Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект лекций по философии 2012.doc
Скачиваний:
399
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
1.22 Mб
Скачать

Экзистенциализм

Самое известное направление западной философии ХХ века – экзистенциализм. Он возник после первой мировой войны как реакция на духовный кризис европейской культуры. Представители немецкого экзистенциализма – Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) и Карл Ясперс(1883 – 1969). Представители французского экзистенциализма – Жан-Поль Сартр (1905 – 1983) и Альбер Камю (1913 – 1960). Ж. П.Сартр и А. Камю, прежде всего писатели и драматурги. Самый известный роман Ж. П. Сартра – «Тошнота».

Предшественником экзистенциализма является датский мыслитель С. Кьеркегор, который жил в первой половине 19 века.

Слово «экзистенция» (existential) дословно означает существование – единичное нечто, присутствующее в мире. Оно противоположно понятию сущность (essential), которая обозначает что есть данная вещь в общем смысле. Поэтому экзистенциализм иногда называют философией существования. Под существованием здесь имеется в виду существование именно человека.

Опыт. Каждый из нас находится во многообразных отношениях с окружающим миром, с людьми, вещами, процессами и пр. Соответственно, у каждого из нас есть немало качеств, которые возникают и существуют в этих отношениях. Я, например, студент, люблю чипсы, сдаю отлично сессию и пр. Но все эти характеристики личности могут измениться, а я останусь самим собой. Я могу бросить институт, начать есть здоровую пищу, и т. п. Но я останусь той же смой личностью. Вот то в нас, что составляет суть личности, глубинное ядро нашей личности и называется экзистенцией. Экзистенция – это уникальное, неповторимое, глубинное Я человека. Это то, что остается от личности, если отнять у нее ее профессию, социальные роли, несущественные качества. Всему этому я могу сказать: это – не Я.

Немецкий философ Карл Ясперс так поясняет, что такое экзистенция. В человек мы можем выделить несколько уровней существования. Человек предстает прежде всего как наличное бытие, как некий предмет в мире. Нередко так предстает для врача пациент. Пациент выступает не как личность, а как организм, у которого есть какие-то дефекты, которые врач должен установить и исправить. Далее, у человека есть рассудок, сознание вообще, свойственное всем людям. Общение между пациентом и врачом на этом уровне возможно, если пациент тоже разбирается в диагностике. Тогда он может на рациональном уровне обсудить симптомы заболевания и правильность диагноза и лечения. Человек есть также дух, в его душе есть духовное измерение. Духовная жизнь – это жизнь идей и идеалов. Человек как наличное бытие, сознание вообще и дух – это человек как часть мира. А четвертый уровень существования человека – это его экзистенция – его неповторимое, глубинное, переживающее я.

Опыт говорит нам, что эта экзистенция существует не сама по себе. Человек живет в окружающем мире, в тесной связи с ним. Человек есть бытие-в-мире. Этот мир повсюду нам ставит границы, он зачастую препятствует нам в исполнении наших желаний, он ставит перед нами проблемы, которые мы вынуждены решать. Человек зависит от окружающего мира, питания, дыхания, погоды. Он подвержен болезням, страданиям, смерти. Он зависит от других людей, исторических обстоятельств, от власти и общественного мнения. Иными словами, мир стесняет человека. Он проблематичен, опасен и часто непонятен человеку. Человек заброшен в чуждый и непонятный ему мир. Это ограничение человека миром есть выражение конечности экзистенции.

Эту чуждость мира выразил в стихотворении «Великая ночь» немецкий поэт Эрих Мария Рильке.

«Где хмурились башни,

меня обступал судьбы отвернувшийся город,

и горы, которых не разгадать,

лежали напротив,

и в ближней округе голодная чуждость

переряжала случайные проблески чувств».

Бытие-в-мире выражается в том, что человек всегда пребывает в какой-либо жизненной ситуации, каком-то стечении обстоятельств, которые он вынужден претерпевать. Это стечение обстоятельств может быть дружественным или враждебным, может содействовать нашим стремлениям или препятствовать им. Но человек не может избежать заточения в какую-либо ситуацию. Невозможно жить вне ситуаций. Если ты выходишь из этой ситуации, то попадаешь в другую ситуацию.

Согласно экзистенциализму можно жить двояко. Если человек живет из своей экзистенции, из глубинного ядра своей личности, осознавая бытие, т. е. нечто подлинное, самое важное в жизни, то он ведет подлинное, аутентичное существование. Но чаще люди забывают о своей экзистенции и живут поверхностно, мелочно, суетно. Это – неподлинное, неаутентичное существование – забвение бытия. Такая жизнь – не истинная, не настоящая. Это – обычная, серая, бытовая жизнь без высоких целей и стремлений.

Подлинную суть жизни нельзя постичь теоретически. Необходимо прочувствовать, пережить на себе кое-какие вещи, чтобы их постичь. Критерий жизненной истины – вовлеченность, ангажированность в нее человека. Настоящая истина должна задевать человека за живое, не оставлять его равнодушным.

Особенно в этом помогают так называемые пограничные ситуации. Это ситуации, которые неизбежно присутствуют в жизни любого человека. Это как бы стена, с которой мы обязательно сталкиваемся в жизни. Согласно К. Ясперсу, это ситуации случайности, борьбы, вины и смерти. Эти ситуации показывают радикальную ограниченность, конечность нашего бытия. Они вырывают человека из повседневной суеты и заставляют задуматься над экзистенциальными вопросами, которые касаются каждой личности. Это вопросы времени, судьбы, смысла и цели жизни и т.п. Каждый из нас предоставлен случайности, каждый из нас действуя, становится в чем-либо виновным, для поддержания жизни каждый вынужден бороться, и, наконец, каждый знает, что он рано или поздно умрет.

Особенно сильно воздействует на человека ситуация смерти. Смерть непонятна для человека. Именно как своя смерть. Никто не знает своей смерти как факта. Но смерть существует. Это мы знаем, наблюдая за окружающими нас людьми, читая литературу, смотря фильмы, слушая новости и пр. Мы знаем, что смерть угрожает нашей жизни. Это тягостное переживание, поэтому большинство людей гонит его от себя, стараясь не думать о смерти. Ужас пред смертью хорошо выразил французский поэт Ш. Бодлер в стихотворении «Падаль»:

Вы помните ли то, что видели мы летом?

Мой ангел, помните ли вы

Ту лошадь дохлую под ярким белым светом,

Среди рыжеющей травы?

Полуистлевшая, она, раскинув ноги,

Подобно девке площадной,

Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги,

Зловонный выделяя гной.

И солнце эту гниль палило с небосвода,

Чтобы останки сжечь дотла,

Чтоб слитое в одном великая Природа

Разъединенным приняла.

И в небо щерились уже куски скелета,

Большим подобные цветам.

От смрада на лугу, в душистом зное лета,

Едва не стало дурно вам.

Спеша на пиршество, жужжащей тучей мухи

Над мерзкой грудою вились,

И черви ползали и копошились в брюхе,

Как черная густая слизь.

Все это двигалось, вздымалось и блестело,

Как будто, вдруг оживлено,

Росло и множилось чудовищное тело,

Дыханья смутного полно.

И этот мир струил таинственные звуки,

Как ветер, как бегущий вал,

Как будто сеятель, подъемля плавно руки,

Над нивой зерна развевал.

То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий,

Как первый очерк, как пятно,

Где взор художника провидит стан богини,

Готовый лечь на полотно.

Из-за куста на нас, худая, вся в коросте,

Косила сука злой зрачок,

И выжидала миг, чтоб отхватить от кости

И лакомый сожрать кусок.

Но вспомните: и вы, заразу источая,

Вы трупом ляжете гнилым,

Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая,

Вы, лучезарный серафим.

И вас, красавица, и вас коснется тленье,

И вы сгниете до костей,

Одетая в цветы под скорбные моленья,

Добыча гробовых гостей.

Скажите же червям, когда начнут, целуя,

Вас пожирать во тьме сырой,

Что тленной красоты - навеки сберегу я

И форму, и бессмертный строй.

Однако экзистенциалисты считают, что хотя смерть физически уничтожает человека, но если брать ее в духовном отношении она придает жизни смысл. Мы должны помнить о смерти, «забегать в смерть», ощущать хрупкость и шаткость нашего существования, конечность и безвозвратность времени.

Чтобы жить подлинно, надо помнить о том, что ты неизбежно умрешь. Если бы наша жизнь длилась бесконечное время, то многие люди расслабились бы, не стали предпринимать особых усилий, не стали бы стремится к чему-то в жизни. Зачем стремиться, если впереди бесконечное время? Смерть ставит границы нашей жизни, и заставляет нас напрягаться, чтобы чего-то достичь за отмеренный нам отрезок времени.

Но наша трагедия еще и в том, что мы не знаем, когда именно мы умрем. Ты строишь планы на будущее, намечаешь достижение каких-то целей. А смерть в любой момент может это прервать, оставить недоделанным и незавершенным. Смерть, таким образом, ставит под угрозу смысл существования человека, поскольку препятствует в реализации в жизни каких-то целей и ценностей.

Возможность внезапной смерти означает, что бессмысленно откладывать настоящую жизнь на потом, надо жить здесь и сейчас. Значит, нужно интенсивно, на пределе возможностей проживать каждое мгновение своей жизни, помня о том, что оно может оказаться последним. Сознание смерти заставляет человека жить подлинно, ощущая непрочность и незащищенность своей жизни. Смерть удерживает человека в жизненности подлинного существования. Смерть спасет человека.

Человек живет прежде всего в человеческом мире, в мире человеческих взаимоотношений. Этот мир зачастую препятствует нам в достижении подлинности существования. В мире людей господствуют безличные отношения, массовое сознание. Немецкий философ М. Хайдеггер называл безличное общественное бытие словом Man. Это слово в немецком языке служит основой безличного оборота. «Стоят», «носят», «смотрят» и пр. А дословно переводится: man ходит, man смотрит, man носит. Человек часто живет как все. Носит то, что модно, говорит то, что принято говорить, интересуется тем, чем интересуется сейчас большинство и т. п. В массовом бытии, в бытии «мы все» господствуют молва, любопытство, двусмысленность. Личность такого человека, его экзистенция спит. Правда он не может так отнестись к смерти. Нельзя сказать: все умирают, и я умру. Своя смерть для человека нечто совсем иное, чем смерть других. Каждый умирает в одиночку.

Но, если посмотреть на отношения людей с другой стороны, то можно обнаружить, что человек открывает и постигает свою экзистенцию именно через общение с другим человеком. Я открывает себя через откровенное личностное общение с Другим человеком. Такой вид общения К. Ясперс называл подлинной коммуникацией. Но в жизни она редка. Преобладает неподлинная коммуникация – чисто бытовое, деловое, функциональное общение, в котором экзистенция не открывает себя другому человеку.

Человек заброшен в непонятный и чуждый ему мир. Мир вызывает в нем различные экзистенциальные переживания. Это прежде всего страх. Страх не по какой-либо конкретной причине, а страх неопределенный и потому еще более тягостный. Человек нередко испытывает скуку – ощущение равнодушия и безразличия, в котором тонет весь мир. Страх и скука заставляют человека пересмотреть свою жизнь, отказаться от неподлинного существования и решиться жить подлинно. Еще более сильным чувством является тоска и отчаяние. Эти тягостные переживания влекут человека выйти из обычного бездумного существования.

А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» так описал подобное состояние своего героя:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели,

Затем, что не всегда же мог

Beef-stеаks и страсбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой

И сыпать острые слова,

Когда болела голова;

И хоть он был повеса пылкой,

Но разлюбил он наконец

И брань, и саблю, и свинец.

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел.

Как Child-Harold, угрюмый, томный

В гостиных появлялся он;

Ни сплетни света, ни бостон,

Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,

Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.

А. Камю в книге «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» отмечает, что важной потребностью человека является поиск смысла жизни. Однако мир отвечает молчанием на эти поиски - в мире смысла нет. Бога и души, согласно Камю нет, а материальный мир глух к нашим вопросам. Неизбежно поэтому, возникает у человека ощущение абсурдности жизни. Неизбежно возникает вопрос о самоубийстве. А. Камю вообще считал вопрос о самоубийстве главным вопросом философии. Есть несколько способов обращения с абсурдом. О них вы может прочитать в отрывке из указанной книги А. Камю, данном для конспектирования.

Жан-Поль Сартр утверждал, что человек сначала существует, а потом приобретает сущность. Человек не предмет, не вещь, он – постоянная деятельность. Человек – это ряд его поступков. Человек обращен в будущее, он проектирует самого себя, создает самого себя такой или иной личностью. Поэтому человек абсолютно свободен. Всегда есть свобода выбора. В крайнем случае, можно предпочесть смерть бесчестью. Свобода нередко тягостна для человека, потому что сопряжена с ответственностью. Человек обречен на свободу. Но он не может от нее избавиться. Даже если человек отказывается от выбора, он все равно выбирает. А именно: он выбирает не выбирать.

Но раз свобода абсолютна, то и ответственность абсолютна. Каждый отвечает за все, что происходит в мире. Каждый выбирает не только себя и свой способ жить, но и способ жить для всего общества, для всех людей. Если, например, я прохожу мимо лежащего на земле человека, и даже не пытаюсь выяснить, что с ним произошло, то этим своим поступком утверждаю как норму безразличие людей друг к другу. И я отвечаю за все последствия, к которым приводит это безразличие. Как говорил Ж. П.Сартр: «человек за все платит сам».

Человек боится ответственности. Поэтому он нередко обманывает сам себя, живет в иллюзиях относительно самого себя. Поэтому для подлинного существования нужно преодолеть эту ложь о самом себе, честно сказать себе, кто ты есть на самом деле. Нужно быть, как пишет Ж. П. Сартр, честным перед самим собой.