Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ehnciklopedija_psikhologicheskoj_pomoshhi.doc
Скачиваний:
111
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
3.46 Mб
Скачать

Словарик произношения

брались, бралась

подал, подала, но подано (кушать подано)

собрались вместе, но собрался, собралась

принять, но принято (решение принято)

взглянуть, но глянуть

собрались, но собрался,

гражданство, но граждане

собралась

доведено, отведено

созыв, но созван (съезд созван)

приведено, заведено

квартал

единство

документ

звонить, звонит

каталог

звонят, но звонкий

средства

заключить, заключат

положил

избранный, но избранник

кладу (не ложу)

изобретение, изобрета­тель

спала

километр, километров

компьютеры

алфавит

начать, но начал, начато, начаты (дело, дела)

шофёр

440

Как правильно: «е» или «э»

В большинстве заимствованных слов, вошедших в рус­ский язык и подчинившихся его орфоэпическим нормам, перед гласным е произносится мягкий согласный — брю~ нет, газета, паритет, резонанс, тема, фанера и т. д. Та­ких слов очень много, и все же некоторые из них до сих пор произносят неправильно, т. е. с твердым согласным: вместо литературного берет говорят бэрэт, вместо музей — музэй, вместо паштет — паштэт. Особенно часто такие ошибки допускают в следующих словах, в которых после гласного е следует произносить мягкий согласный:

академия

милиционер

акварель

неврастения

антрекот

неолит

антресоли

неон

барельеф

патент

гипотеза

пионер

дебаты

резервный

дебют

резервуар

девиз

резус

демагогия

ренегат

демократ

реприза

демон

сервиз

деталь

текст

каротель

тенор

кофе

термин

литера

термит

марионетка

эссенция

маркизет

эффект

Итак, что вам нужно?

Во-первых, очень захотеть овладеть основами ритори­ки и постоянно стимулировать это стремление;

441

во-вторых, по составленному личному плану настойчиво расширять свое информационное поле, прежде всего в об­ласти профессиональных знаний и практики;

в-третьих, настойчиво оттачивать логику мышления, овладевать методологией научного познания;

в-четвертых, создать папку-копилку, в которую соби­рать материалы, имеющие отношение к риторике, почерп­нутые из литературы, собственных наблюдений, радио- и телепередач;

в-пятых, неустанно овладевать конкретными риторичес­кими приемами, осмысливать результативность их приме­нения.

На последней позиции специально остановимся, предложив перечень доступных и практически результативных риторических эффектов.

Эффект первых фраз. Любое выступление следует на­чинать с предварительно подобранных или с ходу приду­манных фраз. Замысел состоит в том, чтобы сразу привлечь к себе внимание. Не к речи, а именно к себе как личности. Для этого используются различные варианты: теплое обращение к аудитории (например, «я рад встрече с вами»), из­ложение каких-то интересных данных, представляющих житейский или профессиональный интерес для слушате­лей, художественно выразительное высказывание кого-то Из популярных авторов и т. д. В подборе первых фраз мо­жет помочь знание психологии аудитории, болевых точек реальной жизни, специфики деловых интересов слушате­лей. Задействование всего этого позволяет оперативно ус­танавливать с ней коммуникационный контакт, не допус­кать образования каких-либо психологических барьеров между выступающими и слушателями.

Эффект квантового выброса информации. Даже слу­шая интересного лектора, люди по разным причинам уста­ют быть внимательными, могут терять нить разговора, отвлекаться на общение с рядом сидящими. Чтобы свести к минимуму подобные потери, целесообразно построить вы-

442

ступление по принципу «россыпи новизны». То есть через определенные временные интервалы в нем должна звучать какая-то новая информация: в виде эмпирических данных, оригинального суждения, яркой цитаты, риторического вопроса и т. п. Такие своеобразные «кванты информации», выбрасываемые в аудиторию, заставляют одних вздраги­вать от восхищения, других — пробуждаться от дремоты. третьих настраивают на охотничий азарт в погоне за мыс­лью выступающего.

Эффект аргументации. Это один из надежно срабаты­вающих риторических приемов. Можно, не обладая осо­бым даром интонирования голоса, вызывать наилучшее расположение к себе слушателей, используя убедительную и доступную для усвоения аргументацию. Она является тем камнем, брошенным в аудиторию, который вызывает кру­ги внимания. Вот почему, когда выступает специалист, он хорошо воспринимается теми, кто работает в сфере его про­фессиональных интересов. Даже люди, которые не очень дружны с логикой, например по причине незнания таковой из-за отсутствия ее в школьных и вузовских учебных про­граммах, начинают активно соображать и цепко следить за ходом изложения мыслей в речи выступающего. Подобная умственная сопричастность является гарантией удачного

речевого общения.

Эффект релаксации. Выступающему следует помнить, что в силу многих причин среди его слушателей имеются люди, которым интересно не все, о чем он рассказывает, что у некоторых нет привычки долго слушать кого-то, не исключено, что кто-то из них испытывает недомогание или усталость, и т. д. Надо иметь в виду и то, что аудитория собрана из разных и не всегда совместимых между собой людей. Подобный состав аудитории затрудняет образова­ние общей эмоциональной реакции на речь выступающего. В этой связи надо предпринять нечто такое, что могло бы этих людей психологически объединить, расположить к сопереживанию. Для высвобождения таких людей из их

443

субъективных состояний нет лучшего средства, чем юмор. В выступлении он может быть реализован в виде остроум­ного авторского высказывания, позаимствованной шутки, какого-то веселого каламбура, уместного анекдота. Юмор является естественным консолидатором людей, ибо вызы­вает у них схожие эмоции, помогает «перезарядить» интел­лект новой энергией.

Таковы общедоступные риторические эффекты. Их ис­пользование под силу практически всем, кто над собой серьезно работает и озабочен проблемой личного имиджа. Любое мастерство требует соответствующего усердия. Тем более, когда дело касается речевого общения.

Познакомимся еще с четырьмя риторическими эффек­тами, которые требуют некоторой специфической подго­товки для практического освоения. При активном желании в достижении этого особых проблем не возникает.

Эффект аналога. В интеллекте людей имеются «кон­тейнеры информации». Какая-то информация из этих кон­тейнеров постоянно или периодически эксплуатируется. Значительная ее часть находится в состоянии консервации. Вытягивание этой информации для использования в рече­вом общении посредством «эффекта аналога» позволяет решать многие проблемы: быстрого взаимопонимания, со­переживания, активного соучастия и т. д. Этим риторичес­ким приемом блестяще владел Платон. В его «Диалогах» можно найти преинтересные тому примеры. У Платона «эффект аналога» удачно реализуется через сопоставление и сравнение. Этого он добивается благодаря образному со­отнесению своей аргументации с аргументацией собесед­ника. Не навязывая своего мнения относительно чего-либо, он пытается сблизить аргументацию, используемую каж­дой стороной диалога. И собеседник оказывается в ритори­ческой ловушке. Чем аналогичное аргументация обеих сто­рон, тем совместимее их логика рассуждений, а потому велика вероятность достижения соглашения.

Эффект воображения. Речь призвана оказывать на слу-

444

шающих глубинное воздействие: она призвана помочь им осознавать свои поступки. Поэтому перед выступающим всегда стоит задача активнейшим образом стимулировать мыслительную деятельность своих слушателей. Одним из эффективных способов достижения этого является вызов воображения. По мнению В. М. Бехтерева, воображение — один из элементов «психической гимнастики», целью кото­рой является развитие в человеке охоты и потребности в интеллектуальной деятельности.

Воображение активно стимулируется при отсутствии должной полноты информации, но при наличии у человека желания или интереса восполнить ее недостаточность, соб­ственными мыслительными усилиями. Конкретно эти уси­лия выражаются в виде предположения, догадки, фанта­зии, мечты. В речевом общении предоставление возмож­ности слушателям воспользоваться воображением усили­вает их внимание к выступающему, увлекает гимнастикой ума. Особенно ко всему этому тяготеют молодежь, различ­ные категории работников, чья профессиональная деятель­ность нагружена творческими элементами.

Эффект дискуссии. Прав был Цицерон, обращая вни­мание на полезность сократовского метода ведения дис­куссий. Этот метод несложен по технологии, психологи­чески для многих посилен. От того, кто организует дис­куссию, не требуется каких-то ораторских данных. Его на­значение — найти проблему, занимательную для людей, «втравить» их в обмен мнениями по ее поводу и умело ди­рижировать выступлениями. И в конце дискуссии поставить точку в виде общего резюме. То есть из наиболее интерес­ных суждений взять по кирпичику и выстроить свое за­ключительное слово. В этой связи несколько практических рекомендаций: четко очертите предмет разговора, дабы не выходило, как говорил Сократ, что я разумею одно, ты же — другое; придайте речевому общению состязательный харак­тер, стимулируйте своей поддержкой того, кто вносит боль­ший вклад в поиск истины.

445

Эффект эллипса. Он широко используется в эстрадном разговорном жанре. Дословно его смысл можно предста­вить так: эллипс — это пропуск структурно необходимого элемента высказываний, который в данном контексте лег­ко восстанавливается. Это нечто от эзоповского языка, но более обыденное, а потому более доступное. Данный ри­торический прием придает речевому общению игровую форму. Посредством эллипса аудитория охотно включает­ся в сотворчество с выступающим. Образцы его использо­вания часто демонстрировал А. Райкин. Он умело подби­рал тексты своих выступлений, во время которых, разго­варивая со зрителями, делал паузы, чтобы они сами до­мыслили концовку фразы или пропущенные в ней слова и хором дружно их досказывали. Такая словесная игра со слушателями увлекает и вызывает у них эмоциональное оживление. Все это, конечно, работает на имидж выступа­ющего.

Данный риторический прием в ряде ситуаций можно пользовать как игру в поддавки. Например, у вас, мягко говоря, не очень умный начальник. Одна из его слабостей — пытаться произвести на людей впечатление мыслящего че­ловека. Зная это, подчиненные разговаривают с ним по методу эллипса. Тот начинает активно по заданному сооб­ражать. В итоге все стороны довольны: начальник полон уверенности в том, что он соображает, что у него симпа­тичные подчиненные, а последние удовлетворены тем, что с минимальными потерями нервов и времени поддержива­ют нормальные взаимоотношения с начальником.

Весьма полезно использование эффекта эллипса в се­мейной обстановке. Благодаря ему неглупые жены искусно нейтрализуют своих неглупых мужей. Упражняясь с ними в поддавки, жены выражают нескрываемое восхищение тем, как их мужья толково соображают. Те чувствуют себя на высоте, их мужское тщеславие удовлетворено. Они не до­гадываются, что ими руководит логика их жен. Подобные семейные игры, артистично проводимые женами и мужья-

446

ми, позволяют сохранять благополучие многих домашних очагов.

Венценосная триада. Как говорят, конец — всему делу венец. При всей сложности и многоаспек-гности проблемы имиджа следует четко представлять, что его полноценное достижение невозможно без риторического мастерена. Умопостижение словом — самое результативное средство воздействия на людей.

В имиджировании владение словом только тогда при­носит желаемый исход, когда оно задействовано одномо­ментно с мимикой и жестами. Какая-либо разорванность в их использовании неизбежно ведет к перечеркиванию всех других усилий по созданию имиджа. Такова одна из зако­номерностей имиджирования.

Имидж — это внешнее отражение человеческого обра­за, наглядно-выразительный срез его личностных характе­ристик. В этой связи такие его атрибуты, как модели пове­дения, одежда, прическа, имеют огромное значение в его утверждении. Однако без соответствующей мимики и вы­разительных жестов, риторического мастерства они не да­дут эффекта в самопрезентации личности.

Мимика, жесты и речь — это венценосная триада. Мас­терское владение ими чудодейственно преобразует облик человека. Подобной оснащенностью нередко владеют люди недостойные или, по-другому говоря, непорядочные, пре­следующие какие-то корыстные, карьеристские цели. Это тот случай использования имиджа как маски, скрывающей истинное лицо ее носителя, что часто приводит ко многим бедам. Особенно опасны такие «масконосители», занимаю­щиеся большой политикой, являющиеся руководителями. Они не единожды разочаровывали людей своей неискрен­ностью и непоследовательностью действий.

Но бывает досадно наблюдать отсутствие интереса к имиджу у достойных людей. Нередко подобное свое отно­шение к имиджированню они объясняют тем, что являют-

447

ся носителями положительных качеств, а потому не видят надобности в преднамеренной самопрезентации.

Весьма ошибочное суждение. Уметь достойно предъя­вит себя людям — это не только показатель высокой куль­туры, но и важнейшее условие сосуществования людей. Стремление каждого быть привлекательным для других способствует образованию доверительных взаимоотноше­ний, в результате чего каждодневное общение освобожда­ется от каких-либо антипатий. Французский мыслитель-моралист XVII в. Лабрюйер сожалел, что мы живем недо­статочно долго, чтобы пользоваться уроками своих оши­бок. В основном же это ошибки человеческого общения. Чем менее оно будет ошибочным, тем меньше будет огор­чений в нашей жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]