Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
27
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
439.19 Кб
Скачать

Глава 6 врач, семья и социальное окружение пациента

Основные термины и понятия

Семья, здоровье семьи, семейные заболевания, социальное окружение (среда), одиночество, жизненный цикл, функ­циональное равновесие, кризис семьи, реперкуссия, «сиг­нал тревоги», семейная консультация, семейная терапия, наследственные заболевания, селективный скрининг, ме­дико-генетическое консультирование, курение, Декларация ВМА «О вреде табачных изделий», алкоголь, лекарственная зависимость, наркомания, токсикомания, алкогольный синдром плода, Декларация ВМА «О пренебрежении роди­тельским долгом и жестоком обращении с детьми», Декла­рация ВМА «О жестоком обращении с пожилыми людьми и детьми», медицинское унижение, гериатрическая по­мощь.

Когда и где впервые было произнесено слово «семья», ка­кой оно имело смысл, неизвестно. Возможно, что слово «се­мья» указывало на мужское семя, от которого произошел род. В «Словаре синонимов русского языка» слова «семья» и «семя» определяются как близкие по значению. И это понятно. Род, происходящий от одного семени, изначально связан кровны­ми узами. И в книге «Бытия» записано: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова...» и т. д.

Вполне возможно, что это слово указывало и на сходство близких друг другу людей. Семь и Я можно понимать как се­микратное повторение себя в детях. Число семь у многих на­родов считалось священным.

В «Историко-этимологическом словаре современного рус­ского языка» слову «СЕМЬЯ» дано такое определение: «роди­тели с детьми и другие близкие родственники, живущие вме­сте»; в переносном смысле «группа людей, спаянных дружбой, объединенных общей деятельностью, общими интересами».

В украинском, чешском, польском языках это слово чаще всего используют как синоним слова «родина», а в древнерус-

ском языке встречалось с XI—XII вв. и означало «челядь», в старославянском — «личность».

Древненемецкое слово «heim» (совр. нем. Helm) переводи­лось не только как семья, но и «домашний очаг», в древней Исландии близкое по звучанию слово «heimr» — «жилье» — ис­пользовали также в смысле «мир», «вселенная» (совр. исл. Не-imur — «мир», «вселенная»), а в Древней Англии «ham» (совр. англ. «home») означало «дом», «жилище». В Древней Греции аналогичное слово переводили как «лежу», «покоюсь», «пребы­ваю», «нахожусь в зависимости».

Действительно, замечательное слово «семья» включает в себя и кровное родство, и дом, и окружающих, и твою Все­ленную, то место, где ты отдыхаешь душой и телом и чувству­ешь себя в безопасности...

К сожалению, далеко не каждый из нас знает свое генеало­гическое древо даже до третьего или четвертого колена, не знает, что мы получили в наследие от своих предков. Это мо­гут быть не только какие-то таланты, имущество, но и здоро­вье семьи и семейные заболевания.

С древнейших времен философы и врачи прекрасно пони­мали, что истоки многих тяжелых недугов надо искать в се­мье, а потому необходимо «смотреть в корень».

Семья начинается с союза между мужчиной и женщиной. Правда, в последнее время известны попытки, в некоторых странах даже узаконенные, создавать однополые семьи. Не­смотря на довольно значительную распространенность этого явления, мы будем вести речь о семье традиционной, обыч­ной.

Вопросы здоровья семьи активно обсуждались еще древне­греческими мыслителями. «Можно поставить еще и такой во­прос: почему искусство наживать состояние относится к облас­ти домохозяйства, а медицина не относится ? Ведь здоровье яв­ляется столь же необходимым для членов семьи, как и питание и тому подобные жизненные потребности. ...В одном отноше­нии, и домохозяин, и правитель, должны заботиться и о здоро­вье им подвластных, в другом отношении, это является предме­том заботы не их, а врача», — совершенно справедливо писал Аристотель в своем труде «Политика». Он утверждал, что этим должны заниматься и умные законодатели, и главы семей (до­мохозяин), и врачи.

«Не только сам врач должен употреблять в дело все, что не­обходимо, но и больной и окружение, и все внешние обстоятель­ства должны способствовать врачу в его деятельности», — на­ставлял врачей современник Аристотеля знаменитый Гиппо­крат.

В начале XX в. Карл Пирсон, «отец современной биостати­стики», занялся изучением дат смерти супругов, обозначен­ных на могильных камнях Англии, Голландии и Германии.

158

159

Он обратил внимание на то, что мужья и жены чаще всего умирали через год после смерти своих супругов. Это кажущее­ся совпадение постоянно подтверждается новыми примерами. Тяжело переживающий потерю супруг или член семьи под­вергается повышенному риску умереть от болезни сердца (Б. Лоун).

Однако человек может формально иметь семью и чувство­вать себя одиноким, если эта семья не выполняет свои функ­ции. Влияние такого вида одиночества на ход тяжелого забо­левания (рака) гениально показал Л. Н. Толстой в свой повес­ти «Смерть Ивана Ильича»: «...того одиночества, в котором он находился, ...того одиночества среди многолюдного города и сво­их многочисленных знакомых и семьи (жена и дочь устали от бо­лезни и ездили на балы... развлекаться),— одиночества, полнее которого ни могло быть нигде: ни на дне моря, ни на земле, в по­следнее время этого страшного одиночества Иван Ильич жил только воображением в прошедшем...».

Исследования последних десятилетий на большом стати­стическом материале доказали, что 7 из 10 мужчин, живших в неблагополучной семейной среде, к 53 годам либо заболевали, либо умирали. Из мужчин, которые проживали в благополуч­ных семьях, к этому возрасту заболевал или умирал лишь один из 13.

Любая нормальная семья начинается с союза между жен­щиной и мужчиной не только для удовлетворения сексуаль­ных потребностей, но и для рождения и воспитания детей. «Ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... царства Божия не наследуют»,— проповедовал апостол Павел (1-е послание коринфянам).

К сожалению, все реже и реже встречаем мы, особенно в городах, полинуклеарные семьи, где взрослые дети живут с ро­дителями, а еще реже — с бабушками и дедушками.

Из курса семейной медицины Вы знаете, что функции и структура семьи меняются по мере прохождения своего так называемого жизненного цикла. Каждая семья в идеале за пе­риод своего существования должна проходить через ряд по­следовательных фаз. Каждая из фаз заканчивается выполне­нием всех присущих ей заданий в целях обеспечения чувства стабильности и готовности к переходу к новой, качественно иной фазе.

Существуют различные взгляды на количество основных этапов жизненного цикла семьи. В нашей стране наиболее популярна периодизация Э. К. Васильевой (1975), которая выделяла 5 стадий жизненного цикла:

  1. Зарождение семьи с момента заключения брака до рож­дения первого ребенка.

  2. Рождение и воспитание детей до начала трудовой дея­тельности хотя бы одного ребенка.

160

  1. Окончательное выполнение семьей воспитательной функ­ции до момента, пока на попечении семьи не останется ни од­ного ребенка.

  2. Дети живут с родителями, и хотя бы один из них не имеет собственной семьи.

  3. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собствен­ные семьи.

За рубежом более принято выделять в жизненном цикле семьи 7 этапов: вступление в брак, рождение первого ребенка, семья с детьми школьного возраста, семья с детьми-подрост­ками, семья — «пусковая площадка», супруги среднего возрас­та, старость [Neighbour R. Н., 1985].

Некоторые авторы выделяют на последних стадиях жиз­ненного цикла группу родителей без детей («пустое гнездо»), супружескую пару в пенсионном возрасте и одинокое старе­ние.

Люди, находясь на каждой новой фазе жизненного цикла, изменяются не только в возрастном плане. У них меняются жизненные ценности, отношение к здоровью, круг болезней, и, разумеется, частота общения с врачом. Меняются также и задачи врача по отношению к семье, а следовательно, его про­фессиональное поведение.

С 40-х годов XX в. за рубежом стали проводиться интен­сивные исследования по проблемам семейной медицины. Од­но из первых таких исследований — «Пациенты имеют се­мью» X. Ричардсона (Н. Richardson) — на большом статисти­ческом материале показало тесную зависимость частоты воз­никновения сердечно-сосудистых, психических, детских забо­леваний от условий жизни семьи.

В последнее десятилетие XX в. исследования по этой про­блеме появились и в России. В 1994 г. в Самаре вышло первое в нашей стране руководство по семейной медицине, а в 1996 г. в Санкт-Петербурге выпустили 2-томное руководство «Общая врачебная практика».

В одной главе невозможно изложить современные пред­ставления о структуре семьи, ее динамике и функциях на ка­ждом из этапов жизненного цикла, а также о принципах се­мейного взаимодействия. Мы остановимся только на некото­рых проблемах семейной медицины, в ходе решения которых медицинскому работнику, общающемуся с семьей, принадле­жит особая роль и от него требуется знание некоторых важ­ных принципов и правил медико-этического характера.

«Семья не просто сумма людей, а система, и как всякая сис­тема обладает определенной структурой, состоящей из элемен­тов и связей между элементами, а также собственными каче­ственными особенностями, присущими только целому и не сво­димому к сумме свойств частей. В семье все взаимосвязано, и при повреждении любого ее звена возникает реперкуссия (по-

П-6961 161

вторный удар —от франц. re повторение и percuter уда­рять). При наличии в семье больного никто не остается ин-тактным (от лат. intactus нетронутый), нарушается уста­новленное равновесие во взаимоотношениях, семья перестает функционировать как гармоничное целое. Больной человек в се­мье не всегда является тем эпицентром, от которого распро­страняются болезнетворные влияния, затрагивающие осталь­ных. Он может быть лишь симптомом „больной семьи", тогда как корень болезни (situ morbi) кроется в других элементах сис­темы», — пишет один из основателей семейной психотерапии J. Honells (1975).

Кризисные ситуации в семье, нарушающие ее нормальное функционирование, могут возникнуть по многим причинам: смерть одного из ее членов, развод, потеря работы и т. д.

В норме, по мнению G. Smilkstein (1978), семья находится в состоянии функционального равновесия, при котором взаи­модействие членов семьи обеспечивает эмоциональную и фи­зическую заботу, способствует росту (не только физическому) каждого, кто в нее входит.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая не­счастливая семья несчастлива по-своему»,— писал Л. Н. Тол­стой.

В кризисной, стрессовой ситуации равновесие нарушается, семья становится неспособной выполнять свои функции. Это могут быть функции хозяйственно-бытовые, воспитательные, эмоциональные, духовного общения, первичного социального контроля, сексуально-эротические. Для нас всего важнее те функции, которые оказывают наибольшее влияние на здоро­вье семьи, его формирование, поддержание и сохранение: ре­продуктивная (обеспечение рождения здорового ребенка пу­тем сознательного планирования семьи и учета наследствен­ных факторов), функции ухода за больным, удовлетворение потребности в любви, финансового обеспечения медицинской помощи.

Из стрессов, оказывающих наибольшее влияние на здоро­вье семьи, приводящих к физическим или психическим забо­леваниям, J. Duglas (1951) называет: смерть одного из супру­гов, родителей или детей; вступление в брак; развод; рожде­ние неполноценного ребенка.

Разумеется, значимость и сила воздействия этих стрессов как на отдельных членов семьи, так и на различные семьи со­вершенно неоднозначны. Для любящих супругов смерть одно­го из них — громадная трагедия, но бывает и так, что супруги не испытывают больших потрясений, если их ничего не свя­зывало, кроме свидетельства о браке и общей жилплощади.

Анализируя роль стрессовых ситуаций в возникновении психопатологии, американские исследователи построили та­кую шкалу приоритетов: смерть супруга—100; развод — 73;

тюремное заключение — 63; выход на пенсию —41; беремен­ность — 40; смена работы — 36; ссоры с начальством — 23; из­менение места жительства — 20 и т. д. Если сумма баллов у индивидуума составила более 300, то на 88% повышается риск возникновения психозов, депрессивных состояний и других нарушений психической деятельности.

Соседние файлы в папке Яровинский Медицинская этика