Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
[Mel_Tompson]_Filosofiya_nauki(BookFi.org).pdf
Скачиваний:
53
Добавлен:
22.03.2015
Размер:
2.23 Mб
Скачать

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

84

Глава 8. НАУКА И ЧЕЛОВЕК

До сих пор мы исследовали, как люди воспринимают окружающий мир. Объяснение этого процесса всегда базировалось на представлениях о способности человека познать то, что познаваемо «вовне», и на самом процессе познания (при помощи органов чувств и разума). И декартовский дуализм ума и тела, и кантовское представление о разуме, формирующем опыт, и идея Аристотеля о цели определяют восприятие человеком окружающего мира. Поэтому любое понимание науки включает эпистемологию (теорию познания), а также философию разума. Со времен Галена1 (ок. 130 — ок. 200), совмещавшего занятия врача с трудом философа, человеческое тело и ум служили объектом научных изысканий. В этой главе мы рассмотрим некоторые вопросы научного самопознания.

До XIX века велась полемика о природе и функционировании физического тела и взаимосвязи ума с телом, как и в отношении большинства общих философских вопросов о поведении человека в этической и политической сферах. Но начиная с XIX века круг научных интересов расширился, включив психологию, социологию и — под воздействием теории эволюции — вопросы о природе происхождения человека и связи между человеком и иными видами живых организмов.

223

Наряду с этим мы должны помнить, что наука и техника стали играть более существенную роль в самоопределении людей и их самочувствии. Информационные технологии, например, полностью изменили формы человеческого общения.

Комментарий

Связь науки с человеком сопряжена с двумя взаимозависимыми процессами.

Научное познание формируется сообразно с тем, как работает человеческий ум. Понять себя означает обратить свои познавательные силы на самого себя. Это создает всевозможные трудности. Например, редукционистский анализ (который утверждает, что мысли и осуществление выбора есть всего лишь срабатывание определенных нейронов в мозгу) не в состоянии учесть всей сложности переживаний человека. Совершенно очевидно, что с помощью одного аспекта нашего восприятия вещей (посредством анализа) невозможно адекватно понять человека в целом.

Наука изучает явление (человеческую жизнь), формируемое ею самой. Социолог может проанализировать некую проблему, а средства массовой информации сообщат об этом так, что сама подача материала повлияет на изучаемый вопрос. Например, если говорят, что преступления совершаются выходцами из бедных семей, то их представители могут попасть под воздействие этого утверждения и соответственно поступать.

Такого рода обратные связи сходны с задачами, стоящими перед физикой частиц, где само изыскание определяет искомое.

224

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МАШИНА

Несмотря на то что Гален жил во II веке, он сумел изучить строение тела и выяснить функции и взаимодействие всех его частей. В чем-то Гален, естественно, ошибался. Например, он полагал, что задача сердца состоит в создании тепла, а легкие втягивают холодный воздух для предотвращения перегрева тела. Но Гален обнаружил одно важное условие, необходимое при изучении столь сложного объекта, каким является человеческое тело: его следует рассматривать как единое целое, все части которого подчинены общей цели.

Представления Галена о сердце были опровергнуты, когда после многолетних опытов Уильям Горвей2 (1578— 1657) в книге Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных, изданной в 1628 году, признал, что сердце является насосом и что кровь, прежде чем разгоняться по жилам, насыщается кислородом в легких. Его открытие позволило продвинуться в изучении человеческого организма, поскольку стало ясно, что каждый орган питается насыщенной кислородом кровью и что все тело тем самым оказывается взаимосвязанной системой.

В одном важном вопросе Гален и Гарвей были единодушны: каждый орган необходимо изучать как составную часть единого организма. Но и расхождения между ними были существенными. Гален наблюдал и пытался понять предназначение каждого органа, что было вполне естественно, поскольку Аристотель утверждал, что всякая вещь имеет свою цель. Однако он не сумел показать, каким образом достигаются эти самые цели. Наряду с другими открытиями науки XVII—XVIII веков труд Гарвея показал, что человеческое тело можно изучать подобно механизму. Как и Вселенная в целом, тело представлялось некой машиной. Между тем Декарт создавал философию, согласно которой «непротяженный» ум сле-

225

довало обособить от «протяженного» физического тела и тогда последнее можно изучать как любую машину, управляемую механическими законами.

Томпсон М. Философия науки / Мел Томпсон. — Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с. — (Грандиозный мир).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]