Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

доклады по истории новые / Стержень благоденствия

.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
56.32 Кб
Скачать

Стержень благоденствия (наказы из XVI века)

Преобразованным, имеющим место в сегодняшней России, нередко сопровождаются расточительным расходованием материальных и человеческих ресурсов, утратой жизненных ориентиров и ценностей. Однако наши предки и российское хозяйство на своем многовековом пути неоднократно преодолевали затруднения подобного рода. Один из старинных рецептов такого преодоления дает нам система, описанная в древнерусском «Домострое».

«Домострой» относят к первой половине царствования Ивана IV. Авторство, как правило, связывают с именем Сильвестра, выходца из Новгородской торгово-промышленной среды, участвовавшего в подготовке и проведении государственных и культурных реформ первой половины XVI века.

«Домострой» был призван отладить внутреннюю жизнь и отношения с «внешним миром» первичной ячейки общества - индивидуального домохозяйства. Отладить, на первый взгляд, с помощью обряда, но, как мы увидим далее, не только и не столько путем каких-либо ограничений. Для того, чтобы лучше понять значение такого собственно и адресует свою книгу Сильвестр, его «чад и домочадцев», напомним о времени распространения «Домостроя».

Общая нестабильность - основная черта того времени. И, конечно же, это не могло не отразиться на мировоззрении, хозяйственных и этических взглядах людей.

Так в чем же заключатся система взглядов, провозглашаемых «Домостроем»?

Первые пятнадцать глав «Домостроя» посвящены религиозным наставлениям и содержат вполне конкретные советы: в какое время каким образом следует поклоняться Богу, как строить взаимоотношения с отцами духовными и свое повседневное поведение с тем, чтобы человек был «Богом помилован, священником благословлен и добрыми людьми восхвален». Эта часть «Домостроя» скорее теоретическая, в ней закладываются основные принципы некоего микрогосударства для каждого отдельного гражданина: страх Божий и честность - единственные гарантии земного благополучия и спасения после смерти. Принцип страха Божьего лежит и в основе иерархии членов описанной в «Домострое» общины. Акцент делается на обязанностях сильного, главы по отношению к зависимым от него.

Отсюда - вывод «Домостроя», касающейся уже не каждого, а господина, будь то царь, князь или отец семейства, хозяин. Его роль более тяжела и более ответственна.

Исходя из этого, определяются задачи для властителей в своем доме (по отношению к чадам и домочадцам): «любить их и беречь, но и страхам спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». Именно господин в ответе за всех зависимых от него перед Богом и людьми, и именно он должен быть их непосредственным духовным пастырем. И, следовательно, человек честный и исполненный страха Божьего должен отвечать на заботу о своей душе уважением и послушанием.

Следующие четырнадцать глав посвящены мирскому строению как соотношение прав и обязанностей всех членов домового хозяйства. Особое внимание уделяется воспитанию детей и их обязанностями по отношению к родителям. «Вы же дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит... Сын или дочь, непослушные отцу и матери, сами себя погубят и не доживут до конца дней своих, если прогневают отца или досадят матери».

Как видим, сначала наставления детям носят этический характер. Далее экономическая сторона усиливается: «В домовитом хозяйстве и всюду всякому человеку, хозяину или хозяйке, или сыну и дочери, или слуге - мужчине или женщине, и старому и малому всякое дело начать и рукодельничать». Труд обязателен для всех. Женам же адресована отдельная глава, ибо «Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая из выгоды не оставит, всегда жизнь устроит своему мужу». Хозяйка - помощница и наперсница мужа своего, сама знает и умеет всякое ремесло, следит за всеми запасами и управляет женской половиной дома, как муж управляет мужской. Конкретизируются и взаимные обязательства господ и слуг. «Служили бы господам своим верой и правдой, и добрыми делами и праведным трудом, а господа бы и госпожи людей своих... и всех слуг жаловали, кормили, и поили, и одевали, и в тепле бы держали и в покое, всегда в благополучии, а господа, себя и свою душу и дом хорошо устроив, и домочадцев избавили бы от всякой скорби»;

Микрогосударство, описанное в «Домострое», строиться по принципу своеобразного соглашения, описанного прежде всего на понимании полезности объединения и потому добровольного. Так в третьей части («домовое строение») нерадивого слугу предлагается «бранить, поучать, штраф положить, от дел отставить и все за него переделать», а если и это не поможет, «накормив, со двора прогнать: тогда и другие, на такого дурака глядя, не испортятся».

Третья часть «Домостроя» представляет собой детальное описание практически безотходно хозяйства, приобретающего лишь сырьё и сбывающего на рынок излишки, сообразуясь с рыночной конъюнктурой и точным расчетом. «А какой товар или припас не портиться со временем, да если ещё он дешев, тогда т лишнего можно купить, чтобы в своем хозяйстве обеспечить все нужды; лишнее же продать, когда товар вздорожает, и тогда запасы твои обернуться прибылью». «Если не будет чего в запасе, а для гостя или себя понадобиться что купить, того на рынке не сыщешь, да если и достанешь не в пору - и тебе втридорога, и радости нет». «А будут излишки - продадут, и на другие нужды сгодиться благословенная денежка, и на милостыню, Богу приятную».

Таким образом, можно выделить основной признак идеального частного хозяйства по «Домострою», независимо от уровня благосостояния такого хозяйства и источника доходов его главы. Это - хозяйственная самостоятельность «дома» в целом при внутреннем разделении обязанностей и уважения к труду и частной инициативе всех его жителей. «Домострой» описывает, по существу, действующую модель идеально государства в миниатюре. Дать гарантии стабильность - вот его цель.

С первого взгляда - налицо противоречие между явно накопительским характером хозяйства и непотребительским отношением к богатству: «да раньше пусть то потребит, какое попорчено». Но противоречие это кажущееся. Богатство - не самоцель. Ограничение связей с внешним миром тождественно ограничению зависимости от него. Уровень производственных сил достаточно высок, чтобы соответствующая ему степень развития товарно-денежных отношений не позволяла ему замыкаться полностью на натуральном хозяйстве. Но он и на столько низок, что ещё очень велика роль природных и других внешних факторов (неурожаев, стихийных бедствий, вражеских нашествий и т.п.). Люди живут не только под постоянным ожиданием «Божьего суда», но в любой момент судьба может обернуться так, что единственной надеждой станет помощь соседей, просто чужих людей. И надо, чтобы «добрые люди поверили», помогли -дали денег «бескабально, или в кабалу, или под заклад, или без процентов».

Призванная противостоять внешнему разброду домостроевская система через установление четких правил поведения в тех или иных житейских ситуациях создает механизм обеспечения целостности домовой общины и устойчивости ее положения. Однако обряд как таковой, не дающий жизни расползаться в хаос, ограничен в своих возможностях регламентации таких ее проявлений как отношение к профессионализму, труду и богатству. Так, «Домострой» весьма демократично в определении «праведных» видов труда: всяк волен заниматься «кто чем способен, какие кому бог возможности даст». Приемлем и любой источник дохода: «у всякого человеке домовито, доброго, у кого Бог послал, свое подворейце, или деревенька, или лавочка на торгу, или амбар, или каменные дома, или варницы, или мельницы...» Важен не вид деятельности: «...богатство, какие вам Бог даровал от ваших трудов, - да будут благословенны всяческих благ во веки веков». «Но отнюдь не входило бы в дом ничего из насилия, ни из грабежа, ни из навета, ни из ростовщичества, ни из клеветы, ни из неправедного суда».

Уважение предназначается не профессии, а профессионалу. Даже говоря о том, как следует почитать отцов духовных, Сильвестр прежде всего советует «приискать среди людей, а себе и детям своим надежно».

Материальное благополучие и хорошая репутация - гаранты надёжности, уверенности в завтрашнем дне. Репутация же имеет две стороны: назовем их бытовой и хозяйственной. Мы уже видели, что «Домострой» уделяет внимание обеим: в чужие дела не вмешивайся (даже в мыслях), свой «сор из избы не выносить», а что касается дел, то вести их честно, с долгами до срока рассчитываться, в помощи никому не отказывать. Это обрядовый, «верхний», наиболее очевидный защитный слой домостроевской общины. Верхний, но, как нам представляется, отнюдь не единственные.

Мы сталкиваемся в «Домострое» со сложным комплексом отношений, основанных на чувстве долга, силе и законе. Домовая община выступает как сплоченное, экономически самостоятельное целое. Однако, сплоченность эта обеспечивается не одним лишь давлением извне, но и гармонизацией интересов внутри общины. Речь идет о своеобразном общественном договоре ради стабильности в земной жизни и ради спасения жизни будущей. Хозяйство, при переносе акцентов с размера и применения богатств на уважение к труду и частной инициативе людей становиться основной сферой проявления творчества человека (необходимое условие личного спасения) и сотворчества членов общины (необходимое условие спасения социального). В период всеобщей неопределённости именно такая внутренне единая первичная ячейка, сцементированная идеей социального спасения и обрядом, оказалась наиболее эффективной (как с точки зрения уровня жизни её членов, так и в плане стабильности их положения). Оказалась тем самым стержнем, который помог на определенном этапе выжить и создать возможность дальнейшего развития хозяйственной инициативы, а значит и национальной экономики в целом.