Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курдюмов Н И - Педагогическая опупема.doc
Скачиваний:
98
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
481.79 Кб
Скачать

3. Тренировка

«Весь день долбил корягу дятел! И спятил». Перетренировался, значит!

О тренировке надо сказать особо. Вещь для нас экзотическая. Это — единственный способ создания способности что-то делать. Это — то, благодаря чему, понимание становится умением.

Тренировка имеет два конечных продукта.

1. Создание заученной программы действий — инструмента для продуктивной работы.

2. Глубокое осознание своих действий, их объяснение и поиск лучших вариантов.

1. Немного не вкусный торт — уже не торт

Тренировать действие нужно обязательно до конечного явления. Это состояние, когда правильное действие уже не требует твоего внимания.

Кто учился водить автомобиль, хорошо это прочувствовал. Сначала каждое движение требует напряжения и внимания. А сейчас, тело само делает то, что надо, и внимание направлено на более важные вещи — на дорогу, новый проект или подружку на сидении справа.

Таблица умножения сейчас, сама по себе, в башке шарашит, а ведь, как тяжело было учить!

Музыкант начинает переживать — и, значит, исполнять музыку — только после того, как руки перестают требовать внимания. Именно эта задача никогда не ставится в музыкальных школах: программа же!

Часто ученик торопится закончить упражнение раньше, чем оно отработано. Для этого, наблюдатель использует тест: действие должно быть показано трижды подряд без единой задержки или запинки. Запнулся на полсекунды — пардон, работай дальше.

Я убедился, что в музыке трёх раз не достаточно — там важно именно освобождение от рук.

Часто конец тренировки знаменуется озарением: вдруг понимаешь, что ты делаешь, или — для чего, почему, или что-нибудь подобное. И настроение подпрыгивает так, будто пятьсот баксов нашёл!

2. Успешное действие порождает осознавание

Если бы в учебниках математики не было бы никакой теории, но тренировки всех действий и решений доводились бы до конца — ребята сами придумали бы теорию. Выше крыши. И каждый, вероятно, свою. Именно так и происходило в школе развивающего обучения у Н.Н. Пименовой.

Сначала человек что-то видит или делает. И только потом объясняет, как и почему. Мы же всё вывернули наизнанку. Если сообщить готовое объяснение, оно может быть понято, но останется чужим, абстрактным. Только то, к чему пришёл сам, можно использовать в деле.

Наибольших успехов в спорте достигают думающие спортсмены. Тренировка для них — не просто пахота, а постоянный анализ работы своего тела.

Они экспериментируют, исследуют, проверяют, и, в конце концов, изобретают что-то оптимальное для себя. Так создаются новые стили, открываются новые возможности.

Особенно важен такой самоанализ в тренировках умственных инструментов. Есть теория изобретательства, и можно тренироваться в способах решения изобретательских проблем.

А можно осваивать способы систематизации и концентрации материала. Способы стихосложения, образного восприятия, чувствознания. Или переживание эмоций — как актёры. Тренировки требует любая способность.

Поэтому в продуктивном обучении студенты работают в парах. Сначала они этому учатся, а потом очень эффективно применяют. Один — тренер, другой — тренируемый. Потом — наоборот.

Студент-тренер — почти тот же наблюдатель. Он отвечает за доведение упражнения до конца. Для этого, он внимательно следит, поправляет, возвращает назад, создаёт нужные реакции.

Тут есть важный момент. Если на проверке проваливается один — на переподготовку отправляются оба. Почему? Не смог натренировать — значит, сам не владеешь.

Это — точно установлено. Как владеешь — так и учишь. Вот такие вот озарения даёт грамотная тренировка!