Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Болонский для студентов / кр бол. пр-с / Г. И. Гладков Координатор мгимо (У) по Болонскому процессу

.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
15.02.2015
Размер:
58.88 Кб
Скачать

8

Г.И.Гладков

Координатор МГИМО (У) по Болонскому процессу

Современные тенденции в развитии Болонского процесса

К числу достижений МГИМО в области вхождения в Болонский процесс, несомненно, можно отнести практически полный переход вуза на двухуровневую систему «бакалавриат» - «магистратура», внедрение в образовательный процесс в университете европейской системы академических кредитов ECTS и шестибалльной европейской системы буквенных оценок, которые мы применяем в системе академической мобильности студентов и для выдачи выпускникам университета Европейских приложений к диплому, формирование системы академической мобильности студентов, которая особенно удачно реализуется в многочисленных программах двойных дипломов, выдача выпускникам бакалавриатов и магистратур Европейских приложений к диплому (вот уже четыре года все выпускники магистратур МГИМО (У) получают Европейские приложения бесплатно), введение академического рейтинга для всех студентов.

МГИМО (У) рассматривал введение системы академических кредитов как важнейшую составляющую часть своего вхождения в Болонский процесс. Важный вопрос – вопрос терминологии. По не совсем понятным причинам в России в значении «академический кредит» в официальных текстах часто употребляется термин «зачётная единица», при этом ударение в слове кредит считается правильным ставить на первый слог. Конечно, принципиального значения это не имеет, однако при переводе термина «зачётная единица» на английский и другие европейские языки могут возникнуть вполне понятные трудности и даже недопонимания, что вовсе не будет способствовать формированию единого европейского пространства высшего образования. Очевидно, в ближайшие годы сложится ситуация, когда термины «зачётная единица» и «академический кредит» станут существовать как синонимы.

Не возникало никаких сомнений, что вводимая система кредитов должна в максимальной мере опираться на европейскую систему ECTS – European Credit Transfer System («Европейская система взаимозачёта кредитов»). Это означало, прежде всего, что в семестр студент должен набирать ровно 30 кредитов ECTS, а за учебный год – соответственно 60 кредитов ECTS. При этом академические кредиты начисляются студенту при получении им любой положительной оценки ECTS, то есть оценок A – B – C - D – E. Из этого, кстати, вытекает, что система академических кредитов ECTS должна вводиться в вузе одновременно с европейской шестибалльной буквенной системой оценок. В МГИМО эта буквенная система существует уже пять лет параллельно с прежней пятибалльной системой; таким образом, на каждом экзамене студент получает одновременно две оценки – российскую пятибалльную и европейскую буквенную шестибалльную.

Существенно, на наш взгляд, иметь в виду, что академические кредиты имеют два самостоятельных предназначения: накопление и взаимозачёт. В своей накопительной функции академические кредиты служат основой для формирования студентом индивидуальной образовательной траектории, когда студент выбирает дисциплины, которые соответствовали бы государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, и обеспечивали бы набор им необходимых 30 кредитов в семестр. В этой функции академические кредиты до их востребования имплицитно учитываются в системе «учения в течение всей жизни» (LLL - Life-Long Learning). В функции взаимозачёта академические кредиты призваны поддерживать академическую мобильность студента, когда пройденные в других университетах курсы эквивалентно засчитываются ему в базовом университете (то есть в том вузе, в который студент поступал) в счёт основной образовательной программы и дают ему возможность получить диплом данного вуза.

Исходя из этой основополагающей установки (30 кредитов в семестр), был произведён перерасчёт учебной нагрузки из часов в академические кредиты. При расчёте в учёт принималась общая учебная нагрузка студента – как аудиторная («контактные часы», то есть те часы, когда студент занимается с преподавателем), так и самостоятельная учебная работа студента, которая традиционно исчисляется как соответствующий процент от аудиторной нагрузки.

Технология пересчёта выглядела следующим образом: по каждому направлению подготовки рассчитывалась общая учебная нагрузка в отдельный семестр, полученное число часов делилось на 30 (кредитов) и определялось, какому количеству часов соответствует один академический кредит. Затем исчислялось число часов общей нагрузки на каждую отдельную дисциплину, и это число пересчитывалось по определённому ранее коэффициенту в академические кредиты. При этом почти всегда получалась дробная величина. Полученная дробь округлялась до целого числа, несмотря на то, что в европейских источниках встречаются упоминания о том, что при подобных расчётах допускается применять числа, кратные 0,5 академического кредита. Однако практика применения кредитов в условиях использования индивидуальных образовательных траекторий показала, что это чаще всего приводило к тупиковым ситуациям, когда у студента оказывалось к концу семестра 28,5 или 29,5 академических кредитов, что означало, что весь семестр, исходя из буквы системы ECTS, не мог быть ему засчитан, так как требуемая сумма в 30 кредитов не набрана.

Достаточно болезненный для администрации вуза вопрос – как поступать со студентами-отличниками, которые претендуют на то, чтобы набрать за семестр больше, чем 30 кредитов, так как их академические способности позволяют им изучить за семестр большее число дисциплин. На конференциях Европейской ассоциации университетов неоднократно указывалось, что недопустимо разрешать студентам ускоренно завершать бакалаврский или магистерский циклы, они с обязательностью должны проучиться в вузе тот срок, который является нормативным для каждого цикла. Встаёт вопрос – а как же поступить с теми дополнительными академическими кредитами, которые одарённый студент-отличник наберёт сверх положенных 30 кредитов в семестр? Рабочей группой университета по вхождению в Болонский процесс было принято решение, что студент должен сам решить, какие из набранных кредитов он пожелает получить в счёт основной образовательной программы. Все остальные кредиты засчитываются ему в системе «учения в течение всей жизни» (Life-Long Learning), для чего ему выдаётся официальная справка, что таковые кредиты им успешно набраны с получением соответствующей оценки ECTS (буквенной оценки по шестибалльной шкале).

Некоторые наши зарубежные вузы-партнёры полагают, что можно разрешать студентам в одном семестр набирать менее положенных 30 кредитов, а в следующем компенсировать их недобор большим количеством кредитов (например, в первом семестре набрать 24 академических кредита, а во втором – 36), то есть, что значимой единицей измерения являются 60 кредитов за учебный год. Вряд ли с этим можно согласиться, так как кредит – это единица трудоёмкости, которая исчисляется из презумпции, что 30 кредитов учитывают всё имеющееся в распоряжении студента учебное время в течение конкретного семестра. Если же студент в плановом порядке может набирать за семестр более 30 кредитов, это свидетельствует прежде всего о том, что кредиты были рассчитаны некорректно.

Для пересчёта учебной нагрузки их часов в академические кредиты в МГИМО был создан институт координаторов по Болонскому процессу, которые и осуществляли данный пересчёт. Этот институт работал под эгидой Рабочей группы по вхождению университета в Болонский процесс под руководством первого проректора, и включал факультетских координаторов по Болонскому процессу (как правило, заместителей декана) и кафедральных координаторов по Болонскому процессу (как правило, опытных доцентов).

Важным этапом в этой работы было сведение всех произведённых расчётов и начисленных на каждую учебную дисциплину академических кредитов в единую факультетскую систему, основанную на действующем учебном плане. Ряд выпускающих кафедр заявили, что в связи с особой важностью их дисциплин для формирования профессионального облика выпускника (например, политологические дисциплины на факультете политологии) они должны получить большее количество академических кредитов, чем это позволяли им сухие математические расчёты. На наш взгляд, очень важно иметь в виду, что согласно системе ECTS, академический кредит – это единица измерения трудоёмкости учебной работы студента, и потому важность дисциплины относительно других дисциплин должна определяться её трудоёмкостью для студента. Разумеется, это трудоёмкость не обязательно должна сводиться к контактным часам – лекциям, семинарам – но и может включать в себя, к примеру, курсовые работы, изучение специальной литературы, однако важно, чтобы эта работа была верифицируема, чтобы кафедра могла осуществлять мониторинг данной учебной работы студента.

Также сложный вопрос – вопрос о количестве изучаемых студентом дисциплин в каждый семестр и соответственно о начисляемых за каждую дисциплину академических кредитах. В российских вузах учебные планы предусматривают изучение в семестр 10-12 дисциплин, в то время как в вузах зарубежной Европы число таких дисциплин составляет от двух до пяти. Из этого факта вытекает практическая проблема при организации академической мобильности студента, когда несколько дисциплин, изучаемых в российских вузах, приходится ad hoc сводить в модули, эквивалентные зарубежным дисциплинам.

Очевидно, что академические кредиты должны вводиться одновременно с внедрением в академическую практику вуза «Соглашения об обучении» ECTS, которое, на наш взгляд, является единственной надёжной основой для межвузовского взаимозачёта академических кредитов. Образец этого соглашения приведён в Инструкции по введению системы ECTS Совета Европы. Данное Соглашение обычно содержит перечень дисциплин, которые студент собирается изучать в вузе-партнёре, подписанный самим студентом, с визами координаторов по Болонскому процессу направляющего и принимающего вузов.

Перечень проблем, с которыми сталкиваются

российские вузы

при переходе на систему академических кредитов ECTS

  • Непонимание администрацией ряда российских и европейских вузов того факта, что академический кредит является единицей трудоёмкости учебной работы студента, в том числе и его самостоятельной учебной работы, а не искусственной условной зачётной единицей, которой можно манипулировать по своему усмотрению.

  • Отсутствие в РФ системы общепризнанного верифицируемого измерения учебной нагрузки студента применительно к самостоятельной учебной работе.

  • Непонимание администрациями вузов как в России, так и за рубежом, двойного характера академических кредитов – накопительного и взаимозачётного.

  • Различное число изучаемых в семестр дисциплин в российских и в зарубежных вузах (10-12 дисциплин в семестр в российских вузах, 2-5 дисциплин – в зарубежных). Проблема с взаимозачётом академических кредитов (credit transfer) при академической мобильности.

  • Неодинаковая трактовка системы ECTS в европейских вузах, начисление студенту в некоторых зарубежных вузах за семестр более 30 кредитов или менее этого количества кредитов.

  • Несоответствие содержания и названий изучаемых на сходных этапах обучения дисциплин в российских и зарубежных вузах по сходным направлениям подготовки. В лучшем случае, совпадают 20-40 процентов изучаемых на данном уровне высшего образования дисциплин. При этом не все европейские страны одинаково готовы применять Дублинские дескрипторы для деления дисциплин на бакалаврские и магистерские.

  • Различное количество аудиторных занятий и часов самостоятельной работы в неделю в российских и зарубежных вузах (в европейских вузах может быть 8-10 контактных часов в неделю, а в российских – до 27 часов).

  • Использование вузами зарубежной Европы дробных величин (десятичных дробей) при исчислении количества академических кредитов за отдельную дисциплину и вытекающие из этого трудности при формировании индивидуальной образовательной траектории студента в плане обеспечения получения им желаемых 30 кредитов в семестр.

  • Различное количество академических кредитов для получения степени бакалавра (240 кредитов ECTS в Российской Федерации против 180 кредитов ECTS во многих странах зарубежной Европы) и степени магистра (120 кредитов ECTS в России против 60-90 кредитов ECTS в зарубежной Европе).

  • Отсутствие общепризнанной практики применения европейскими вузами «Соглашения об обучении» ECTS.