
учебники / Всеобщая история библиотек
.pdf
Городская библиотека в Тампере (Финляндия).
Архитекторы — Райли Пиетиля (Raili Pietila) и Рейма Пиетиля (Reima Pietila). Сама библиотека получила название «Глухарь» («Metso»)
Вход в Городскую библиотеку Тампере
ЗГЗ

визуальными документами. Обязательным элементом являются помещения, в которых ведется культурная работа. Само собой разумеется, детская библиотека находится в одном здании с библиотекой для взрослых. И в целом казалось, что такая структура является устоявшейся и неизменной при всех неожиданных пространственных решениях архитекторов. Но в условиях информатизации в понимании функциональности стали происхо дить изменения. В новых зданиях больших библиотек, выполняющих и функ ции центральных региональных библиотек, построенных и спроектирован ных в 1990-х гг., отмечается отход от традиционной функциональности.
Здание Городской библиотеки в Лахти (архитектор Αρτο Сипинен (Arto Sipinen))
Каждая библиотека выбирает свой вариант развития, и в силу этого все меньше оснований говорить о некой единой финской модели публичных библиотек. Но главным элементом этих разных моделей остаются особые финские традиции архитектурно-пространственного библиотечного функ ционализма. Одна из новых моделей предполагает своего рода переход от библиотечной функциональности к функциональности знаний.
Строящееся здание Городской библиотеки Турку директор Инкери Няятсаари (Inkeri Naatsaari) и архитектор Асмо Яакси (Asmo Jaaksi) видят та ким, чтобы у пользователя была возможность видеть предметы в целом и
374

во взаимосвязи, и таким образом выстраивать картину мира171. Новое по нимание библиотечной функциональности предполагает ликвидацию всех привычных функциональных отделов. Вся работа строится по принципу множества библиотек в библиотеке, каждая из которых выполняет все биб лиотечные функции и предоставляет все услуги. При этом каждая из час тей не будет функционировать сама по себе, как это нередко бывало в отраслевых отделах в советских универсальных научных библиотеках, а будет участвовать в общем процессе раскрытия космоса знаний.
Инкери Няятсаари
Особо серьезное внимание пространственно-архитектурному решению библиотеки — отличительная черта и датской модели публичной библиоте ки172. Но датская модель — прежде всего, результат датского «общества благосостояния».
/Дания — наряду с другими скандинавскими странами — относится к наиболее благополучным странам Европы. Своим благополучием граждане этой страны гордятся столь сильно, что даже в государственных докумен тах, направленных на развитие той или сферы общественной жизни, в том числе и библиотечной, подчеркивается стремление поддерживать опреде ленный уровень благоденствия, благосостояния, процветания. Это отража ет реальность того общества, которое характеризуют как «общество благо состояния». Этот момент является принципиально важным для понимания особенностей датской модели информационного общества потому, что в этой стране новые идеалы и новые цели в развитии общества не отвергали те идеалы и цели, которые стали основополагающими еще после окончания второй мировой войны, а соединились с ними. Это имеет прямое отношение и к пониманию роли библиотек в информационном обществе. Роль библио теки как одного из важнейших общественных институтов не декларирова-
375

лась, а воспринималась в новых условиях как нечто само собой разумею щееся. В новых условиях библиотеки начали играть иную роль — и даже более значимую, но они в сознании граждан страны воспринимались как один из важнейших институтов, определяющих жизнеспособность общества, жизнеспособность страны. Прежде всего, роль публичной библиотеки изме нилась после второй мировой войны, когда в датском обществе начали от стаивать идеи активизации роли всего населения страны в жизни обще ства. Усиление общественной активности рассматривали как важнейший фактор укрепления демократии, и именно на публичные библиотеки была возложена задача стимулировать политическую активность каждого жите ля страны.
Готовой модели создания «общества благосостояния» в Дании, как и в других скандинавских странах, после второй мировой не было. Эта модель создавалась на практике в течение многих лет, но она изначально была сориентирована на экономический рост, социально-политический консен сус и создание правового государства. Кроме того, изначально была очень четко определена практическая основа этой будущей модели: активная роль государства в обеспечении социальной защищенности граждан страны вне зависимости от уровня их доходов и размеров выплачиваемых налогов173.
Программные положения модели, которая начала воплощаться на прак тике в период с 1958 по 1968 гг., в те годы, когда у власти была Социалдемократическая партия Дании (СДПД), были сформулированы этой партией еще в 1945 г. в программе, получившей название «Дания будущего»: полная занятость, социальная защищенность населения, производственная эффек тивность, демократия. На практике же она начала воплощаться уже в кон це 1940-х гг., когда правительство возглавил лидер С Д П Д Хедтофт Хан сен (Hedtoft Hansen)174.
В законе о публичных библиотеках от 1993 г. подчеркивалось, что краеугольным камнем датской культурной политики является закон о пуб личных библиотеках, а местные публичные библиотеки рассматриваются как «институты, которые несут основную ответственность за доступ к ин формации и знаниям всему населению, а главной задачей в области куль турной политики является создание по возможности наилучших условий для этой деятельности»175.
То, что в 1990-е гг. публичные библиотеки вновь оказались в центре внимания датского общества, представляется закономерным. В центре вни мания вновь оказалась не просто библиотека как общественный институт, а именно публичная библиотека:
«Сегодня мы сосредоточиваем свое внимание на библиотеках потому, что решающим фактором, определяющим развитие информационного об щества, становится знание.
376

Мы знаем, что знание является наиболее важным фактором в развитии и поддержке демократического процветающего государства. Здесь все со знают, что уникальным источником знания для всех граждан является пуб личная библиотека.
В информационном обществе заложен значительно больший потенциал знания, нежели это было когда-либо раньше — библиотеке брошен вызов воспользоваться этим возрастающим потенциалом»176.
Основные принципы информационной политики Дании отражают не только традиционную для этой страны активную роль государства в обес печении социальной защищенности граждан в целом, но и стремление двигаться вперед в раскрытии творческого потенциала нации в целом, в предоставлении гражданам страны принципиально иных возможнос тей реализации их творческого потенциала, самореализации вне зави симости от уровня их доходов и размеров выплачиваемых налогов. Ос новные принципы информационной политики Дании показывают, что здесь изначально в качестве важнейшего общественного института рас сматривается публичная библиотека. Об этом свидетельствуют форму лировки самих принципов:
«1. Власти в ответе за то, чтобы каждый гражданин мог быть уверен в возможности получения знания и имел доступ ко всем основным массивам опубликованной информации.
2.Государство обязано обеспечивать и гарантировать наличие обще ственной инфраструктуры для распространения информации. Публичные библиотеки и общедоступные научные библиотеки образуют основу {курсив автора) этой инфраструктуры.
3.Общественные власти должны гарантировать регистрацию публич но доступной информации таким образом, чтобы пользователь мог знать, какая информация доступна, где она находится и как может быть осуще ствлен доступ к ней.
4.Государство должно гарантировать сбор и сохранение наиболее важ ных частей какой-либо информации, опубликованной в Дании.
5.Власти должны гарантировать пользователям доступ к имеющейся международной опубликованной информации.
6.Государство обязано обеспечивать доступ зарубежным пользовате лям к информации, изданной в Дании, и должно поддерживать междуна родный обмен информацией.
7.Каждому гражданину должно быть гарантировано достаточное обу
чение по поиску необходимой информации. Такое обучение должно быть частью обучения каждого от начальной школы до аспирантуры»177.
По датской модели публичной библиотеки отчетливо видно, что на эта пе перехода к информационному обществу принципиально изменилась роль
377

публичной библиотеки в обществе. Можно сказать иначе: определилась
новая роль публичной библиотеки в обществе: вместо одного из важнейших институтов общественной жизни она становится основополагающим инсти тутом, определяющим развитие общества. Наблюдается переход от ответ ственности муниципалитетов к ответственности государства.
В отношении России пока еше рано говорить о сформировавшейся специфической модели публичной библиотеки. Однозначно то, что в на чале 1990-х гг. советская массовая библиотека начала меняться, и на смену похожим друг на друга по составу фондов и даже по внешнему об лику появились разные, абсолютно не похожие друг на друга библиотеки. Одним из первых шагов расставания с прошлым — с массовой библиоте кой стал семинар, проведенный в ноябре 1992 г. в Москве по инициативе Московской библиотечной ассоциации и ее президента Татьяны Евгень евны Коробкиной178.
Многое изменилось в облике публичных библиотек России, в том числе и в плане использования современных компьютерных технологий. И все же говорить о полном превращении массовых библиотек в публичные по отно шению к России пока еще рано. В отличие от стран Балтии, где в начале 1990-х гг. расставание с прошлым предполагало разработку проектов но вых и реконструкции старых зданий общедоступных библиотек, в России эта проблема почти не решается, хотя немало сделано в Москве (проект нового здания Центральной городской библиотеки им. Н. А. Некрасова, реконструкция Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева и др.) и Петер бурге (организация семинаров для библиотекарей и архитекторов на базе Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского по ини циативе ее директора, президента Петербургского библиотечного обще ства Зои Васильевны Чаловой совместно с Архитектурно-строительным уни верситетом, Немецким культурным центром им. Гете и другими зарубежны ми партнерами).
Огромное значение для развития публичных библиотек России на ре гиональном уровне имеет работа, реализованная в Кузбасском регионе Кемеровским университетом культуры и искусств — программа «Инфор мация для всех». Она изначально была нацелена на воспитание пользова теля библиотеки на всех уровнях обучения, начиная с начальной школы. Эта программа нацелена на усвоение навыков пользования как традици онной библиотекой с фондами на бумажных носителях, так и на использо вание самых современных компьютерных технологий. Здесь по сути идет речь об ориентации на гибридную библиотеку. Научно-исследователь ский институт информационных технологий социальной сферы Кузбасса (http://nii.art.kemerovonet.ru), который возглавляет научный руководитель программы, разработчик уникальных методик — проректор этого универ-
378

Многообразие национальных моделей публичной библиотеки показы вает, что сам тип публичной библиотеки позволяет успешно осуществлять библиотечное обслуживание в самых разных странах мира и при этом по зволяет учитывать специфику страны.
В условиях глобальной информатизации основные типы библиотек оста ются теми же, но при этом границы между различными типами библиотек и различными типологическими подходами становятся все менее отчетливы ми. Каждая из библиотек становится политипологической, то есть может и должна рассматриваться с разных типологических позиций.
Возникает потребность в особом внимании к отдельным странам, к их духовному наследию, в связи с чем огромное значение придается развитию национальных библиотек. Проявляется более внимательное отношение к духовному наследию регионов. Объектом особого внимания со стороны про-
379

фессионального библиотечного сообщества стал сложившийся ранее тип центральной региональной библиотеки.
Изменения, происходящие в сфере развития науки в условиях новей ших информационных технологий, привели к необходимости выделения особого типа научной библиотеки — исследовательской библиотеки.
380

381
