Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копия черновик курсовой.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
51.3 Кб
Скачать

Глава 3. Пути и направления совершенствования регулирования сделок купли-продажи

3.1 Перспективы применения норм международного права к договорам внешнеторговой купли-продажи товаров

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) предусматривает, что составной частью правовой системы нашего государства являются международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Применительно к внешнеэкономическим контрактам важное значение имеют два вида международных договоров. К первому из них относятся договоры, устанавливающие режим торговли в отношениях между двумя государствами или группой государств. Например, договоры о торгово-экономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах, платежные соглашения. Договоры второго вида содержат гражданско-правовые правила, регулирующие имущественные отношения, возникающие из внешнеэкономических контрактов.

2.1. При составлении контракта и согласовании его условий с зарубежным партнером прежде всего необходимо проверить, действуют ли в отношениях между Россией и государством, к которому принадлежит зарубежный контрагент, международные договоры первого вида. Правовой режим межгосударственной торговли непосредственно влияет на уровень цен. Межгосударственные договоренности о контингентах взаимопоставляемых товаров создают соответствующие предпосылки для получения лицензий и иных разрешений, если они необходимы, а по вопросам платежей предопределяют контрактные условия о расчетах, в том числе и о валюте платежа.

2.2. В ГК РФ (ст. 7) воспроизведены приведенные в п. 2.1 правила Конституции РФ. Они действуют в отношении всех положений ГК РФ, включенных во все части этого документа (часть первая вступила в силу с 1 января 1995 г., часть вторая - с 1 марта 1996 г. и часть третья - с 1 марта 2002 г.). Вопрос о применении к отношениям сторон ранее действовавшего в Российской Федерации законодательства (ГК РСФСР 1964 г., Основы гражданского законодательства 1991 г.) решается в Вводных законах к соответствующим частям ГК РФ.

Россия с 1 сентября 1991 г. является участницей Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.). Поэтому важно определить, будут ли подлежать применению к отношениям по заключаемому контракту положения Венской конвенции. Если государство, в котором находится коммерческое предприятие зарубежного партнера, также участник этой Конвенции, то Венская конвенция, безусловно, применима.

В соответствии с Венской конвенцией контракт, для того чтобы он был признан заключенным, должен содержать минимум условий (стороны, обозначение товара, количество и цену или порядок их определения). При этом если применимое национальное законодательство признает юридически действительным контракт, заключенный без указания в нем цены, то Венская конвенция допускает заключение контракта без включения в него условия о цене (российское законодательство это допускает). Все другие условия, если они не установлены в контракте, определяются диспозитивными нормами Конвенции. Если российского предпринимателя устраивают соответствующие положения Венской конвенции, нет необходимости тратить усилия на согласование таких условий с зарубежным партнером. В противном случае с ним нужно договариваться о включении в контракт иного условия, избегая тем самым применения диспозитивной нормы Конвенции. Венская конвенция регулирует отношения сторон по контракту международной купли-продажи и в случае, когда коммерческое предприятие зарубежного партнера российского предпринимателя находится в государстве, не участвующем в Конвенции (например, в Великобритании, Японии, Корейской Республике или Индии), но при условии, что применимым правом к контракту будет являться право государства - участника Конвенции. 

Венская конвенция предоставляет сторонам право исключить ее применение, или отступить от любого из ее положений, или изменить его действие. Исключение прямо предусмотрено лишь по одному вопросу: сторонам не предоставлено такого права в отношении правила об обязательности соблюдения письменной формы, когда коммерческое предприятие одной из сторон конкретного контракта находится в государстве, сделавшем специальное заявление о том, что его национальное законодательство требует соблюдения письменной формы при заключении контрактов, их изменении или прекращении соглашением сторон. Для российских предпринимателей это положение имеет первостепенное значение, учитывая, что именно таковы требования российского законодательства применительно к внешнеэкономическим сделкам (об этом см. в п. 5 настоящего раздела).

2.3. Международными договорами, регулировавшими отношения по международной купли-продажи, являлись и Общие условия поставок (ОУП) нормативного характера, в которых участвовал бывший Советский Союз. К числу таких ОУП относились ОУП СЭВ 1968/1988 гг., а также двусторонние ОУП СССР - КНР (вступили в силу с 1 июля 1990 г.) и ОУП СССР - КНДР (вступили в силу с 1 января 1982 г.). При расхождении положений этих ОУП и Венской конвенции приоритет отдавался ОУП. Это прямо предусмотрено в ст. 90 Венской конвенции. Что касается Общих условий поставок СЭВ (ОУП СЭВ 1968/1988 гг.), то в отношении контрактов, заключенных после 31 декабря 1990 г., они практически применяются с партнерами из стран, входивших в СЭВ, лишь при наличии на них ссылки в контракте. В отношении ОУП СССР - КНР и ОУП СССР - КНДР спорен вопрос о том, сохраняют ли они нормативный характер. Вместе с тем следует учитывать, что в практике МКАС признается их нормативный характер. Другие Общие условия поставок (ОУП СЭВ - Финляндия 1978 г. и ОУП СССР - СФРЮ 1977 г.), безусловно, носят факультативный характер, т.е. применяются лишь в случаях, когда на них сделана ссылка в контракте. При наличии такой ссылки их положениям также отдается приоритет по отношению к нормам Венской конвенции, что является следствием ее диспозитивного характера.