Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
конфликтология 2.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
558.59 Кб
Скачать

Фикционный финализм

В начале XX в. австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) даже сформулировал парадоксальную концепцию, названную фикционным финализмом. Суть ее в том, что наши основные жизненные цели, как правило, представляют собой простые фикции, не выдер­живающие прямого сопоставления с действительностью. Скажем, многие люди уверены, что напряженная работа и немного удачи в принципе могут обеспечить им практически все, что они хотят — успех, богатство, славу и т.д. В большинстве случаев такие ожида­ния не оправдываются, но это не страшно, поскольку напряженная работа в любом случае приносит свои плоды: человек становится «крепким профессионалом», приобретает хотя бы средний матери­альный достаток и уважение небольшого круга знакомых лиц. Пусть это не совсем то, что ожидалось, но и это совсем не плохо.

Конечно, можно и не соглашаться с А. Адлером в признании большинства наших целей фиктивными, но то, что поиск средств осуществления главной цели частенько приводит к реализации це­лей, которые изначально даже не ставились,— несомненный факт. Особенно выразительно он выглядит в истории научного творчества:

поиск средневековыми алхимиками философского камня немало спо­собствовал прояснению свойств химических элементов, погоня за уни­версальной формулой для спектральной функции абсолютно черного тела привела к открытию квантов и т.д.

Другими словами, поиск полезен практически всегда, а отрица­тельный его результат — это тоже результат.

Итак, поисковая активность в любых ситуациях должна стать стержнем нашей стрессоустойчивой жизненной стратегии. Это есть главный способ адаптации к современному быстро меняющемуся миру и одновременно главное средство совершенствования самих себя (а попутно — и нашего социального окружения). Но разумеет­ся, мы должны ясно отдавать себе отчет в том, что вовсе не всякая активность — благо. Крайние формы протестного поведения, бро­дяжничество, преступность, наконец,— это ведь тоже формы соци­альной поисковой активности, правда, неприемлемо ориентирован­ной. Так что, пользоваться принципом поисковой активности сле­дует осторожно, помещая его в некие рамки общего отношения к жизненным ценностям.

Это отношение в немалой степени зависит от сформировавше­гося у нас мировоззрения, убеждений, представлений о том, как следовало бы прожить дарованную нам жизнь. Данные представ­ления, между прочим, также могут быть источником постоянного стресса. Если жизнь складывается не так, как нам хотелось бы (а это случается сплошь и рядом), если нам не удается соответство­вать общепринятому образцу успешного и благополучного челове­ка, поневоле начинает накапливаться некое раздражение, растут претензии к внешнему миру и самому себе. В такой ситуации по­лезно внимательно проанализировать, насколько рациональны наши исходные убеждения в том, как должен быть устроен окружающий социальный мир.

Насколько рациональны наши убеждения?

Дело в том, что частенько наши требования к себе и окружению бывают неоправданно за­вышены, поскольку опираются на так назы­ваемые иррациональные убеждения. Иррациональными они считают­ся потому, что не имеют в реальности достаточных оснований. Как правило, это чересчур категоричные обобщения неких форм поведе­ния или укорененные в нашем сознании стереотипы, которые, мо­жет, и имели в прошлом какую-либо реальную основу, но давно ее утратили и ныне существуют лишь по инерции. Например: «жен­щина должна быть хорошей хозяйкой», «мужчина — добытчик, хо­зяин семьи», «знакомиться на улице неприлично» и пр. Нельзя ска­зать, что эти утверждения вовсе безосновательны, то есть ложны. Иррациональными же их делает абсолютная категоричность, недопущение исключений. Так должно быть и все тут! А когда реаль­ность таким требованиям не соответствует, естественно возникают нарушения эмоционального состояния и как следствие — хроничес­кий стресс.

Сравните два ряда утверждений, сформулированных американс­кими психологами как перечни типичных иррациональных убежде­ний и их рациональных опровержений:1

1Цит. по: Рутман Э. М. Как преодолеть стресс. — М.: 1998. — С. 135 — 141.

Иррациональные убеждения

Рациональные опровержения

  1. Мне необходимо чувствовать любовь и одобрение всех значимых для меня людей.

2. Чувствовать себя стоящим че­ловеком можно только, если соот­ветствуешь всем требованиям: вы­соко компетентен в своей профес­сии, умен и достигаешь успехов большую часть времени хотя бы в одной большой области.

3. Необходимо, чтобы в жизни все было так, как представляется пра­вильным. Если я чувствую, что не достигну того, что мне кажется пра-вильным и необходимым для меня, жизнь представляется мне ужасающей, невыносимой, непри­емлемой.

4. Люди должны быть справедли­вы, честны, доброжелательны друг к Другу. Если люди поступают не­справедливо, нечестно или не­этично — это ужасно, это испор­ченные, дурные люди, они заслу­живают бесспорно осуждения и строгого наказания.

5. Жизнь должна быть всегда ра­достной, приятной, любая фрустрация (крушение надежд), диском­форт, страдание или боль — не­стерпимы.

6. Необходимо иметь людей, на которых всегда можно положить­ся, абсолютно надежных людей.

7. Вполне возможно определить, чего стоит тот или иной человек (и ты сам) на воображаемой шкале общечеловеческих ценностей, и сравнивать людей по этой шкале.

8. Тяжелый опыт прошлого посто­янно разрушает настоящее, влия­ние прошлого опыта (а также на­следственности и т.п.) невозможно изменить, невозможно изменить себя и свою жизнь.

9. Эмоциональные расстройства всегда возникают только под действием внешних обстоятельств, вряд ли возможно контролировать свои чувства.

10. Каждый человек должен быть отзывчивым, думать о других, со­чувствовать их проблемам и пере­живаниям.

11. Когда в жизни возникает ка­кая-то угроза от вещей или людей, необходимо об этом постоянно по­мнить, тревожиться, беспокоить­ся, иначе не удастся избежать того, что угрожает.

12. Нужно всегда находить самое правильное решение своих про­блем и любых проблем.

13. Необходимо уметь управлять чувствами и отношением других людей.

14. Лучше избегать трудностей, чем преодолевать их.

15. Для полной уверенности в сво­ей правоте необходимо убедить в ней других.

1. Желательно и продуктивно со­средоточиваться на поступках, которые обеспечивают самоуважение, на дости­жении желаемых практических резуль­татов, на том, чтобы любить, вместо того, чтобы стремиться постоянно быть любимым и зависеть от одобрения дру­гих, их отношения.

2. Более благоразумно реалисти­чески воспринимать себя как несовер­шенное творение с человеческими ог­раничениями и слабостями- Лучше стремиться действовать, чем стремиться действовать только самым совершен­ным образом, только максимально хо­рошо, что не противоречит постоян­ному самосовершенствованию и высо­ким требованиям.

3. Жизнь и люди таковы, каковы они есть. Конечно, я стремлюсь, что­бы все было так, как мне хочется, но понимаю, что вряд ли так может быть всегда и во всем. Если я не достигаю желаемого, то не впадаю в уныние, а ищу желаемого в чем-то другом, там, где его можно достичь.

4. Жизнь полна несправедливости, люди часто поступают глупо, несправед­ливо, неэтично. Хорошо, когда можно им помочь поступать лучше.

5. Редко бывают возможны дости­жения без усилий, без боли, без труда. Я смогу выдержать дискомфорт, и стра­дание, и боль, хоть мне и плохо, когда приходится это переносить...

6. Дружба и общение — важная часть жизни, но и они будут полней, когда вы сможете всегда опираться на себя, не нуждаясь в ком-то, кто помо­гал бы вам идти по жизни.

7. Люди крайне сложны, невоз­можно их мерить одной мерой, невоз­можно определять «ценность» челове­ка по какой-то общей шкале.

8. Влияние прошлого опыта мож­но преодолеть, пересмотрев, переоце­нив события прошлого, а также свои интерпретации настоящего в свете про­шлого опыта.

9. Я в большей степени сам ответ­ственен за свои эмоциональные расстройства. Я могу управлять своими эмоциями, разбираясь в ситуации, ме­няя свой взгляд на события, их оценку и свой прогноз их последствий.

10. Я рад помочь другому, но луч­ше всего я смогу помочь, оставаясь спо­койным и четко оценивая, чем имен­но я могу помочь. Если же помочь не­возможно, постараюсь не терять свой душевный покой, если это ничему не помогает,

11. Тревога или ужас не приводят магически к исчезновению предметов беспокойства. Я постараюсь наилучшим образом справляться с угрожающими событиями, но если это невозможно, я приму неизбежное.

12. Мир — это весьма неопределен­ное место для жизни. Для того, чтобы полноценно радоваться жизни, я дол­жен уметь принимать решения и риско­вать, не имея никаких гарантий.

13. Хоть мне и желательны привя­занность и уважение других людей, нет никакого закона, по которому каждый должен меня любить или желать мне подчиняться.

14. Проблемы не проходят мимо, если я прячу голову в песок.

15. Я хорошо понимаю, что воз­можны ситуации, когда большинство еще не видит правильного решения (не может, не хочет), кроме того, я не бо­юсь ошибиться и, наконец, довольно часто возможны разные мнения по од­ному вопросу- Пожалуй, убеждать дру­гих мне скорей необходимо, пока я сам не вполне уверен, что прав.

Слов нет, сформулированные в левом столбце утверждения весьма привлекательны и в общем соответствуют стандартному набору убеж­дений о том, как должна быть устроена наша жизнь. Но увы, если мы и в самом деле будем твердо и последовательно воплощать эти положения в жизнь, то реальность в итоге будет выглядеть сплош­ным кошмаром и устойчивый стресс нам обеспечен. Конечно, с данной схемой можно спорить; разумеется, граница между рацио­нальными и иррациональными убеждениями относительна, и в кон­кретных ситуациях они могут меняться местами. Но все же, если вдуматься, смысл их разделения составляет простая и прагматичная идея: не требуйте от мира совершенства!

Попробуйте принять мир таким, каков он есть. «Принять» — не значит согласиться со всеми его несовершенствами и пороками. Это означает лишь — констатировать некую объективную реальность, а уж потом по мере сил приниматься за ее исправление.