Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
27
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
166.91 Кб
Скачать

Религия в жизни населения малых диаспор

Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. Конфискация церковных ценностей в 1922 г. Постановление ЦИК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. Развитие государственного атеизма. Союз воинствующих безбожников. Латышская секция при Центральном совете общества «Безбожников». Закрытие религиозных храмов. Репрессии в отношении священнослужителей. «Безбожная пятилетка» (1932-1935 гг.).

Лютеранская религия в жизни латышского и немецкого населения. Попытка созыва в Витебске Всесоюзного евангелическо-лютеранского съезда (1929 г.).

Литовцы-католики. Общины протестантского сектантства. Религиозная жизнь белорусских татар.

1. Общая характеристика религиозной жизни населения малых диаспор.

2. Конфессиональная политика и организация антирелигиозной работы.

3. Политические репрессии в отношении священнослужителей и верующих.

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ ЭТНИЧЕСКИХ НЕМЦЕВ БЕЛОРУССКОГО ВОСТОЧНОГО ПОЛЕСЬЯ В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД: ЛЮДИ И ВЛАСТЬ

Формирование немецкой общины

Формировавшаяся община этнических немцев в белорусском Восточном Полесье в начале ХХ в. в значительной степени явилась следствием экономической колонизации немцев-мигрантов, выходцев преимущественно из соседней украинской Волыни.

Водворение немцев-колонистов в регионе связано с именами крупных местных землевладельцев - Антоном Генриховичем Шоманским (инженер-технолог «православного вероисповедания») и Александром-Вильгельмом Ивановичем Ансельмом («потомственный почетный гражданин» лютеранского вероисповедания), у которых немецкие крестьяне приобретали землю.

Семья Ансельмов в ХІХ - начале ХХ в. имела крупные земельные владения в регионе. Так, по данным на 1889 г., братья Иван и Александр были собственниками имения Каролин в 10 тыс. дес. земли.

Можно предположить, что продажа Ансельмом земли немцам-колонистам была мотивирована не только обстоятельствами универсального порядка в рамках рыночных отношений, но и благосклонностью продавца к покупателям-единоверцам.

В 1905 г. Шоманский купил значительное по территории имение Клесин в Дерновичской волости Речицкого уезда (в настоящее время – Наровлянский район Гомельской обл.). По официальным данным на январь 1905 г. в имении проживало в «качестве арендаторов около 200 семейств немцев-колонистов». В январе 1911 г. в районе имения уже насчитывалось около 700 семейств колонистов - покупателей земли, в основном, немцев.

Сам факт аграрной немецкой колонизации региона Восточного Полесья в начале ХХ в. не исключает проживания немецкого населения здесь в более ранний период. По данным Всероссийской переписи 1897 г. в Речицком уезде насчитывалось 123 человек лютеран с немецким родным языком, 47 – римско-католического вероисповедания, 8 – православных и единоверцев, 2 – «реформатора» (кальвиниста), 2 – иудея. В Мозырском уезде: 576 человек лютеран, 21 – римско-католического вероисповедания, 5 – православных и единоверцев, 9 – «реформаторов», 5 – иудеев.

В результате нараставшей колонизации региона немцами – выходцами из Украины местная немецкая община значительно увеличивалась. Об этом свидетельствуют материалы Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 г., дающие статистику местного населения на период до начала 1 мировой войны, в нашем случае – до массового выселения немцев в 1915 г. Так, в колонии Ансельмовка Мозырского уезда (само название связано с именем А.Ансельма) из 143 домохозяев 141 – явно немцы. На хуторе Средние Печи Лельчицкой волости Мозырского уезда из 68 домохозяев 52 – немцы. В других поселениях (хуторах) этой же волости соответственно: х. Дубровки – 23 из 36, х. Дубницкое – 6 из 43, х. Ветвица – 6 из 27.

Отрывочные документальные материалы дают некоторое представление о религиозной жизни немецких крестьян-колонистов в этот период.

27 сентября 1912 г. Минскому губернатору было подано прошение 50 семей евангелическо-лютеранского вероисповедания, проживавших в урочище Абрамовка имения Заходы Якимо-Слободской волости Речицкого уезда, о разрешении открыть «евангелическо-лютеранское кладбище». При этом отмечалось, что данные крестьянские семьи переселились на постоянное место жительства в им. Заходы в 1910-1911 гг. из Волынской, Киевской и других губерний. Разрешение на открытие кладбища было получено от Речицкого уездного полицейского начальства, Минской Духовной (православной. – В.П.) консистории (3 апреля 1913 г.).

Выявленные нами архивные документы не прослеживают историю с кладбищем до ее логического завершения. А естественный ход развития немецкой общины в Заходах был прерван 1 мировой войной.

В апреле 1914 г. «члены общества баптистов» колонии Хатки Речицкого уезда в количестве 50 семейств просили минского губернатора утвердить в должности духовного наставника «для всех членов в Речицком уезде» избранного ими Кристиана Кристианова Иттермана. В числе подписавшихся 35 просителей - Вильгельм Кинипц, Густав Лабс, Карл Егер, Густав Зиберт, Фридрих Зеель и др.

Часть немецкого населения Лельчицкого района до 1910 г. входила в Топорищевскую общину баптистов Фасовской волости, а с 1925 г. – в Орщиковскую [Горщиковскую? – В.П.] общину (Волынь).

Первая мировая война прервала естественный ход жизни немецкой общины. С началом войны в отношении местных немцев, как и по всей Российской империи, была развернута официальная кампания борьбы с «немецким засильем».

Арестовывались «как военнопленные», заключались в тюрьму и высылались во внутренние российские губернии германские и австрийские подданные, достигшие 18-летнего возраста. Высылке подлежали также отмеченные иностранные подданные, «не внушающие доверия». Категория местных немцев, подлежащих различного рода правовым ограничениям и репрессиям, расширялась.

Естественно, что в обстановке военного времени религиозная жизнь местных немцев, как и другие аспекты их социокультуры, подвергалась ограничениям, контролю со стороны власти. Так, секретным циркуляром Министерства внутренних дел от 30 октября 1914 г. губернаторам было запрещено утверждение «в звании наставников баптистов» германских и австрийских подданных, избранных баптистами.

В январе 1915 г. Минский губернатор направил в Департамент духовных дел МВД «переписку о колонистах-лютеранах» колонии Ансельмовка. Судя по аналогичному документу от 15 ноября 1915 г., относящемуся к кол. Александрово Пинского уезда, речь шла о разрешении молитвенных собраний по воскресным и праздничным дням. «Переписка» о пинских лютеранах осталась неотправленной. В обстановке готовящейся депортации местных немцев для власти это виделось не актуальным. Без ответа осталось прошение и ансельмовских колонистов-лютеран.

Немцы Российской империи подпали под реализацию антинемецкого законодательства, в особенности законов от 2 февраля и 13 декабря 1915 г. Немецкие крестьяне, первоначально нероссийского подданства, а затем и «русские подданные из германских, австрийских выходцев», должны были в конкретный срок «отчудить» (продать и т.п.) свое недвижимое имущество в сельской местности. В первую очередь подразумевалась, конечно, земля.

Практически одновременно с ограничением немецкого землевладения властями проводилась кампания по массовой насильственной депортации немцев из прифронтовой зоны, в которую входила и Минская губерния. «Особое совещание о мерах при очищении войсками некоторых местностей Северо-Западного и Юго-Западного фронтов» при штабе Верховного главнокомандующего 23 июня 1915 г. постановило, что все немцы-колонисты, за редким исключением, «подлежат обязательному выселению за собственный счет в местности вне театра войны». Их недвижимое имущество секвестировалось. На «добровольный» выезд предоставлялось 5 дней, в противном случае следовала отправка по этапу.

В конечном итоге, чиновники, проводившие обследование «факта землевладения подданными воюющих с Россией держав, а также австрийскими, венгерскими и германскими выходцами» в феврале 1916 г. констатировали, что все немцы-колонисты из Минской губернии высланы.