Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политология.doc
Скачиваний:
176
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
2.58 Mб
Скачать

8.2. Суверенитет государства

Эвристичность понятия государства имеет важное значение в политологии и социологии. Основные компоненты образуют объективную основу суверенитета – возможности государства осуществлять юрисдикцию на собственной территории по отношению к своему народу, опираясь на народный суверенитет, выступать как независимое и самостоятельное государство в международных отношениях. Теория государственного суверенитета в свое время была разработана французским мыслителем Ж. Боденом на основе анализа централизации публичной власти и становления абсолютной монархии. Он считал, что суверенитет должен быть един, неделим, непрерывен, безусловен. В современной науке под суверенитетом понимают верховенство государственной власти, проявляющееся как: безусловное распространение власти на всех граждан и все со­циальные структуры общества; монопольная возможность законного применения средств принуждения (силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; монополия на официальное представление национально-государственных интересов на международной арене; осуществление властных полномочий в специфических, правовых формах (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); право отмены, признания ничтожны­ми актов других субъектов политики, если они не соответству­ют установлениям государства.

Суверенитет государства, основанный на совокупности его объективных компонентов (территории, населения, институтов власти), а также производных признаков, различается как: территориальный суверенитет, суверенитет по отношению к населению, властно-институциональный суверенитет. Государственный суверенитет вообще может сохраняться, если поддерживается единство этих основных компонентов.

Территориальный суверенитет понимается как в нормативно-правовом, так и фактическом (политическом) смыслах, отражая эффективность контроля государства над своей территорией (сушей, воздушным пространством, территориальным морем, континентальным шельфом и др.) в пределах государственной границы, устойчивость связи большинства населения с территорией и властью (гражданство, оседлость, миграция) и др. Режим государственной границы, внешний таможенный режим, запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов, каких либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг финансовых средств на территории России, наличие боеспособной армии и служб безопасности – все это служит поддержанию территориального суверенитета Российского государства1. К принципам территориального суверенитета относятся: единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ, верховенство государственной власти по отношению к внутренним субъектам публичного права, независимость государства в отношениях с другими государствами, невмешательство во внутренние дела данного государства.

С территориальным суверенитетом тесно связан суверенитет по отношению к населению, у которого также могут быть разные состояния. Население, как правило, стремится поддерживать свою территориальную идентичность (языковую, этно-национальную, территориальную, социальную, политическую и др.) и не терять связи с территорией (местом жительства), но разные причины заставляют людей мигрировать, обретать и менять гражданство, требовать национально-территориального и национально-культурного самоопределения. Так, например, значительная часть населения Абхазии и Южной Осетии приняла российское гражданство, т.к. не идентифицирует себя с Республикой Грузия, хотя их территории формально (юридически) входят в состав последней. Население Приднестровья, не идентифицируя себя с Молдавией, провозгласило новое государство. В Украине очевидны противоречия между западной (украиноязычной, католицизированной) и юго-восточной (русскоязычной, православной) частями. Важно также поддерживать связи населения и институтов власти, учитывая народный суверенитет, проявляющийся, например, во время референдумов, выборов, плебисцитов2.

Власть стремится поддерживать связь населения с территорией, совершенствуя условия проживания, устанавливая процедуры принятия в гражданство, режимы проживания и пребывания иностранцев и внутренних мигрантов, регулировать миграционные потоки, сохранять целостность государства, разрешать этно-национальные конфликты. Так, в России предусмотрены различные формы субъектов Федерации, в том числе, учитывающие национальные и этнические различия.

Суверенитет государства по отношению к системе власти (властно-институциональный суверенитет) означает контроль верховной власти над элементами государственного механизма, институтами политической системы, центрами принятия стратегических решений, силовыми ведомствами. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации3. Он имеет отношение к субъектам международных отношений, а также к оппозиции, силам, пытающимся захватить власть, совершить государственный переворот. Он проявляется через систему международных договоров, объявление военного или чрезвычайного положения. Этот компонент суверенитета характери­зует государство, его органы власти и ключевых должностных лиц как главный компонент политической системы общества. Ослабление контроля со стороны этой власти за политической ситуацией чревато серьезными потерями для всего государства.

Властно-институциональный суверенитет может принимать превращенные формы, связанные, как с формальной незавершенностью суверенитета (государства-доминионы Канада, Австралия, Новая Зеландия, главой государства в которых является британская королева), так и с почти полным его отсутствием, зависимостью от другого государства (полуколония Пуэрто-Рико). Существуют также фактически самостоятельные государственные образования, непризнанные международным сообществом (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровская Республика, Тайвань), и освободительные движения, официально признанные ООН как представители своих народов, хотя и не находящиеся у власти (во время существования режима апартеида в ЮАР Африканский национальный конгресс). Такие формы отражают исторические и социальные особенности публично-правового оформления суверенитета.

Для суверенитета государства представляют опасность угрозы, в том числе публично-правового характера. Необеспеченность государственного суверенитета возникает в результате ослабления публичной политической воли государства, неспособности оказывать влияние на подавляющую часть населения, противостоять сепаратистскому давлению. Это может проявиться в представлении своей территории в аренду под военные базы иностранных государств, уступке части спорной территории, непротиводействии незаконному рыболовному промыслу в своих территориальных водах, контрабандному провозу товаров, незаконной миграции. Необеспеченность территориального суверенитета проявилась в распаде государств (СССР, СФРЮ, разделе Индии сначала на собственно Индию и Пакистан, позднее – Пакистана на собственно Пакистан и Бангладеш). Сложности с его обеспечением испытывают и некоторые современные государства (Грузия, Молдавия, Украина, Сербия, Канада).

Международные угрозы суверенитету были связаны обычно с соперничеством государств в борьбе за территории. В XVI-XVII вв. соперничали Испания и Британия, позднее – Британия, Франция, Россия, Австро-Венгрия. Были созданы колониальные империи Британии, Франции, Бельгии, охватывающие обширные территории, населенные народами, у которых государственная организация либо отсутствовала, либо была не способна по техническим и политическим причинам оформить и защитить суверенитет. Эксплуатация колоний народов стала фактором усиления государственного суверенитета метрополий.

После второй мировой войны проявились тенденции к ограничению государственных суверенитетов в пользу международных, над-государственных организаций (ООН, Европейское сообщество, Совет Европы, Европейский суд по правам человека и др.). На закате ХХ в. ряд западных стран, в первую очередь США, выступил с идеей гуманитарной интервенции против государств, на территории которых нарушаются права человека (Югославия, Афганистан, Ирак, Иран, КНДР). Идеологическим обоснованием политики гуманитарных интервенций стали теории, противопоставляющие народный суверенитет и суверенитет личности (ее достоинство, права и свободы) государственному суверенитету. В современных условиях этому способствуют мощные транснациональные корпорации (ТНК), огранивающие суверенитет государств, чтобы обеспечить защиту своей собственности и инвестиций, вложенных на их территориях.