Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
[Mel_Tompson]_Filosofiya_nauki(BookFi.org).pdf
Скачиваний:
53
Добавлен:
22.03.2015
Размер:
2.23 Mб
Скачать

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

20

Восприятие и реальность

Утверждению ньютоновского взгляда на мир способствовали коренные изменения, происшедшие в

восприятии мира самими философами. Томас Гоббс29 (1588—1679) разделял материалистическое мировоззрение, считая концепцию «бестелесной субстанции» внутренне противоречивой. Все сущее должно иметь некую физическую форму. Даже разум виделся ему неким механизмом, а мысли представлялись движением материи в мозге. Одним словом, все считалось пребывающей в движении материей.

Велись споры и о природе и объективности человеческих ощущений. Локк разграничил первичные и вторичные качества, что имело важное значение для науки. Другие (например, Декарт) ставили под сомнение эффективность опыта при поиске достоверных знаний.

Все эти философские споры о природе действительности и ее восприятии, которые велись, естественно, в отсутствие философии науки, составили ту плодотворную среду, в которой и происходило становление различных наук.

ОТКРЫТИЯ XIX ВЕКА

Перемены, привнесенные наукой и техникой в XIX век, были поистине поразительными. Первые десятилетия ознаменовались использованием пара — на железных дорогах, фабриках, пароходах, в насосах. Но с тридцатых годов в технику внедряется другая сила — электричество. Сначала появились динамо-машины и двигатели, затем электрический телеграф, обеспечивший мгновенную международную связь с помощью трансатлантического кабеля, проложенного по дну океана в 1866 году.

После изобретения Александром Беллом (1847—1922) телефона в 1876 году и радио

Гульельмо Маркони (1874—

43

1937) в 1895-м мир оказался на пороге невиданных перемен в общении между людьми.

С появлением телефона, телеграфа, почтовой службы, паровозов, заводов, железобетонных конструкций и автомобиля (1885) мир изменился коренным образом. В конце XIX века аспирин и рентгеновские лучи стали на защиту здоровья человека; с другой стороны, изобретение пулемета и электрического стула создало угрозу его жизни. Несмотря на романтическое противление индустриальной революции («мрачным фабрикам преисподней»), к концу XIX века уже невозможно было отрицать ту пользу, что принесли наука и техника, — они полностью изменили образ жизни в развитых странах.

Наука о человеке и обществе

Единственная и важнейшая перемена, коснувшаяся самопознания человека, была в XIX столетии связана с теорией эволюции. Но наряду с этим произошло и другое, хотя и менее яркое, но значимое событие: появилась статистика. Сегодня невозможно представить, чтобы в качестве показателя жизни человека и общества не привлекались статистические данные. Например, для изучения возможного влияния окружающей среды на развитие болезней мы собираем сведения об их распространении в зависимости от условий жизни человека, его профессии и даже определенных привычек (курение и гиподинамия). На основе этих данных делают, например, такие выводы: «Люди, занятые работой X, на 80 процентов больше подвержены заболеванию Y». Эти выводы позволяют нам считать статистические данные весомым доказательством того, что одни вещи обусловливают другие, даже если сама причина возникновения подобной связи нам неизвестна.

При анализе статистических данных, который провел французский социолог Эмиль Дюркгейм30 (1858—1917)s

44

выяснилось, что в поведении людей обнаруживаются такие склонности, которые можно измерять и предсказывать. Дюркгейм пришел к заключению, что с помощью статистики можно выводить «социальные законы», воздействие которых на человека заставит его поступать определенным образом. Разумеется, тогда (впрочем, как и теперь) не считали, что на основе статистики можно выводить законы, подобные физическим. Выбор действий каждого человека не может жестко определяться этими законами. Но на социальном уровне и для достаточно большого контингента людей линию поведения можно предсказать.

Эти открытия способствовали постижению понятия свободы. Если существуют статистические законы, то свободны ли в своих действиях исследователи, составляющие статистику, на которой данные законы и основываются? Не вынуждены ли они, хотя и неосознанно, следовать некоей социальной тенденции?

В политическом отношении XIX век был веком Карла Маркса (1818—1883). Предприняв анализ исторических причин общественных противоречий и соотнеся их с классовым устройством общества, он сумел взглянуть на социальную жизнь сквозь призму политических законов. Так были заложены основы науки о человеческом поведении в этой сфере. Позже, в ХХ веке, некоторые философы (например, Поппер) определят марксизм как лженауку на том основании,

Томпсон М. Философия науки / Мел Томпсон. — Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с. — (Грандиозный мир).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]