Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Театр билеты 1-22 внятно.docx
Скачиваний:
99
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
443.31 Кб
Скачать

Школьный театр

Школьному театру принадлежала заметная историческая роль в культурной жизни многих европейских стран. Возникнув в XII веке в гуманистических школах, он первоначально имел лишь учебно-воспитательное назначение. В XVI веке Лютер использо­вал школьный театр в качестве орудия борьбы с католичеством. Иезуиты в ответ на это обратили театр против лютеранства, а при своей экспансии на Восток — и против православия. Православ­ная церковь в свою очередь использовала школьный театр для борьбы против католицизма. С конца XVI века школьный театр получил широкое распространение на Украине и в Белоруссии. Позже украинское духовенство принесло его в Великороссию — сперва в Москву, а затем и в другие русские города.

Появление школьного театра на Руси было связано с развити­ем школьного дела в целом. Русская церковь в XVII веке нужда­лась в духовенстве, которое было бы в состоянии идеологически противостоять экспансии католической церкви, особенно иезуитам. Кроме того, в духовных школах в XVIII веке до учреждения свет­ских учебных заведений обучались дети дворян. В связи с этим новые школы должны были иметь широкие, разносторонние учеб­ные планы и программы. Оставаясь в ведении церкви и официаль­но ставя перед собой задачи религиозной пропаганды, школьный театр сразу же стал обслуживать потребности правительства, двора и феодальной знати. Библейские сюжеты использовались иносказательно, в публицистических целях.

Основание русскому школьному театру было заложено в XVII веке. В 1656 году по случаю войны с Польшей царь Алексей Ми­хайлович прибыл к войскам в Полоцке. Его двукратное посещение города сопровождалось пышными торжествами. В состав послед­них входили и «декламации», сочиненные ученым монахом Симео­ном Петровским-Ситниановичем — Полоцким (1629—1680), воз­можно, совместно с учениками полоцкого Богоявленского монасты­ря, что вообще было в практике школьного театра. Так царь Алексей Михайлович познакомился с новым для пего видом искусства.

Симеон Полоцкий окончил в 1650 году Киевскую академию, где декламации по случаю праздников (например, Вирши рождественские) и по поводу современных событий (например, на погребе­ние гетмана Сагайдачного) были известны еще с 1620-х годов. В 30—40-х годах слушателями академии при участии Лазаря Барановича, впоследствии наставника Полоцкого, была разыграна ка­кая-то трагедия об Иосифе Прекрасном. Симеон Полоцкий позна­комился с театром в Киевской духовной школе и, по всей вероят­ности, сам участвовал в школьных декламациях и спектаклях на библейские сюжеты. До окончании академии он ездил за границу для усовершенствования в науках. Несомненно, что там он позна­комился с иезуитскими школами, с господствовавшей в Европе рационалистической философией и классицистской поэтикой, ко­торые нашли свое отражение во всей его последующей литератур­ной деятельности. В 1656 году Полоцкий уже оказывается в По­лоцке, где принимает монашество и становится учителем братского училища Богоявленского монастыря. К этому времени относятся его первые известные нам опыты декламаций.

Декламации (позднее этот жанр Полоцкий называет «стихами краесогласными») представляли собой пространные лирические произведения, обычно с прологом и эпилогом, исполнявшиеся не­сколькими лицами по очереди, но допускавшие и монологическую форму исполнения. Иногда речи чередовались с хоровым пением, но элементы диалога отсутствовали. Этот жанр стоит у колыбели зарождающейся школьной драматургии. Теория декламаций была тщательно разработана в сочинениях по поэтике, в которых был вкратце затронут и вопрос об их исполнении. Более сложные декла­мации исполнялись в зале школьного театра, перед сценой, а на открытой авансцене в это же время показывались живые картины соответствующего содержания. Там же могли выставляться кое-какие бутафорские и подлинные вещи: монументы, победные тро­феи, царский трон, лес и т. п. Декламации читались или по памяти, или по написанному тексту. Их исполнение должно было состоять не только в соответствующем смыслу интонировании, но и в жести­куляции, чтобы декламаторы не походили на «неподвижные пни»53. Декламации, исполненной двенадцатью учениками Симеона Полоц­кого в присутствии царя в 1656 году, предшествовало особое вступление — «Предисловие от малых», в котором участники про­сили снисхождения своей неискусности («немощни суще») и в пышных риторических выражениях величали царя «солнцем свет­лым» и «европейской звездой». Царя не мог не поразить новый вид искусства. Его привлекли возможности политической пропаган­ды, которые были в них заложены.

Следующая встреча Симеона Полоцкого с царем произошла лишь в начале 1660 года в Москве. В этот промежуток времени ученый монах продолжал свои драматические опыты. К этому же периоду относятся произведения в новом для Полоцкого и более не повторявшемся у него жанре — «Беседы пастушеские» "-. Эта бытовая сцена из популярной в школьном театре «Рождест­венской драмы» была уже не простой монологической декламацией, а подлинным развитым диалогом. Здесь была сделана попыт­ка разработать образы пастухов: один из них был простоват, дру­гой, наоборот, смышлен и сведущ. Однако образы еще не получили законченных очертаний, они даже не имели собственных имен. Таким образом, на примере сочинений Симеона Полоцкого просле­живается постепенный ход развития школьной драмы от простей­шей, разбитой на голоса декламации до развитого диалога.

Можно думать, что при первой же встрече с царем Алексеем Михайловичем у Полоцкого зародилась мысль переехать работать в Москву. Он стал изучать русский язык и постепенно отходил от языка украинско-белорусской книжности 66. В 1663 году Полоц­кий уже в Москве. Он поступает учителем в Заиконоспасскую шко­лу, этот зародыш будущей Московской духовной академии, а так­же обучает царских детей. Популярность Полоцкого растет с каждым годом. Он становится другом и сотрудником наиболее передовых людей своего времени — бояр Матвеева, Хитрово, Ромодановского, Милославского и высших церковных деятелей. Ему доверяются также ответственные политические выступле­ния— против Никона, против раскола, против протопопа Аввакума и других. Полоцкий организует типографию и составляет проект открытой уже после его смерти Московской славяно-греко-латин­ской академии.

Особенно активно работал Симеон Полоцкий в области поэзии, используя все известные в ту пору поэтические жанры, в том числе и торжественные декламации. Поводом к их исполнению служили церковные и придворные праздники. Декламации Симеона Полоц­кого исполнялись в руководимой им школе, в церквах, в частных домах ве, в дворцовых помещениях — в Коломенском и в Москве.

Полоцкий вводит и популяризирует новое для России силлаби­ческое стихосложение. К поэтическому творчеству и декламации он привлекает детей царя — Федора и Алексея, а также бояр. Даже царь начинает писать стихи. По замечанию биографа Полоц­кого И. Татарского, «благодаря инициативе Симеона и его необык­новенной продуктивности в этом направлении при дворе царя Алексея Михайловича образовалась своего рода пиитическая ат­мосфера, обильно насыщенная дутыми хвалебными стихотворе­ниями, всюду проникавшими и на все налагавшими здесь отпеча-токхвоеобразной торжественности».

Все более и более входя в русские общественные интересы, Полоцкий пришел, к мысли испытать свои силы и в собственно дра­матическом жанре. К этому он был подготовлен благодаря знаком­ству с опытом западного школьного театра, с его развитой драма­тургией, с ее разнообразными жанрами, изощренными поэтичес­кими и сценическими приемами и т. п. Полоцкий легко мог ими воспользоваться, подобно тому как он это сделал при написании известного панегирического произведения «Орел Российский» и в ряде декламаций. Но Полоцкий сознательно избегал этих прие­мов, ибо учитывал, что они отдалили бы его пьесы от русской аудитории. Если автор и учел опыт школьной драматургии, то в том жанре, который тяготел к простейшему изложению действия — к «моралите», к простому поучительству. Перу Симеона Полоц­кого принадлежат по крайней мере два драматических произведе­ния. Это «История, или Действие евангельския притчи о блудном сыне» и «Комедия о Навходоносоре царе, о теле злате и триех от-роцах, в пещи не сожженных». Точные даты их написания неиз­вестны, но косвенные данные для датировки имеются.

В эпилоге к «Комедии о Навходоносоре» говорится о том, что ее исполнители будут

Господа молити,

Да во всем тебе

Изволит простити,

К тому да подаст мирно царствовати,

А противники вскоре побеждати...

В пьесе повествуется об уничтожении гордого «неверного» царя Навходоносора при столкновении с «благоверными» еврей­скими отроками. Комедия, как видно, была написана во время или незадолго до войны с Турцией, начатой Россией в 1673 году 69. «Комедия о Навходоносоре» перекликается с другими пьесами — «Алексеем, божиим человеком», «Юдифью», «Баязетом и Тамер­ланом», которые были написаны и поставлены в России в связи с турецкой войной.

Комедия о блудном сыне была исполнена не при дворе и не в присутствии царя, а очевидно, в частном доме, ибо в прологе ав­тор обращается лишь к «благородным, благочестивым государям премилостивым». Комедия эта стоит в связи с обычаем посылать молодых дворянских детей за границу для пополнения образова­ния. У всех в памяти был отъезд за границу Воина Ордын-Нащо-кина в феврале 1660 года, то есть вскоре после первого приезда Симеона Полоцкого в Москву. Воин был сыном одного из крупных русских государственных деятелей XVII века Афанасия Ордын-Нащокина. Посланный с важными поручениями за границу, Воин там остался,и находился на службе сперва в Данциге у польского короля, а затем во Франции. Это вызвало негодование царя, приказавшего найти и вернуть его любой ценой или «извести» его. Наконец в 1665 году молодой Нащокин раскаялся и получил прощение царя. Симеон Полоцкий был близок к Ордын-Нащоки-ну — отцу. Можно не сомневаться, что непосредственным поводом к написанию комедии о блудном сыне и послужила история его сына.

В эпилоге говорилось:

Юным ее образ старейших слушати,

На младый разум свой не уповати,

Старим, да юных добре наставляют,

Ничто на волю младых не спущают, Наипаче образ милости явися,

В нем же божая милость вобразися,

Да и вы богу в ней подражаете.

Покаявшимся удобь прощаете.

Таким образом, автор просил о прощении виновного юноши. Если вспомнить преследования, которым Воин Нащокин подвер­гался со стороны царя, можно думать, что Симеон Полоцкий пы­тался этой пьесой смягчить государев гнев. Надо полагать, коме­дия о блудном сыне предшествовала «Навходонасору». Если так, то она является старейшей русской письменной драмой.

Будучи откликом на случай с сыном Ордын-Нащокина, эта пьеса по своей теме и сюжету имела для того времени более общий смысл. Биограф Симеона Полоцкого считал, что «мысль об отноше­ниях между родительскою властью и волею детей имела особое значение в московском обществе второй половины XVII века» 60. Пьеса во многом перекликается с повестями XVII века о Горе-Злосчастии и Савве Грудцыне. Юноша, неопытный в жизни и недо­статочно устойчивый морально, не в силах противостоять соблаз­нам и легко поддается их тлетворному влиянию (пьянству, разгу­лу, азартным играм, распутству). Но его попытка нарушить веко­вые устои, жить по своей воле терпит крушение; это ведет к рас­каянию юноши.

Автор хотел создать пьесу на материале, хорошо знакомом зрителям. Поэтому он и обратился к евангельской притче. Пьеса состоит из шести частей (актов), разделенных на сени (явления): между частями вставлены музыкальные интермедии. Следуя в основном евангельскому тексту. Полоцкий, однако, вводил не­которые новые сцены; такова, например, шестая (последняя) часть, сближающая комедию о блудном сыне с злободневными события­ми. Наибольший сценический интерес представляют вторая, третья, четвертая и отчасти пятая части комедии. Вторая часть изображает сцену кутежа. Блудный сын, вырвавшись на волю, грустит, что ему не с кем веселиться, и нанимает слуг, которые принимают участие в кутеже.

Начинается кутеж: вино, карты, зернь. По ремарке автора:

И тако сядут играми, будут похищати добро Блуднаго и проигравати... И напиются.