Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
[Mel_Tompson]_Filosofiya_nauki(BookFi.org).pdf
Скачиваний:
53
Добавлен:
22.03.2015
Размер:
2.23 Mб
Скачать

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

89

происходит разрешение этих противоречий (в виде нового единства, синтеза). Маркс воспользовался данной теорией, применив ее к отношениям, существующим в сфере удовлетворения материальных потребностей общества. Созданная им концепция диалектического материализма рассматривала изменения сквозь призму классовой борьбы.

Как видим, при разработке диалектического материализма Маркс использовал признанные научные принципы. Он выстроил свою теорию на основе полученных данных. Но, как считал Карл Поппер, марксизм не является настоящей наукой, поскольку не предполагает, что факты могут противоречить этой теории. Если любое событие можно истолковать с позиции диалектического материализма, значит, его нельзя опровергнуть, то есть отсутствует главный критерий, по которому (согласно Попперу) определяется научность любой теории.

Диалектический материализм как теория об общественных изменениях должен был подтверждаться правдивостью своих прогнозов. Политические перевороты ХХ века поначалу демонстрировали правоту марксистской идеологии, но вскоре ход истории показал ее несостоятельность: сделанные ею, как казалось, важнейшие исторические прогнозы (например, крушение капитализма) не оправдались, а общественные и политические перемены происходили отнюдь не предначертанным марксистской теорией путем классовой борьбы.

237

Фрейд (1856-1939)

Получив медицинское образование, Зигмунд Фрейд занялся врачебной практикой. Его особенно интересовала невропатология, и он открыл собственную клинику, наблюдая больных с нервными расстройствами, прежде всего страдающих истерией.

Для изучения причин подобных состояний он разработал собственный метод. Анализируя сновидения и свободные ассоциации человека, Фрейд выявлял те переживания, которые лежали за пределами человеческого сознания (или в так называемом бессознательном) и являлись причиной нервных и психических расстройств.

В этом отношении главным для философии науки является вопрос, следует ли причислять психоанализ наряду с другими медицинскими методами к настоящей науке.

Оценивая соответствие психологических теорий философии науки, следует помнить, что данные, сообщаемые человеком о состоянии его ума, или воспоминания, удерживаемые его памятью, невозможно проверить на предмет их истинности. Чувства или ощущения не поддаются непосредственному наблюдению, ибо не относятся к физическому миру.

Можно усомниться в неправдоподобных рассказах о детских переживаниях, однако крайне затруднительно отвергнуть их. Даже если оказывается, что такое событие не могло иметь места, это не умаляет значения памяти, поскольку для психоанализа она имеет первостепенную важность, даже не подкрепленная фактами.

Физические науки требуют воспроизведения опытных данных, что дает возможность проверить их точность. Однако для материала, лежащего в основе психоанализа, не существует никаких проверок. Самонаблюдение является ценным орудием в руках психологов и

238

философов, но оно далеко от непогрешимости, да и принимать его приходится всегда на веру. Таким образом, использование данных у Фрейда и Маркса различное. У Маркса данные носят исторический характер, но их истолкование неверно. У Фрейда же они непроверяемы и поэтому

не поддаются научному исследованию.

Комментарий

Разумеется, мы лишь вскользь затронули темы марксизма и психоанализа. Обеим теориям посвящены многотомные труды, рассмотреть которые было бы целесообразно с позиций политической философии либо философии мышления.

КОГНИТИВИСТИКА (НАУКА О МЫШЛЕНИИ И ПОЗНАНИИ)

Время от времени некоторые направления философии становятся вполне самостоятельными областями знаний. Так, например, натурфилософия XVII века, приобретя определенную научную методологию, стала в итоге основой современного естествознания.

Нечто подобное происходит в отношении теории познания и философии мышления. Философы уже обсуждали вопрос о путях познания мира, а также о том, является ли опыт источником подобного знания. Их целью было осмыслить то, что нам известно, и выяснить, как это знание можно удостоверить.

В 20—60-е годы ХХ века философы полагали, что мысль нельзя выразить в эмпирических понятиях, поэтому человеку остается одно — безмолвствовать. Данный

239

взгляд был связан с господствовавшим в то время логическим позитивизмом, провозглашавшим использование опытных данных и научного подхода в качестве единственного

Томпсон М. Философия науки / Мел Томпсон. — Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с. — (Грандиозный мир).

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

90

мерила смысла.

Многие бихевиористы считали описания психических состояний (например, печали или радости) всего лишь неосознанной попыткой описания ряда физических свойств. Душевные переживания, по их мнению, не принадлежат физическому миру, поэтому они могут приобрести поддающееся проверке значение лишь через трансформацию в физические состояния. Иначе говоря, если человеку радостно, это выражается улыбкой, а если больно, он может, например, кричать.

В конце 60-х годов все начинает меняться, и появляется новый подход к сознанию — основанный на философии, психологии, лингвистике и информатике. Это была попытка подойти к мышлению и человеческому познанию с научной меркой, используя эксперименты и наблюдения, а не изучая понятия умозрительно или занимаясь самоанализом.

Такой подход стал возможен благодаря достижениям в смежных с философией областях знаний. Психология и фармакология показали, что на психические процессы можно влиять определенными методами лечения, включая использование определенных медикаментозных средств. Однако измененное под действием этих средств сознание невозможно было постичь. Лингвистика использовала научные методы для изучения природы человеческого общения. Информатика достигла такого уровня, что появилась возможность воспроизводить процессы логического мышления и вербального общения. Сам вопрос «можно ли сделать мыслящую машину?» разрушил стену, отделявшую психическое от физического. Так родилась когнитивистика — междисциплинарный подход к научному изучению человеческого

240

мышления и познания. Сегодня она не ограничивается осмыслением реального процесса познания, а вместе с биологией занята изучением работы мозга.

Научный метод теперь задействуется в той сфере человеческого опыта, которая прежде считалась закрытой для него. С точки зрения философии мышления наука и научный метод в состоянии вывести нас из своего рода познавательного тупика, открывая новые пути в решении традиционных задач о процессе познания и о взаимосвязанности сознания и тела.

ПРИМЕЧАНИЯ

1Гален — личный врач императора Марка Аврелия, философ греческого происхождения. Писал об общей сущности лечения и в течение многих столетий оставался авторитетом в медицине. Кроме того, занимался философией, поскольку считал, что настоящий врач должен быть также и философом. Источником познания

иистины, по его мнению, кроме чувств, является рассудок. Он связывал с учением перипатетиков учение стоиков. Особую известность получили названная его именем четвертая (галеновская) фигура силлогизма, а также его учение о четырех типах темпераментов — сангвиническом, флегматическом, холерическом и меланхолическом и лежащих в их основе четырех телесных соках (кровь, слизь, желтая и черная желчь). Его произведение О том, что лучший врач в то же время философ (ок. 500) — учебник для студентов-медиков.

2Гарвей (Харви) Уильям — английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. В

труде Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных (1628) описал большой и малый круги кровообращения. За свои научные выводы, противоречившие представлениям, господствовавшим со времен Галена, подвергался гонениям со стороны современных ему ученых и церкви. Впервые высказал мысль, что «все живое происходит из яйца» («Omne animal ex ovo»).

3Совершенно иное видение возникновения человека, позволяющее объяснить многое в поведении современных людей, представил выдающийся советский ученый Борис Федорович Поршнев (1905— 1972). В 1940 г. он защитил докторскую диссертацию по истории, а в

241

1966-м — докторскую диссертацию по философии. Ему принадлежит более двухсот научных работ. Итоговая книга Поршнева, плод двадцатипятилетней работы, — О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). (М.: Мысль, 1974, вышла через два года после смерти автора) встретила ожесточенное сопротивление научного сообщества.

4Плодородные земли, раскинувшиеся от Израиля до Персидского залива и включающие реки Тигр с Евфрат.

5Из книги Человек против государства (1884): «Бедность можно временно смягчить государственным вмешательством только за счет темпа общественного прогресса. Вмешательство бесплодно именно потому, что само протекание процесса, в котором участвует необозримый конгломерат индивидуальных воль, субъектных выборов и решений, проб и ошибок, не может предопределить ничьи действия и знания...

Государство предоставляет каждому гражданину самому устраивать для себя добро, какое он может, и самому разделываться со злом, какое он себе наносит» (см.: История теоретической социологии. В 3 т. М.:

Канон, 1997. Т. 1. С. 277—278).

6Мур Джордж — английский философ. Получил известность после опубликования своей статьи Reputation of idealism (1903). Выступив в ней против идеализма, фактически положил начало неореалистическому направлению в науке. Его влияние на английскую философию было весьма значительным, особенно на становление аналитической философии. Мур исследовал сознание, ощущение и чувственные качества, опираясь при этом на скептицизм и эмпиризм Юма.

7Или «натурализация сознания», по Гуссерлю. Например, как указывает Мур, затруднительно дать определение термину «добро», поскольку само понятие добра элементарно, не разлагаемо на составные части. Нельзя вывести добро из любых других категорий. Вопрос о возможности определить добро (вопрос «натуралистической ошибки») — это аспект проблемы отношений между сущим и должным, фактами и оценками, между Правдой и Добром.

Следует вспомнить «гильотину Юма», отсекающую факты от ценностей: «Я заметил, что в каждой

Томпсон М. Философия науки / Мел Томпсон. — Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с. — (Грандиозный мир).

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

91

этической теории, с которой мне приходилось встречаться, автор в течение некоторого времени рассуждает обычным способом, устанавливает существование Бога или излагает свои наблюдения относительно дел человеческих; и вдруг я, к своему удивлению, нахожу, что вместо обычной связки, употребляемой в предложениях, а именно есть и не есть, не встречаю ни одного предложения, в котором бы не было в качестве связ-

242

ки должно или не должно. Подмена эта происходит незаметно, тем не менее она в высшей степени важна. Раз это должно или не должно выражает некоторое новое отношение или утверждение, последнее обязательно следует принять во внимание и объяснить, и в то же время должно быть указано основание того, что кажется совсем непонятным, а именно того, каким образом это новое отношение может быть дедукцией из других, совершенно отличных от него» {Трактат о человеческой природе // Юм Д. Сочинения. В 2 т. М.:

Мысль, 1996. Т. 1.С. 510—511).

Томпсон М. Философия науки / Мел Томпсон. — Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с. — (Грандиозный мир).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]