы мировой торговли открывают новые и только еще формирующиеся торговые возможности для развивающихся стран, и расширение их участия в таких секторах имеет важное значение обеспечения выгод для развития от международной торговли и торговых переговоров.

Торговля является одним из ключевых аспектов усилий в области региональной интеграции, и региональные торговые соглашения могут существенно облегчить как межстрановую, так и межрегиональную торговлю.

Глобальная система торговых преференций между развивающимися странами (ГСТП) относится к числу инструментов, которые могут использовать развиваю-щиеся страны в целях создания дополнительных торговых возможностей.

Либерализация на основе режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) в отношении товаров и услуг, представляющих интерес для развивающихся стран с точки зрения экспорта, несет существенные выгоды для мировой торговой системы в целом.

Торговля и окружающая среда могут оказывать взаимоподдерживающее воздейс-твие, и эта задача должна решаться в рамках подхода, совместимого с открытой, справедливой, основывающейся на соответствующих нормах, предсказуемой и не-дискриминационной торговой системой.

Важную роль в создании предпосылок устойчивого функционирования всей сис-темы мирохозяйственных связей играет и Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), занимающаяся вопросами развития международной тор-говли, зарубежного инвестирования и других видов ВЭД.

Следует отметить что в современном мире плоды глобализации пожинают в первую очередь наиболее развитые в экономическом отношении страны. В резуль-тате чего происходит как расширение разрыва между «богатыми» и «бедными» государствами, так и увеличение имущественного и социального неравенства внутри второй группы стран.

Так однин из ведущих американских экспертов, лауреат Нобелевской премии по экономике Дж.Стиглица писал: «я собственными глазами видел тот разруши-тельный эффект, который глобализация может оказывать на развивающиеся страны и в особенности на беднейшую часть населения этих стран. Но я верю, что глобализация – это устранение торговых барьеров и более тесная интеграция национальных экономик – может быть доброй силой, и что она обладает потенциалом, позволяющим сделать каждого в этом мире, в особен-ности бедных, богаче. Но я также верю, что, если мы хотим этого достичь, то пути, по которым до настоящего времени осуществлялось управление процессом глобализации, включая международные торговые соглашения, играю-щие столь важную роль в деле устранения упомянутых выше барьеров, а также политику, навязывавшуюся развивающимся странам в ходе глобализации, – все это нуждается в радикальном переосмыслении».

Эту позицию разделяют и другие ученые. Часть из них обращает внимание на тот факт, что и для самых развитых в экономическом отношении стран происходящее в рамках глобализации расширение внешнеторговых операций нередко оборачивает-ся серьезными потерями и трудностями.

В свете изложенного выше представляется вполне закономерным, что происходя-щая на рубеже XX – XXI веков эволюция всей системы международных экономи-ческих организаций и каждой из них в отдельности в определяющей мере связана с настойчивыми и мучительнымм попытками найти пути снижения остроты про-тиворечий глобализации.,

Все это в полной мере относится и к деятельности Всемирной торговой организа-ции(ВТО) возникшей на базе успешно функционировавшего почти полвека ГАТТ, и которая образует сегодня институциональную основу международной торговой системы, на на долю стран - членами которой приходится более 96% оборота международной торговли.

За свою более чем 16-летнюю историю ВТО пришлось столкнуться с рядом серьезных испытаний. Оказалась практически сорванной третья Министерская кон-ференция(1999г. Сиэтл (США).

Принятая в 2001г на 4-й Министерской конференции в Дохе(Катар). декларация признала особые интересы развивающихся стран и отчасти стран с переходной эко-номикой и впервые была зафиксирована необходимость оказания им технической помощи.

Однако это признание в ходе последующего переговорного процесса не нашло должного отражения в результате чего пятая Министерская конференция в Канкуне (Мексика) в 2003г. закончилась провалом. Здесь практически стоял вопрос о жиз-неспособности одной из ключевых международных экономических организаций, объединяющей сегодня в своих рядах 154 государств и ведущей переговоры о при-соединении к ней еще 20 странами, многие из которых (включая Россию) являются пока наблюдателями в этой организации поскольку:

1) переговоры Доха раунда прежде всего отражали интересы богатых стран, т.к. ГАТС и ТРИПС в основном были ориентированы на их потребности. Это так-же касается прямых инвестиции, конкуренции, содействия торговле (облегчение движения товара к конечному потребителю за счет снижения административных издержек, коррупции и т.п.), и государственные закупки, которые в основном налагают дополнительные требования на развивающиеся страны. Это же касается вопросов по охране окружающей среды.

В тоже время, наметившийся в ходе переговоров выход на проблемы миграции рабочей силы (отвечающий интересам развивающихся стран) не находил поддержки со стороны развитых государств.

2) развивающиеся страны выражали свое недовольство медленными темпами реализации соглашений по техническим барьерам, санитарным и фитосанитар-ным мерам и ряду других достигнутых ранее.

В Канкуне странам-членам ВТО не только не удалось достичь договоренности ни по одному из обсуждавшихся вопросов, но и просто довести дискуссию до логи-ческого завершения, что говорит о серьезном сбое в функционировании ВТО.

Была обозначена резкая поляризация интересов различных стран по поводу подле-жащих об суждению вопросов. За несколько дней до начала мексиканского саммита США и ЕС образовали коалицию по вопросам сельского хозяйства. Ее цели заклю-чались в увековечении аграрного протекционизма в части доступа на рынок и в со-хранении массовых субсидий своим фермерам.

Это вызвало ответную реакцию и привело к формированию другой коалиции, возглавляемой Бразилией, Индией и Китаем, выдвинувшей свои предложения.

Справочно: субсидирование с/х производства на душу населения в 2000г. состав-ляло: в США-271 $/ЧЕЛ, ЕС- 480 $, Канаде -235, в России -14 $/чел.(в 1990г. -150).

Заслуживает внимания и то обстоятельство, что развивающиеся страны в Канкуне практически впервые в истории ГАТТ/ВТО смогли соорганизоваться, образовав так называемую Кернкую группу (G-21).

Поэтому вопросы торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием традиционно являются камнем преткновения в рамках СМТС. Практически во всем мире эта отрасль народного хозяйства является (в силу не столько экономи-ческих, сколько социальных, политических и прочих причин) наиболее защищаемой и регулируемой.

Высокий уровень аграрного протекционизма выглядит особенно контрастно на фоне достигнутого в рамках ГАТТ/ВТО существенного сокращения тарифов на промышленные товары.

Вместе с тем, радикальная либерализация торговли сельскохозяйственной продук-цией способна вызвать весьма неоднозначные последствия. В проведенном МВФ исследований отмечается, что на долю развитых стран приходится более 76% ми-ровой сельскохозяйственной поддержки (тарифы и субсидии). А на долю развиваю-ющихся остается только 24%. – разница достаточно ощутимая(например, в Швейцарии уровень тарифной защиты по с/х продукции достигает 180%).

Этот выигрыш особенно значим для ведущих регионов экспортирующих продо-вольствие, включая африканские страны южнее Сахары, где живут многие предс-тавители беднейшей части населения планеты.

Одной из ключевых спорных проблем явился хлопок. За год до Канкуна США приняли решение увеличить субсидии своим производителям этой культуры. Инте-ресы беднейших африканских и других производителей хлопка были серьезно уще-млены. Необходимость предоставления им определенной компенсации не вызывала сомнения у большинства участников конференции.

После Канкуна звучали призывы, чуть ли не к роспуску ВТО, и они не потеряли своей актуальности еще и сегодня

В этих условиях целым рядом специалистов высказываются предложения о целе-сообразности внесения определенных корректив в повестку дня. Утверждается, что ключ к спасению переговорного процесса и самой ВТО лежит в переключение на обсуждение не столько конкретных деталей, сколько общих принципов. При этом временный отказ от обсуждения деталей позволит членам ВТО согласиться с тем, что в отдаленном будущем международная торговая система должна предпо-лагать снятие всех барьеров на пути движения товаров и существенную общую либерализацию торговли услугами, а также принятие принципов взаимности и недискриминации.

В частности, нельзя не учитывать, что различные виды ВЭД оказываются все более тесно взаимосвязаны между собой. Это, например, в полной мере относится к такой паре как международная торговля и зарубежное инвестирование. При этом между ними существуют связи двоякого рода.

С одной стороны, торговля и инвестиции выступают в качестве альтернативных

форм хозяйствования, с другой – являются комплементами, дополняющими и взаимно стимулирующими друг друга. В этих условиях включение в область ком-петенции ВТО хотя бы некоторых вопросов регулирования процесса междуна-родного инвестирования выглядит достаточно обоснованным.

Вместе с тем, перспективы развития ВТО и международной торговой систе-мы в целом целесообразно рассматривать в контексте регулирования всего ком-плекса мирохозяйственных связей. Подобная система должна включать в себя це-лый набор средств и методов управления, которые повысят эффективность коорди-нации и в то же самое время создадут страховые клапаны для стравливания полити-ческого и социального давления. В обозримом будущем должно обеспечиваться сох-ранение национальных государств как основополагающей формы политического устройства..

Принцип формирования структуры управления подобного рода в западной лите-ратуре получил название «сетевой минимализм».

Сетевой – потому что в значительной мере порождающая его глобализация социально-экономического развития представляет собой явление сетевого, а не иерархического порядка.

Минимализм потому что управление на глобальном уровне считается приемле-мым только в том случае, если оно не заменяет собой управление, осуществляемое национальным государством, и если его вторжение в автономию государств и субгосударственных образований представляется достаточно обоснованным с точки зрения полученных совместных результатов.

Если взглянуть на эту проблему с точки зрения концепции «сетевого минимализ-ма», то можно утверждать, что. ВТО должна стремиться координировать свою деятельность с работой других многочисленных субъектов регулирования, не ставить перед собой слишком широкого круга задач и не претендовать на не-кую исключительность.

В контексте отношения к перспективам развития ВТО целого ряда входящих в нее стран, в первую очередь относительно небольших, представляет интерес вопрос: утрачивает ли национальное государство часть своих традиционных прав, когда участвует в международных соглашениях и вступает в международные эко-номические организации.

Чаще всего высказываются мнения о том, что здесь имеет место ослабление регу-ляционного потенциала государства, частично делегирующего свои полномочия межгосударственным институтам.

Вся идея подписания международных соглашений заключается в том, чтобы обес-печить верховенство закона – одна страна соглашается не предпринимать опреде-ленных действий и осуществлять оговоренные шаги установленным образом в об-мен на аналогичное согласие других стран».

Смысл заключается в том, что любые торгово-экономические союзы основываю-тся на идее преференционности, т.е. выделения ограниченного количества зару-бежных стран-партнеров и взаимодействия с ними по особым, льготным правилам.

Тем самым, фактически отрицается недискриминационность, воплощенная в «режиме наибольшего благоприятствования» - ключевом фундаментальном прин-ципе, на котором строится вся система ВТО. И чем больше создается зон свободной торговли и таможенных союзов, тем больше оснований говорить о «кризисе РНБ».

В тоже время не следует подходить к этому вопросу слишком прямолинейно.

Во-первых, есть определенная доля истины в утверждении о том, что торго-эко-номические союзы демонстрируют пример того уровня сотрудничества, который возможен сегодня в международном масштабе. В этом плане они как бы «задают планку» и служат маяками на пути либерализации ВЭС в рамках всего мирового со-общества.

Во-вторых, в современных условиях практически все члены ВТО являются чле-нами той или иной интеграционной группировки и одновременно представителями «третьей стороны» для участников других региональных образований. Поэтому в 1996г Генеральным советом ВТО создан Комитет по региональным торговым сог-лашениям. Его целью является обеспечение максимально возможного согласования между процессами глобальной либерализации и регионализации, в частности, соот-ветствия последней положениям статьи XXIX ГАТТ и статьи V ГАТС.

В-третьих, уместно упомянуть трудности и противоречия в ходе подготовки договора о создании зоны свободной торговли, в которую вошли бы практически все государства Северной и Южной Америк. Тот факт, что после 10 лет переговоров желаемый результат так и не достигнут. Это также свидетельствует об определенной комплементарности в развитии рассматриваемых процессов.

Вместе с тем, уже на протяжении как минимум полутора десятков лет выходят из печати многочисленные публикации, авторы которых приводят достаточно убе-дительные аргументы в пользу того, что регионализация сдерживает либерали-зацию в глобальном масштабе и препятствует снижению среднемирового уров-ня протекционизма. Подобного рода мнения высказывали признанные авторитеты мировой экономической науки, такие как Пол Кругман и Джагдиш Бхагвати1.

На семинаре ВТО в ноябре 2003 г. подчеркивалось, что существующие нормы и правила этой организации плохо подходят для взаимодействия с реально сущест-вующими региональными торговыми соглашениями, а соответствующий профиль-ный Комитет ВТО не смог добиться сколько-нибудь заметных успехов.

Несмотря на это следует полагать, что острейшая фаза кризиса, в котором ока-залась международная торговая система, в целом уже преодолена и члены ВТО сумеют извлечь соответствующие уроки из случившегося в Канкуне.

Необдуманные неосторожные действия способны спровоцировать многочис-ленные торговые конфликты, вызвать обострение социально-экономических противоречий как внутри отдельных стран, так и между ними. Все это может обер-нуться самыми драматическими последствиями для мировой экономики.

1.

Соседние файлы в папке Chebotarev