Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Мистерии сибирской язвы (учебник)

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
19.02.2026
Размер:
38.14 Mб
Скачать

Раздел III 28. Клиника B. cereus ss

та антибиотикотерапия (цефазолин и гентамицин внутривенно).

На 3-й день температура резко поднялась до 38,7 °С; пациент почувствовал озноб и усиление боли в руке, которая заметно увеличилась в размерах (из раны выделялась водянистая жидкость коричневого цвета). Анализ крови выявил лейкоцитоз (18,4 х 109/л при норме 4,5–10 х 109/л), повышение уровня креатинфосфокиназы (6416 Ед/л при норме 190–270 Ед/л) и лактатдегидрогеназы (284 Ед/л при норме 135–225 Ед/л). В моче обнаруживался миоглобин. Из тканей выделены грамположительные палочки, ввиду чего была заподозрена газовая гангрена, вызванная Clostridium perfringens.

Выполнена открытая ампутация выше локтя из-за ухудшения клинического состояния, в ходе которой в тканевых полостях не было обнаружено гноя. Исследование тканей подтвердило газовую гангрену с присутствием грамположительных палочек в мышечных тканях (со стороны раны), идентифицированных как C. perfringens. Антибиотикотерапия скорректирована путём замены цефазолина на пенициллин G, и начат протокол гипербарической оксигенации для предполагаемой гангрены, вызванной C. perfringens.

На 2-й послеоперационный день вид микроорганизма был уточнён на B. cereus ss, исследование которого выявило устойчивость штамма к пенициллину, ампициллину, метициллину, цефалотину и цефокситину. Антибиотикотерапия скорректирована, гипербарическая оксигенация прекращена. На 10-й день антибиотики отменены, пациент выписан.

Данный случай не является единственным и наглядно показывает, что источник инфекции и схожесть клинической картины могут приводить к неверной идентификации возбудителя(1), которая, в свою очередь, приводит к неверной тактике лечения. Тем не менее поскольку B. cereus ss распространён повсеместно, он становится этиологическим агентом различных кожных инфекций, возникающих вследствие получения открытых ран (в основном в военное

1 Газ, обнаруживаемый в ранах, в случае B. cereus ss, вероятно, является азотом, тогда как C. perfringens выделяет углекислый газ и водород.

380

Рис. 28.5. Поражение кожи, вызванное
B. cereus ss, у 33-летней женщины без сопутствующих заболеваний из Кум (Иран). Со слов пациентки, на здоровой коже (без видимых ран, царапин и ушибов) возникли небольшие пузырьки, перешедшие в безболезненную рану. Из содержимого раны выделен только B. cereus ss; иные патологии отсутствуют. На фоне двухнедельного перорального приёма ципрофлоксацина (выделенный штамм чувствителен к гентамицину, ципрофлоксацину, хлорамфениколу и тетрациклину) рана зажила (по Esmkhani M., 2022)

Мистерии сибирской язвы

время), огнестрельных ранений, инъекции препаратов (наркотиков) и, реже, проведения операций. Кроме того, инфицирование раны может произойти из-за колонизации бинтов, пропитанной гипсом марли, а также антисептиков, таких как хлоргексидин, пови- дон-йод и этиловый спирт. Первичная кожная инфекция также возможна, поскольку возбудитель может проникать через микроскопические трещины в коже. Обычно она развивается у иммунокомпетентных лиц, контактирующих с землёй, и протекает местно, в виде

эриматозной флегмоны, папулы, язвы и даже струпа (Рис. 28.5). Механизм и причины инфицирования неизвестны.

Описаны единичные случаи эндокардитов и остеомиелитов у иммунонекомпетентных людей и героиновых наркоманов, причём первое состояние чаще всего развивается на фоне уже имеющихся сердечных патологий. Большой интерес также вызывает случай<1>, произошедший в Нагоя (Япония), когда у 71-летней женщины с инвазивным раком мочевого пузыря спустя 5 недель после установки постоянного уретального катетера развилась лихорадка, а из мочи стал высеваться B. cereus ss. Назначенная антибиотикотерапия (имипенем + циластатин) привела к выздоровлению на 4-й день.

Итак, можно видеть, что B. cereus ss является этиологическим агентом большого спектра состояний, нередко приводящих к ле-

1 Sato K., Ichiyama S., et al. A case of urinary tract infection caused by Bacillus cereus. J Infect. 1998; 36(2):247–248; DOI: 10.1016/s0163–4453(98)80032–7.

381

Раздел III 29. Лабораторная диагностика B. cereus ss

тальным исходам, но чаще всего у младенцев и иммунонекомпетентных лиц. При этом мы рассмотрели только инфекции, вызываемые «классическими» штаммами, не затрагивая Bcbva и штаммы с сибиреязвенноподобными плазмидами, поскольку они и вызываемые ими инфекции уже были подробно рассмотрены в Главах 4 и 16. Тем не менее до сих пор некоторые специалисты относятся к B. cereus ss пренебрежительно, упрямо закрывая глаза на его патогенный потенциал. Однако, как уже отмечалось, не только B. cereus ss, но и весь B. cereus complex всё чаще преподносит сюрпризы, ставя новые задачи перед здравоохранением и предлагая простую истину: вчера не равно сегодня, а сегодня не равно завтра. Бактериальные возбудители живут своей жизнью. Они размножаются, и многие обмениваются генами. Вчерашний представитель нормофлоры сегодня вызывает инфекцию. И задача очень проста – вовремя увидеть и предотвратить. Конечно, не нужно в этом деле доходить до безумия и в каждой бактерии подозревать потенциально опасный патоген (всё-таки у них презумпция невиновности), но нужно уловить едва заметные предпосылки и вовремя среагировать. И в этом сложность профессии врача.

29 ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА B. CEREUS SS

Лабораторная диагностика состояний, вызванных B. cereus ss, в целом похожа на диагностику сибирской язвы. Исследованию подлежит клинический материал и образцы окружающей среды, работу с которыми осуществляют в лабораториях BSL-2, поскольку возбудитель относится к ПБА 2 группы опасности (риска) согласно Всемирной организации здравоохранения и к III группе патогенности (опасности) в России1. Такое положение объясняется тем, что он

может вызывать заболевание человека и животных, но вряд ли представ-

1 В США не входит ни в одну из категорий, поскольку не рассматривается как потенциальный агент биотерроризма.

382

Мистерии сибирской язвы

ляет серьёзнуо опасность<1>. Однако после предыдущей главы с этим утверждением хочется поспорить.

Лаборатории BSL-2 относятся к базовым и представляют собой герметичные помещения, разделённые на «чистую» и «заразную» зоны, оборудованные системами вентиляции с HEPA-фильтрами (класс Н11 на входе и класс H14 на выходе). И в целом они похожи на лаборатории BSL-3, только к ним, равно как и к сотрудникам в них работающим, предъявляются менее жёсткие требования.

Образцы клинического материала и объектов окружающей среды подготавливают и сеют на питательные среды, такие как мясопептонный бульон, LB-агар, мясопептонный агар, агар Хоттингера, кровяной агар. Оптимальной температурой инкубации является 30–37 °С, однако существуют штаммы, растущие при более низких или, наоборот, более высоких температурах2.

При выращивании в бульоне в течение суток происходит его помутнение с последующим просветлением и образованием тонкой плёнки, которая при встряхивании распадается на пристеночное кольцо и хлопьевидный осадок, опадающий на дно. Сибиреязвенный микроб, напомним, образует плотный осадок по типу комка ваты.

На чашках в первые сутки образуются восковые серебристобелые (иногда розовато-коричневатые) колонии с неровными краями, имеющие зернистую структуру (R-форма), примерно 5–10 мм в диаметре, которые к 48-му часу увеличиваются до 2 см, однако размер может варьироваться в зависимости от штамма (Рис. 29.1). Похожие колонии формируют штаммы Bcbva и антрозаотрицательные штаммы сибиреязвенного микроба, правда, последние растут медленнее из-за задержки в споропрорастании (Рис. 29.2). В косо проходящем пучке света можно видеть ровные края колоний, хотя в ряде случаев может встречаться структура,

1Laboratory biosafety manual. 3rd ed.. World Health Organization, WHO/CDS/CSR/LYO/2004.11, 2004, 181 p.

2Как и в случае B. anthracis, штаммы B. cereus ss, выделяемые из зоны вечной мерзлоты, не растут в жидких питательных средах, а на плотных, при температуре 37 , колонии образуются лишь к концу третьих суток. При температуре инкубирования от 5 до 12 рост возможен к 48 часу, а оптимум температурного роста располагается в диапазоне от 15 до 24 .

383

Раздел III 29. Лабораторная диагностика B. cereus ss

Рис. 29.1. Культуры B. cereus ss и их окраска по Граму: верхний ряд – штамм C1, выделенный из ила пруда для разведения сомов и способный биоразлагать амоксициллин (по Duong-Nguyen T. A., 2022); средний ряд – штамм, выделенный с поверхности египетской железной руды (по Selim K. A., 2018); нижний ряд – штамм, вызвавший кожное поражение и проявляющий устойчивость к антибиотикам (по Esmkhani M., 2022)

384

Мистерии сибирской язвы

Рис. 29.2. Выращенные на агаре с овечьей кровью (слева) и окрашенные по Граму (справа) культуры антроза-отрицательного штамма B. anthracis из Нигерии (верхний ряд) и штамма B. cereus bv. anthracis (Bcbva) из Кот-д’Ивуара (нижний ряд), изолированного из останков дымчатого мангобея (Cercocebus atys), умершего в период с мая 1993 по август 1994 года (по Norris M. H., 2023).

Обратите внимание, как схожи колонии обоих штаммов на чашках, но как отличаются клетки в мазках. Сравните их с культурами «классических»

B. anthracis и B. cereus ss (подробнее о B. anthracis ant– и Bcbva мы говорили в Главах 2, 3, 7 и в Главе 4 соответственно)

похожая на львиную гриву, характерную для сибиреязвенных колоний (Рис. 29.3).

Для окрашивания по Граму готовят фиксированные мазки 1 из клинического материала и суточных агаровых культур. В первом случае можно видеть крупные (1–2 х 3–5 мкм) прямые или слегка

1 В лабораториях BSL-2, как правило, мазки фиксируют путём проведения в пламени спиртовки (горелки), однако видится целесообразным использовать фиксирующие растворы, применяемые для сибиреязвенных культур, как было описано в Главе 21.

385

Раздел III 29. Лабораторная диагностика B. cereus ss

 

 

изогнутые тонкие палочки с квад-

 

 

ратными концами, расположен-

 

ные

поодиночке

или короткими

 

цепочками с чётко визуализируе-

 

мыми

клеточными

стыками

 

(Рис. 29.4). Аналогичный вид

 

имеют мазки, приготовленные из

 

бульонных культур. В случае ага-

 

ровых

культур

можно

видеть

 

крупные прямые палочки с более

 

однородной морфологией, распо-

Рис. 29.3. Атипичная культура

лагающиеся поодиночке или со-

ставляющие

длинные

цепочки

в косопроходящем пучке света.

(Рис. 29.1). Споры в таких культу-

Сравните это изображение с

Рис. 21.2

рах

могут

располагаться цен-

трально, что позволяет их дифференцировать от сибиреязвенных. Аналогичный вид имеют мазки, приготовленные из суточных культур штаммов Bcbva, в то время как в мазках антроза-отрицательных штаммов сибиреязвенного микроба обнаруживаются длинные цепочки, состоящие из маленьких клеток (Рис. 29.2).

Для обнаружения жгутиков используют фиксированные мазки 12–18-часовых агаровых культур, которые затем окрашивают и микроскопируют при большом увеличении. Для этого аккуратно петлёй забирают культуру и помещают в пробирку с 2–3 мл физиологического раствора. Далее, петлю держат неподвижно примерно 2 минуты или осторожными движениями погружают 3–4 раза, чтобы не повредить жгутики. Дают отстояться 15–20 минут, после чего аккуратно помещают новую петлю в пробирку, и наносят одну каплю на предметное стекло (не размазывая!), и дают высохнуть. Фиксируют.

Для окраски по Лейфсону на предметное стекло наносят протравитель на 30–50 секунд1 или 3–5 минут2, после чего либо выдержи

1 В этом случае в качестве протравителя используют смесь из 15 г таннина, растворённого при нагревании в 48 мл воды, к которому добавляют 30 мл насыщенного водного раствора железного купороса и 6 мл насыщенного раствора, состоящего из

386

Мистерии сибирской язвы

Рис. 29.4. Мазки крови (слева) и аспирата передней камеры глаза (справа);

окраска по Граму (слева по Shimoyama Y., 2017, справа по Mursalin M. H., 2020)

вают при комнатной температуре в течение 15–20 минут, либо нагревают до появления паров, после чего промывают сильной струёй дистиллированной воды примерно 30 секунд и высушивают на воздухе. Далее наносят карболовый фуксин Циля или смесь, состоящую из 1 части насыщенного спиртового раствора фуксина и 10 частей дистиллированной воды (при медленном нагревании до образования паров). Промывают дистиллированной водой и высушивают. В результате бактериальные клетки и их жгутики окрашиваются в розово-фиолетовый цвет (Рис. 29.5).

Можно видеть, что жгутики окрашиваются за счёт осаждения на них солей железа, однако для этих целей можно использовать и соли серебра (окраска по Морозову). На фиксированный мазок наносят раствор, состоящий из 1 мл ледяной уксусной кислоты и 2 мл

фуксина в 96%-ном растворе спирта. Смесь хранят в стеклянной таре с притёртой крышкой в тёмном месте. Перед использованием фильтруют. Хотя смесь может храниться несколько месяцев, целесообразнее её готовить за 1–2 дня до использования.

2 В этом случае в качестве протравителя используют смесь из 20%-ного водного раствора таннина, 1 мл насыщенного спиртового раствора основного фуксина и 5,5 мл насыщенного на холоде водного раствора соли Мора (сульфата аммонияжелеза[II]). Смесь хранят в стеклянной таре с притёртой крышкой в тёмном месте. Перед использованием фильтруют. Хотя смесь может храниться несколько месяцев, целесообразнее её готовить за 1–2 дня до использования.

387

Раздел III 29. Лабораторная диагностика B. cereus ss

Рис. 29.5. Визуализация жгутиков единичных клеток (слева) и

при роении (справа); окраска по Лейфсону (справа по Mursalin M. H., 2020)

формалина в 100 мл дистиллированной воды. Спустя минуту тщательно промывают дистиллированной водой. Наносят раствор, состоящий из 5 г таннина и 1 мл фенола в 100 мл дистиллированной воды1, и подогревают в течение 1 минуты до появления паров, после чего тщательно промывают дистиллированной водой. Снова нагревают мазок и на 1 минуту наносят раствор аммиачного серебра2, после чего тщательно промывают дистиллированной водой и высушивают. В результате бактериальные клетки окрашиваются в угольно-чёрный цвет, а их жгутики – в коричневый или янтарночёрный цвет на прозрачном или жёлтом фоне.

Окрашивают и иными способами. Способ Лёффлера: на фиксированный нагретый мазок наносят раствор, состоящий из 100 мл 20%- ного раствора водного таннина, 50 мл насыщенного на холоде водного раствора железного купороса и 10 мл насыщенного спиртово-

1Наталья Никифоровна Клемпарская предлагает использовать 2,5–3%-ный раствор таннина во избежание образования осадков.

2Способ приготовления: 5 г нитрата серебра растворить в 100 мл дистиллированной воды, после чего отлить 20 мл раствора в отдельный сосуд, а к оставшимся 80 мл по каплям прилить водный раствор аммиака (NH3·H2O) до растворения образовавшегося осадка и возникновения лёгкой опалесценции (если раствора аммиака добавлено много, то следует по каплям прилить первоначальный раствор из отлитых 20 мл). Полученный раствор развести в дистиллированной воде в соотношении

1 : 100.

388

Мистерии сибирской язвы

го раствора основного фуксина. Спустя 1 минуту осторожно промывают дистиллированной водой и немного высушивают, после чего наносят карболовый раствор фуксина и прогревают 2– 3 минуты. Тщательно промывают дистиллированной водой и высушивают. В результате бактерии окрашиваются в тёмнофиолетовый цвет, а жгутики – в бледно-фиолетовый или красный цвета. Способ Инуйе: на фиксированный мазок наносят раствор, состоящий из 100 мл 20%-ного раствора водного таннина, 50 мл насыщенного на холоде водного раствора железного купороса и 10 мл насыщенного спиртового раствора основного фуксина. Спустя 1 минуту осторожно промывают дистиллированной водой и наносят раствор Мюра1, прогревая 1,5 минуты. Тщательно промывают дистиллированной водой и высушивают. В результате бактерии окрашиваются в тёмно-фиолетовый цвет, а жгутики – в бледнофиолетовый или красный цвет. Способ Бениньетти́ и Джино́ : за 2–3 дня до окраски приготавливают три раствора2, которые непосредственно перед окрашиванием смешивают в пропорции 1 : 2 : 3 и отфильтровывают. Далее наносят на фиксированный мазок и прогревают в течение 2–3 минут, после чего промывают дистиллированной водой и высушивают. В результате бактерии окрашиваются в тёмно-фиолетовый цвет, а жгутики – в бледно-фиолетовый цвет.

Для обнаружения спор используют фиксированные мазки из 2– 5-суточных культур или суточных культур, выращенных на голодном агаре. Окрашивают мазки по Цилю – Нильсену, кумасси синим или малахитовым зелёным по Шефферу – Фултону.

Для выявления реакции на ацетилметилкарбинол тестом Фогес́ –

Проскауэра́ , 2,5 мл суточной бульонной культуры переносят в отдельную пробирку и последовательно добавляют 0,3 мл первого

1Способ приготовления: смешать 25 мл насыщенного водного раствора сульфата алюминия-калия (алюмокалиевых квасцов) и 5 мл насыщенного спиртового раствора основного фуксина. Профильтровать непосредственно перед использованием.

2Первый раствор: 1 г сульфата цинка и 15 г таннина в 100 мл дистиллированной воды. Второй раствор: насыщенный водный раствор сульфата алюминия-калия (алюмокалиевых квасцов), полученный нагреванием. Третий раствор: насыщенный спиртовой раствор генцианвиолета.

389