Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_Rossii_uchebnik_raufa.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
2.21 Mб
Скачать

Тема 7. Российская империя: от восстания декабристов до Февральского восстания.

Раздел 1. Декабристы.

В предыдущей теме уже говорилось о том, что в последние годы правления Александра I практически не проводились демократические реформы и преобразования, хотя, по мнению некоторых историков, по указанию царя готовились даже проекты отмены крепостного права. Но дальше проектов дело не пошло. Точно так же не было предпринято практических шагов по созданию демократических основ государственного устройства - с разделением властей, независимостью судов, свободы печати и т.д. Сложилась парадоксальная и очень тревожная для страны ситуация: царь понимал необходимость демократических и либеральных реформ, но ничего не предпринимал для этого, то ли из-за неизбежных трудностей, сопутствующих реформам, то ли из-за страха перед противниками реформ, сторонниками сохранения самодержавия - аристократии, помещиками, государственными чиновниками. Может быть, царь просто боялся повторить судьбу своего отца и своего деда, которых убивали вскоре после их попыток проведения демократических и либеральных преобразований.

Неудивительно, что те люди в России, которые понимали необходимость глубоких реформ, убедившись в том, что царь не будет их проводить, стали создавать тайные общества, целью которых было насильственное уничтожение самодержавия и проведение реформ с помощью вооруженного захвата власти, военного переворота, в духе переворотов XVIII века. Большинство из этих людей были военными, почти все они были дворяне, некоторые из них принадлежали к старинным аристократическим фамилиям.

В предыдущей теме уже говорилось о том, что многие люди, желавшие гуманистических, демократических преобразований с конца XVIII века, вступали в масонские ложи. В этих ложах были самые разные люди, даже представители императорской фамилии, высшие военноначальники, то есть люди, которые никогда бы не пошли на насильственное уничтожение самодержавия. Можно напомнить, что какое-то время масоном был историк Н.М.Карамзин, ставший в начале XIX века одним из самых рьяных защитников деспотизма. Масонские ложи по своему характеру не были объединением единомышленников в политических вопросах. Политические объединения, тайные общества, стали возникать с 1816 года, когда был образован "Союз благоденствия". В 1818(?) году было организовано "Общество южных славян". Большинство участников этих обществ осознано ставили перед собой задачу насильственного уничтожения самодержавия для проведения демократических преобразований. В 1820(?) году по соображениям конспирации и безопасности, тайные общества были распущены, но их руководители и наиболее последовательные участники создали два новых общества - Северное и Южное. Участники этих обществ в декабре 1825 решились даже на вооруженные выступления в Петербурге и на Украине, возле Чернигова.

Будущие участники восстания, названные впоследствии декабристами, придерживались различных взглядов на будущее устройство России. Одни были сторонниками конституционной монархии, наподобие английской, другие сторонниками республики. Декабристы придерживались разных взглядов на последовательность и быстроту демократических преобразований, но все они были патриотами, считавшими, что реформы необходимы России как воздух. Интересно, что декабристы прекрасно были знакомы с концепцией Карамзина о необходимости самодержавия для России, но были абсолютно не согласны с ним, поскольку были знакомы с великим демократическим прошлым Русского государства. Недаром, один из проектов конституции декабристов, подготовленный главой общества Южных славян П.И. Пестелем, назывался "Русская Правда" - в честь "Русской Правды" Ярослава Мудрого.

Многие декабристы понимали негативные последствия преобразования России с помощью заговора, но считали, что другой путь невозможен. Следует подчеркнуть, что декабристы учитывали то обстоятельство, что государственные перевороты с помощью военного заговора стали для России VIII века чуть ли не традицией. Чуть ли не традицией стало даже убийство императоров. Недаром, Пестель, которого после подавления восстания следователи обвиняли в подготовке цареубийства, отвечал, что он лично ни одного царя не убил, а некоторые из его следователей судей виновны в цареубийстве. Пестель имел ввиду заговор против Павла I, в котором принимали участие многие представители знати, и который закончился убийством царя. Трудно сказать, были ли шансы на успешный исход того дела, которое задумывали декабристы, поскольку восстание началось раньше запланированного времени. Декабристы решили воспользоваться внезапной смертью Александра I и тем обстоятельством, что вся Россия считала, что унаследовать царский трон должен его средний брат Константин. Но Константин уже давно отказался от своего права на престол, поскольку из-за сильной любви он решился на неравный брак. Этот брак лишал Константина права на российский трон, но Константин пошел на это, и наследником царского престола по закону стал младший брат Александра I, Николай Павлович. Но о смене наследника не знал никто кроме царя и двух-трех человек. Поэтому, после смерти Александра I войска присягнули на верность царю Константину. Через некоторое время была назначена переприсяга другому царю Николаю Павловичу. Возникшей неразберихой и растерянностью решили воспользоваться декабристы, выступившие с оружием в руках против воцарения Николая I. Таким образом, одно из важнейших политических событий в истории России, оказалось связано с одной из самых романтических любовных историй. С историей любви и брака Константина Павловича можно сравнить только историю любви героя Древнего мира Антония к египетской царице Клеопатре, из-за которой Антоний потерял власть и жизнь. В XX веке что-то подобное Константину сделает король Великобритании Эдуард VIII, царствовавший полгода, и отказавшийся от короны в пользу своего брата Георга, из-за любви к женщине, не принадлежавшей к аристократии, да еще дважды разведенной. Для Эдуарда VIII, как и для Константина Павловича, любовь оказалась важнее трона. В поступке Константина не трудно уловить победу не только любви, но и торжество свободного выбора. Странным образом порыв к свободе в любви, оказался связан с порывом к политической свободе в России.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]