Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы психотерапии.doc
Скачиваний:
61
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
2.92 Mб
Скачать

Тема 6. Практикум

Практическая работа № 1 Тема: Аналитическая психология и психотерапия К. Юнга, индивидуальная психология и психотерапия А.Адлера.

Цель практической работы: Научить студентов реализовывать на практики принципы психологической помощи, разработанные в аналитической психологией А.Адлера и индивидуальной психологией  К. Юнга.

Ожидаемый результат: Умение использовать на практике приемы аналитической и индивидуальной психотерапии, видеть возможности применения методов лечения, психокоррекии.

1. Решить задачи.

Задача 1 Какие основные теоретические положения неопсихоанализа отражены в работе М. Кляйн? Каким образом психотерапевт использует в своей практике данные знания? «Мои более ранние работы содержат отчет о фазе садизма в его зените, через которую дети проходят во время первого годы жизни. В самые первые месяцы жизни ребенка и него имеются садистические импульсы, направленные не только против груди матери, но также против ее тела внутри: вычерпать его, сожрать его содержимое, разрушить его всеми средствами, которые может предоставить садизм. Развитие ребенка управляется механизмами интроекции и проекции. С самого начала Эго интроецирует объекты “хорошие” и “плохие”, для каждых из них прототипом является грудь матери - для хороших объектов, когда ребенок получает ее и для плохих, когда она покидает его. Но именно потому, что ребенок проецирует свою собственную агрессию на эти объекты, он ощущает их “плохими” и не только тогда, когда они фрустрируют его желания: ребенок представляет их как действительно опасные - преследователи, которых он боится, что они сожрут его, вычерпают содержимое его тела, разрежут его на куски, отравят его - короче, осуществят свое разрушение всеми возможными садистическими средствами. Эти образы, которые фантастически нарушают картину реальных объектов, на которой они основаны, устанавливаются не только во внешнем мире, но, посредством процесса инкорпорации, также внутри Эго. Следовательно, совсем маленькие дети проходят через ситуации тревоги (и реагируют на них с механизмами защиты), содержимое которых сравнимо с психозами взрослых. Один из самых ранних методов защиты против страха преследователей, воспринимаемых как существующих во внешнем мире либо интернализированных, является метод скотомизации, отрицания психической реальности; это может приводить к существенному ограничению механизмов интроекции и проекции, и к отрицанию внешней реальности, и формирует основу самых тяжелых психозов. Очень скоро, также, Эго начинает попытки защититься против интернализированных преследователей посредством процессов изгнания (expulsion) и проекции. В то же время, так как страх интернализированных объектов нисколько не уничтожается с их проекцией, Эго выстраивает против преследователей внутри тела те же силы, какие она применяет против них во внешнем мире. Содержание этих тревог и механизмы защит формируют основу паранойи. В инфантильном страхе волшебников, колдунов, злых зверей и т.д. мы видим нечто от этой психотической тревоги, в частности параноидной тревоги, но здесь она уже подверглась проекции и модификации. Один из моих выводов, более того, заключается в том, что инфантильная психотическая тревога, в особенности параноидная тревога, связана с обсессивными механизмами и модифицируется этими механизмами, которые появляются очень рано».

Задача 2 Согласно Фрейду и Абрахаму, фундаментальным процессом в меланхолии является потеря любимого объекта. Реальная потеря реального объекта, или некоторые сходные ситуации, имеющие такое же значение, приводят к тому, что объект становится инсталлированным в Эго. Вследствие, однако, избытка каннибалистических импульсов в субъекте, эта интроекция терпит неудачу и в результате возникает заболевание. О каких внутрипсихических процессах идет речь? Как по другому можно   было бы рассказать об описываемом в данном фрагменте состоянии?

Задача 3 Альфред Адлер увидел причины невротизма в подавлении не только биологических влечений, но и социальных потребностей. Одной из основных социальных потребностей по Адлеру является потребность в доминировании (в успехе, в превосходстве, во власти). Однако, удовлетворение этой потребности всегда наталкивается на объективные препятствия. Так еще в раннем детстве ребенок может ощущать себя меньше других, слабее других, зависимым от мира взрослых. Это ощущение очень субъективно, оно может появиться при полном внешнем благополучии. Очень часто такое субъективное восприятие себя в мире переходит во взрослую жизнь, т.к. во взрослом мире препятствий становится еще больше. Возникает комплекс неполноценности Адлера – стойкая убежденность в собственной слабости, ущербности, неполноценности в любой значимой для человека сфере его жизни. Например, в личной жизни, во внешности, в бизнесе и карьере, в самореализации и т.п. Для амбициозного человека с сильной потребностью в доминировании и успехе постоянное ощущение собственной неполноценности очень болезненно. Возникает фрустрация – тяжелое переживание собственных реальных или мнимых неудач. Жить становится еще тяжелей. Человек становится агрессивным и обидчивым попеременно; активно конкурирует со всем миром, но ломается от мелких неудач; невротически стремится к совершенству и при этом унижает других; его самооценка неадекватна: то взлетает до небес на людях, то падает ниже нуля наедине с собой. Слишком сильное невротическое желание успеха и доминирования при актуальной невозможности их достижения приводит к противоположному результату – к социальной дезадаптации и внутреннему надлому. Если человек не меняет свое восприятие себя в мире, у него не остается никаких шансов достичь желаемого и наслаждаться достигнутым. Каким образом индивидуальная психология А.Адлера решает проблему невротизации личности? Выделите наиболее известные средства психотерапии неврозов А.Адлера.

Задача 4        Роман Д., 1973 г.р., сын сельского учителя. Высокий, нескладный, с длинными конечностями и небольшой головой молодой человек. В седьмом классе стал изредка замыкаться. Тогда же обнаружилось, что забывал самые обычные предметы, перестал воспринимать новое. Возникла «жалость к себе», однажды плакал над своей судьбой. В нем возникла и быстро укоренилась идея жесткой детерминации человеческого существования. «Если все подчинено законам природы, то и само существование не имеет смысла…». Обращался к учительнице химии с просьбой открыть ему формулу синильной кислоты, тщательно скрывая от окружающих доминирующую суицидальную тенденцию - мгновенно и безболезненно умереть. Однажды сказал матери: «пропали эмоции». Родители не обращались к врачам, пока не стали свидетелями серьезного возбуждения. Помимо криков и беспорядочного агрессивного поведения, матери запомнились учащенное дыхание, «вытаращенные» глаза, общий тремор. Затем он внезапно почувствовал полный упадок сил, странное явление «переливов в голове». Стал избегать общения, перестал посещать школу. Его уже не покидало ощущение того, что он сходит с ума, и перед лицом надвигающегося безумия он создавал для себя множество причудливых ритуалов, призванных защитить остатки здравомыслия. Вскоре Роман Д. был госпитализирован в психиатрическую больницу г. Полтавы с диагнозом «шизофрения параноидная, неблагоприятный вариант». Получал нейролептики, инсулинокоматозную терапию (более 20 шоков). Временное улучшение наступило внезапно и длилось весь июль, но в августе к уже имеющимся расстройствам добавились слуховые и обонятельные галлюцинации, а также идеи электрического и магнитного воздействия. «Защищался» сложной системой металлических экранов и заземляющих устройств, запрещал включать телевизор, потребовал убрать холодильник и везде, где было возможно, выключал свет. Предложите вариант помощи клиенту в сложившейся ситуации. Обоснуйте приемы и методы собственного воздействия.

Задача 5 Больной Амаяк Дж., который считал себя некоей сложной антенной, в отсутствие своего врача проводил интервью с пациентами в кабинете, давал им советы. При этом он подражал манерам и речи своего врача до полного вхождения в образ. Больной Евгений Б. считал себя двойником и врача и его консультанта, тем не менее, проявлял агрессивные чувства по отношению ко второму. Иногда он весь рабочий день разъезжал между нашим институтом и центром нейроэндокринологии, пытаясь внести ясность в наши отношения.  О каком психотерапевтическом эффекте идет речь в данных случаях? Является ли поведение невротичных пациентов закономерным или оно выходит за рамки нормы и необходимо вмешательство психоневролога?

Задача 6 Виталий С., 1964 года рождения. Первые навязчивые страхи появились в десятилетнем возрасте, - во время мочеиспускания над ним могут посмеяться или ударить и т. п. В семнадцать лет развивал идеи социального переустройства общества на основе чувства жалости к проституткам. Мечтал поехать в США и создать там Всемирный центр по спасению падших женщин. К двадцати годам навязчивые страхи, связанные с событиями прошлого (иногда раннего детства), усилились, сформировались ритуалы. Родители были вынуждены поместить его в психиатрическую больницу. После выхода из больницы одна идея стала доминирующей. Как-то он прочитал, что мужчина может изменить свой пол, и с этого момента начал бояться превращения в женщину. Внимательно наблюдал за состоянием своих половых органов (опасался, не попали ли в мочеиспускательный канал осколки стекла, пыль, инфекция, не началось ли искривление члена), боялся их перерождения в женские. Почти ежедневно заставлял мать надевать очки и всматриваться: нет ли у него в промежности женского полового органа. Иногда эта процедура длилась несколько часов, но успокоения не приносила, заканчивалась вспышками возбуждения, грубыми выходками по отношению к матери. Случалось, перед сном он воображал себя женщиной и при этом испытывал сексуальное возбуждение. Затем от стыда неделями избегал людей, полагая, что им все известно. В 1986 году - повторная госпитализация с диагнозом „шизофрения параноидная"; получал инсулино-шоковую терапию, значительные дозы нейролептиков. После выписки из больницы сформировалось твердое убеждение, - женщину внутри него зовут „Оля", ее половой орган уже сформировался. „Оля" заставляла (императивные слуховые псевдогаллюцинации) сожительствовать с ней. Неосуществимость полового акта вызывала мучительные переживания и странные поступки. На первом приеме мы увидели пухлого, женоподобного молодого человека, мучимого множеством навязчивых страхов и сомнений, высказывавшего бредовые идеи - от  реформаторских до идей воздействия. Налицо были грубые расстройства мышления. Нейролептики сразу же были отменены. Выделите наиболее эффективные стратегии помощи. Какова специфика помощи подобным больным с точки зрения А.Адлера и К. Юнга? Чем их позиция отличается от классического психоанализа З. Фрейда?